Катарсис окрыляет
27 марта — Всемирный день театра. Почему сибиряки стали чаще ходить в театры, а на некоторые спектакли новосибирских театров билетов просто не достать?
Сцена из спектакля «Мёртвые души» — одного из самых кассовых в театре «Красный факел».
Год назад билетные агрегаторы сообщили о росте продаж театральных билетов на 40%. «Но то в Москве и в Санкт-Петербурге! — возразит недоверчивый читатель. — Понятное дело — культурные столицы». И будет неправ! Новосибирск уже несколько лет вписан в общую культурологическую повестку: сибиряки много ходят в театры, на премьерах всегда аншлаги, а на иные спектакли билеты раскупаются за несколько месяцев вперёд. Причём не только на премьерные и хитовые спектакли, но и на те, что в репертуаре идут по несколько лет, — у новосибирского зрителя есть свои «любимчики». Эту тенденцию отмечают и в министерстве культуры НСО, подчёркивая, что театры всегда играли и играют важную роль в коллективном стремлении масс к искусству.
Мы самостоятельно тянемся к высокому искусству или на нас влияют внешние причины? Социологи утверждают, что общество потребления уже насытилось, а девиз «хлеба и зрелищ» становится особенно актуален в переходные исторические моменты, когда человеку нужно отвлечься от внешнего потока событий.
«Алиса в стране чудес» всегда собирает полные залы в театре «Глобус».
— В последние годы аудитория театров неуклонно растёт, — говорит директор театра «Красный факел» Антонида Гореявчева. — Всплеск не спадающего интереса мы наблюдаем как в Новосибирске в целом, так и в нашем театре в частности. Высокий зрительский спрос связан со многими факторами. И с ростом авторитета театра в жизни горожан. И с тем, что театр стал популярным видом культурного досуга. И с вниманием к театру как к «живому» искусству — оно даёт впечатления и ощущения, которые ничем нельзя заменить. И с развитием внутреннего туризма. На спектакли театра «Красный факел», например, зрители регулярно приезжают из других городов — как из других регионов, так и из культурных столиц. Причём речь идет не только об отдельных туристах, включающих посещение театра в свой график путешествия, но и о театралах, которые специально приезжают в Новосибирск, чтобы посетить группой сразу несколько спектаклей репертуара.
Антонида Гореявчева подчёркивает: два года назад театр взял курс на классику и активно работает над созданием классического репертуара — в афише театра появились спектакли по Гоголю и Достоевскому, Булгакову и Горькому, Шекспиру, Шоу и Шеридану. Новый вектор развития счастливым образом совпал с тем, что хотят видеть на академической сцене новосибирские зрители: билеты раскупаются буквально в первые дни, а иногда и часы продаж.
В «Старом доме» хит продаж — спектакль «Цветы для Элджернона».
Аналогичная картина и в театре «Старый дом», где постоянно идёт поиск новых форм, а репертуарная политика выстраивается с учётом коллективного зрительского запроса. А запрос сегодня — на совместное переживание и проживание эмоций: мы остро нуждаемся в бережном пространстве, где можем, условно говоря, «обняться».
— Безусловно, есть очевидные объективные причины того, что люди самых разных возрастов, образования и профессий стали чаще ходить в театр, — констатирует директор театра «Старый дом» Татьяна Ильина. — Театры сейчас находятся в выигрышном положении, так как количество иных зрелищных мероприятий значительно сократилось. Но, мне кажется, это не самое главное. Сегодня мы живём в состоянии острого дефицита положительных эмоций, дефицита эмпатии. И именно театр — и только театр, дающий зрителю возможность сопереживать, сострадать, смеяться, плакать, — может дать ощущение эмоциональной наполненности и осмысленности, а значит, гармонии. Конечно, мы можем пустить слезу и перед экраном телевизора или монитора, но ничто не заменит живое театральное действие, актёров, говорящих со своим зрителем здесь и сейчас. И конечно, что немаловажно, сегодня мы наблюдаем увеличение сегмента молодёжной аудитории. Это думающая, пытливая публика, и то, что эти молодые люди сейчас идут именно в театр, говорит о том, что здесь — место силы, благодатная и правильная почва для интеллектуального взросления.
«Два капитана» Новосибирского музыкального театра — романтический пересказ известного романа Каверина.
Имея к театру самое прямое отношение, я иногда слышу от людей замечания по поводу общей репертуарной политики из серии «народу нужны простые комедии, а не вот эти вот рефлексии». Но психологи утверждают обратное: именно «трудные» спектакли, где изначально предполагается большая зрительская работа душой и сердцем, вызывают самые яркие эмоции, объединяя людей сильным эмоциональным полем. Перефразируя известную рекламу — «катарсис окрыляет!».
«Ромео и Джульетта» в «Красном факеле» рвет сердца зрителей.
К примеру, в «Старом доме» хит продаж — спектакль «Цветы для Элджернона» по одноимённой повести Киза, и это далеко не самая весёлая на свете история про мойщика полов с ментальными особенностями, чья жизнь была брошена под каток науки. Но попробуйте купить билет на этот спектакль — проданы на месяцы вперёд. Дело в том, что мы ходим в театр ещё и для того, чтобы, присоединившись к чужой судьбе, понять что-то про себя. Есть даже такое направление в психологии, когда люди «лечатся» театром — человек выбирает себе героя в спектакле, чтобы через него получить инсайды. В принципе, это может делать каждый вдумчивый зритель, для которого театр — не только развлечение, но и про «подумать».
«Е-ЕЕ-ЕЕ!» — спектакль режиссера Антона Федорова, который он поставил в «Старом доме».
— Театр — это всегда встреча человека с человеком, сегодня как-то особенно хочется ощущать себя в кругу людей, которые про одно, и театр, по крайней мере, создаёт иллюзию того, что в зрительном зале — компания людей, чем-то объединённых, — уверена театровед и театральный критик Мария Кожина. — Ещё я думаю про то, что театр позволяет отвлечься от своей рутины и пожить чужой жизнью, жизнью персонажей. Здесь, конечно, интересно, как это работает: с одной стороны, проживание чужой истории, а с другой — узнавание чего-то про себя. Два дня назад я была в Новокузнецке на спектакле Сойжин Жамбаловой «Дядя Ваня» и поняла, что задаюсь теми же вопросами, что Серебряков и Войницкий, и надо теперь как-то с этим обойтись.
Билеты на спектакль «Великий Гетсби» в Новосибирском музыкальном театре разлетаются как горячие пирожки.
- «Красный факел»
«Мёртвые души», «Ромео и Джульетта», «Бесы», «Собачье сердце», «Только для женщин» - «Старый дом»
«Цветы для Элджернона», «Е-ЕЕ-ЕЕ!», «Социопат», «Парадокс об актёре и жестокости», «Котлован», «Тётки» - Новосибирский музыкальный театр
«Великий Гетсби», «Любовь и голуби», «Вий», «Весёлая вдова», «Два капитана» - «Глобус»
«Алиса в Стране чудес», «Садко в подводном царстве», «Учитель танцев», «Собаки», «Поллианна», «Олеся» - ГДТ под управлением Сергея Афанасьева
«Шутки в глухомани», «Унтиловск», «Ханума», «Зелёная зона», «Безумный день, или Женитьба Фигаро» - НОВАТ
«Щелкунчик», «Золушка», «Евгений Онегин», «Сказка о царе Салтане» - Театр кукол
«Похороните меня за плинтусом», «Крошка Енот», «Колобок», «Карлик Нос», «Ханума», «Айболит»