Чтобы не повторилось
На сессии Законодательного собрания обсудили прохождение отопительного сезона в регионе
Депутаты Законодательного собрания намерены и дальше держать на контроле ситуации, связанные с прохождением отопительного сезона.
Любой отопительный сезон в Сибири — всегда период повышенной готовности. Ведь любая, даже незначительная, авария на теплосетях в минус 20 — это чрезвычайное происшествие и сотни, а то и тысячи людей, испытывающих огромные неудобства. А после двух масштабных аварий в Ленинском районе Новосибирска в январе 2024 года подготовка и начало нынешнего отопительного сезона закономерно вызвали самый пристальный интерес депутатов Законодательного собрания. На последней сессии парламентарии постарались подробно разобраться, чего ждать в сфере ЖКХ нынешней зимой и когда ситуация с коммунальными авариями кардинально улучшится. Ответ держал Олег Клемешов, долгое время работавший первым вице-мэром Новосибирска, а недавно перешедший на работу в правительство области в качестве вице-губернатора, курирующего в том числе вопросы жилищно-коммунального комплекса.
По его информации, в целом по региону запущено 1 113 котельных, 673 центральных тепловых пункта (ЦТП), 5 422 км тепловых сетей, к отоплению подключено 15 525 домов, преимущественно многоквартирных. Из областного бюджета на подготовку к сезону муниципальным образованиям и районам было выделено 2,5 млрд рублей субсидий.
В области, по словам Олега Клемешова, прохождение отопительного сезона не вызывает опасений, но очевидно, что всё внимание сейчас приковано к Новосибирску, где сконцентрирована большая часть коммунальной инфраструктуры. В связи с чем и аварии здесь происходят чаще, и резонанс громче. Депутаты поинтересовались, а что было сделано за лето, чтобы январь 2024-го не повторился в таких масштабах?
34
года составляет средний «возраст» магистральных тепловых сетей в Новосибирске. Внутриквартальные сети в среднем всего на год младше.
— «Сибирская генерирующая компания», которая является основной теплоснабжающей организацией в Новосибирске, с 2022 года начала реализацию 10-летней инвестиционной программы, и даже по первым годам виден прогресс, — подчеркнул Олег Клемешов. — Если в 2022 году полностью было заменено 11 километров теплосетей, в 2023-м — 19, то уже в этом — 36 километров. Из них 21 километр — на левом берегу города, а на той самой проблемной улице Петропавловской — 1,3 километра. Заменено 27 единиц запорной арматуры, а на 31 тепловой камере установлена автоматическая система мониторинга.
Понятно, что такое огромное и довольно запущенное хозяйство в одночасье в порядок не привести. Точно потребуется время, тем более что пока прошло только три года из 10 лет реализации инвестпрограммы СГК. В начале ноября 2024 года в эфире одного из областных телеканалов губернатор Андрей Травников говорил, что в ближайшие два-три года коммунальные аварии, увы, неизбежны, но спустя это время уже можно серьёзно спрашивать с энергетиков.
— В общественную приёмную Законодательного собрания и лично депутатам регионального парламента в районах и городских округах ежемесячно поступают десятки обращений по поводу теплоснабжения домов и социальных объектов, — сказал спикер парламента Андрей Шимкив. — В конце октября было большое совместное заседание профильного комитета заксобрания и комиссии горсовета по этой теме, где обсудили большинство злободневных вопросов и выработали механизмы их решения и контроля. Сегодня очень важно, как будет выстраиваться взаимодействие между региональной властью и СГК, но главный позитив заключается в том, что все ответственные за этот вопрос всё понимают и знают, в каком направлении двигаться.
Одна из оставшихся проблем, на которую обратил внимание председатель комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Олег Подойма, — проблема с оповещением.
— Есть номер 051 Единой дежурно-диспетчерской службы, на работу которого нам постоянно поступают жалобы от людей. Они говорят, что невозможно дозвониться, а если удалось, то поступающие сигналы не всегда оперативно доходят до ремонтных служб. Необходимо откорректировать систему информирования и продолжить на базе подразделений «Сибирской теплосбытовой компании» работу по реализации пилотного проекта по созданию общего кол-центра. В любом случае ни один звонок, ни одно сообщение не должны оставаться без ответа, — подчеркнул парламентарий.