24.02.25

Это — по любви

Учитель Второй Новосибирской гимназии Андрей ЧЕРВОНЕНКО — о проблемах подросткового выбора, современных уроках труда и сути наставничества

ДОСЬЕ
АНДРЕЙ ЧЕРВОНЕНКО
Учитель технологии Второй Новосибирской гимназии. Родился в 1996 году в селе Кокошино Чулымского района Новосибирской области. С золотой медалью окончил среднюю школу, с красным дипломом — НГТУ, факультет мехатроники и автоматизации. В 2024 году Червоненко присвоена учёная степень «кандидат технических наук». 

Всего 29 лет исполнилось 28 января 2025 года нашему герою. Более 7 лет назад студент НГТУ Андрей Червоненко, планировавший связать своё будущее с электроэнергетикой, принял решение, в корне изменившее его жизнь. Сегодня он делает не только собственную блестящую педагогическую карьеру, но и всё возможное, чтобы ученики превзошли своего учителя.

«Муки» выбора

— Андрей Павлович, в вашем возрасте ещё очень рано оглядываться назад и подводить итоги. Но давайте всё же вспомним, как вы делали выбор вуза, профессии и почему всё пошло немного не плану?

— Прежде чем рассказывать о себе, начну с «проблемы», которая была как 12–14 лет назад, когда я учился в старших классах, так существует и сегодня. Недавно, буквально полтора-два года назад, проводилось огромное социологическое исследование — более чем в 40 регионах России — среди учеников 11-х классов. Как выяснилось, только менее 30 процентов выпускников определились с будущей профессией, а остальные либо вообще не знали, кем хотят стать в будущем, либо считали, что «жизнь слишком непредсказуема и что-то планировать в ней нет смысла». Также к цифрам прилагался аналитический текст, авторы которого пытались объяснить, почему это происходит и насколько это плохо или опасно для будущего — как самих детей, так, видимо, и страны в целом.

— Вы полагаю, не совсем согласны с выводами?

— Да, мягко говоря — не совсем, потому что такая ситуация была и в мои подростковые годы, и раньше. Если говорить конкретно про меня, то тут были объективные причины: как будущий золотой медалист я примерно на одном уровне знал как гуманитарные предметы, так и естественно-научные и весьма результативно участвовал в олимпиадах. В 11-м классе ты, безусловно, начинаешь задумываться, куда поступать, но мало у кого в таком возрасте есть чёткое понимание профессии и сферы, в которой будешь работать после вуза.

— Как в таком случае вы выбирали вуз и специальность?

— Мне на тот момент нравились электротехника и электроэнергетика в целом. И с прикладной точки зрения было очевидно, что специальность востребованная и с трудоустройством проблем быть не должно. А вуз, как бы смешно это ни звучало, я выбирал методом исключения. Мои старшие братья учились в СГУПСе и СибГУТИ, и я решил, что мне — дорога в НГТУ, о чём впоследствии никогда не жалел. На факультете мехатроники и автоматизации (бывший электромеханический) была очень хорошая дружелюбная атмосфера, и знания давали высокого уровня. Учиться мне нравилось, бакалавриат логично перерос в магистратуру, магистратура — в аспирантуру, а потом я и кандидатскую диссертацию защитил, работая на тот момент уже несколько лет в школе.

Случай или судьба?

— В 2017 году, ещё не закончив бакалавриат, вы оказались во Второй Новосибирской гимназии и уже восьмой учебный год здесь трудитесь. Почему так произошло?

— Вопросы глобальные, поэтому буду отвечать по частям. Сам факт моего появления в школе можно назвать хоть и счастливым, но всё же случаем. Накануне 2017/18 учебного года ведущих студентов нашего факультета собрала заместитель декана и рассказала, что школы города остро нуждаются в обученных кадрах, которые помогли бы с внедрением новых проектов и направлений, связанных с техническим творчеством школьников. Защита диплома у меня была через несколько месяцев, сам он был фактически уже написан, и я решил: почему бы не попробовать? Был уверен, что это на год максимум. Просто такое интересное приключение и некий новый опыт.

— Который, однако, стал профессией?

— В том, что случай стал судьбой, определяющим стало именно место, куда я попал. В нашей гимназии особая атмосфера творчества, к тому же на тот момент, да и сейчас, здесь очень большое внимание уделялось инженерному образованию, робототехнике и 3D-моделированию, занятиям по электронике и электромонтажу. По факту, как новый учитель технологии я во многом преподавал то, что изучал в вузе. Как пелось в одной известной песне: «Это будет несложно, это — по любви». Мне не приходилось себя переламывать, заставлять, преподавать то, что самому не интересно. Всё получилось как-то естественно, и уже в первый год новая работа полностью увлекла меня.

Тренер чемпионов

— Андрей Павлович, ваш предмет давно называется «Технология», но многие по привычке называют это трудовым обучением, или «трудами». В современной школе мальчики до сих делают табуретки, а девочки шьют и варят супы?

— Всё это — дерево- и металлообработка, кулинария и швейное дело — в той или иной мере сохранилось практически в каждой школе, лицее и гимназии, но сама суть этого школьного предмета в последние годы изменилась до неузнаваемости. И наша гимназия, как это уже не раз было в её истории, стала одним из пионеров переформатирования уроков технологии. В 2017 году, в мой первый год работы, на проходящем в Краснодаре национальном чемпионате WorldSkills Russia наша директор Ирина Михайловна Михно презентовала на всю страну новый модульный формат уроков технологии, который уже начал внедряться у нас в гимназии в качестве эксперимента. Суть его заключалась в том, что в течение учебного года все дети, независимо от пола, осваивают пять учебных модулей: кулинарное дело, инженерный дизайн, черчение с помощью компьютерной графики, мобильную робототехнику, электронику и электромонтаж. И на тот момент мы немного опередили время, потому что в итоге повсеместно пришли к этой модульности, хотя названия и направления могут немного меняться исходя из материальной базы, кадрового состава учителей, да и просто требований времени.

— Чемпионаты WorldSkills, сегодня «Профессионалы», вообще можно назвать отдельной страницей в вашей биографии: далеко не в каждой школе есть учитель, являющийся тренером, восемь раз выигрывавшим чемпионат России и один раз —чемпионат мира. Что это за история?

— Прежде всего, хочу подчеркнуть, что чемпионаты выигрывали ученики нашей гимназии, а я был просто тренером. А сама история очень простая: одной из компетенций чемпионатов WorldSkills Russia всегда был «Электромонтаж», и меня, как человека имеющего к этому хоть косвенное, но отношение, в первый же год работы поставили курировать это направление. Представители Второй Новосибирской гимназии становились чемпионами России в 2017-м, 2019-м и в 2020–2023 годах, иногда — в двух возрастных группах сразу. Наши выпускники Иван Миськов и Никита Сухарев являются четырёхкратными чемпионами России, а Глеб Бугаев трижды побеждал на WorldSkills Russia, а в 2019 году стал чемпионом мира.

Больше чем учитель

— В прошлом году вы перестали быть тренером региональной сборной по электромонтажу, но вошли в число 50 победителей первого всероссийского конкурса «Наставник года». Что лично вы вкладываете в это понятие?

— Я остаюсь главным региональным экспертом по компетенции «Электромонтаж», но уход с «тренерской работы» был осознанным: мне хотелось, помимо уроков, уделять больше времени и внимания максимально возможному числу своих учеников. На дополнительных кружках мы готовимся к самым разным конкурсам инженерно-технологической направленности. Награды, звания, оценки коллег — несомненно, приятны, но, на мой взгляд, наставник — это больше, чем учитель. Передача знаний и опыта, являющиеся, собственно, определением наставничества, важны, но если к этому относиться механистически, не думаю, что результат будет важным для ребёнка. А когда ты не просто хочешь «отработать» урок, но и максимально раскрыть способности каждого ученика, когда они начинают доверять тебе и раскрываться в ответ, тогда и возникают отношения, которые можно назвать наставничеством. В конце концов, нужно просто любить свою работу, тех, ради кого ты ею занимаешься, и тогда всё получится. 

ПОБЕДА

В 2019 году ученик Второй Новосибирской гимназии 15-летний Глеб Бугаев в паре со школьником из Москвы Борисом Некрасовым стал победителем на 45-м чемпионате мира WorldSkills Kazan 2019.

За три соревновательных дня участникам нужно было собрать на стенде сложнейшую электросхему и запустить в работу «умную» теплицу. Дуэт из России, которых тренировал 23-летний на тот момент Андрей Червоненко, справился с заданием быстрее всех, опередив главных конкурентов из Китая и Объединённых Арабских Эмиратов.

Виталий ЗЛОДЕЕВ | Фото Валерия ПАНОВА и из архива Андрея ЧЕРВОНЕНКО
back

Материалы по теме:

24.01.25 Тренер чемпионов

28-летний учитель из Новосибирска стал одним из лучших педагогов-наставников России

24.01.25 Начало начал

Новый конкурс платформы «Россия — страна возможностей» в первый же год завоевал популярность

23.01.25 Место возможностей

Где студенту получить оценку своих способностей и презентовать себя работодателю?

up