23.12.24

Мост в Поднебесную

«Старый дом» начинает международный проект: с 12 по 17 января в театре пройдёт мастер-класс известного китайского режиссёра Дина Итэна

Сцена из спектакля «Трилогия» по Еврипиду.

«Старый дом» — единственный новосибирский театр, где последовательно реализуются международные театральные проекты, соединяющие языком искусства разные страны. Активное строительство «международных мостов» началось в 90-х годах прошлого века, когда на сцене появился авангардный спектакль немецкого режиссёра Бернда Динтера по триптиху Хайнера Мюллера «Заброшенный берег. Медея. Ландшафт с аргонавтами», где в роли Медеи блистали великие актрисы — Халида Иванова и Вера Сергеева. Надо сказать, что сибирский зритель немецкий авангард по мотивам известного мифа воспринял настороженно, а вот в Германии спектакль шёл при диких аншлагах и восторженном внимании прессы. Затем было сотрудничество со шведскими и японскими творцами, а уже наше время подарило зрителю успешные постановки итальянского режиссёра Антонио Лателла «Трилогия» по Еврипиду и «Пер Гюнт» по Ибсену. В международном архиве театра — многолетнее сотрудничество с казахстанским режиссёром Галиной Пьяновой, работа с белорусскими драматургами Дмитрием Богославским и Константином Стешиком, а также участие многих национальных театров в Международном театральном фестивале «Гравитация» на базе «Старого дома». В январе 2025 года «Старый дом» открывает первую главу в истории российско-китайского культурного взаимодействия в театральной сфере на территории Новосибирской области.

Итальянский режиссёр Антонио Лателла проводит на сцене «Старого дома» мастер-класс.

По решению Президента России Владимира Путина и Председателя КНР Си Цзиньпина 2024–2025 годы объявлены Годами культуры России и Китая: сегодня российско-китайское сотрудничество вышло на беспрецедентный уровень партнёрства, когда двусторонние отношения постоянно обогащаются новым содержанием, в том числе и культурным. «Старый дом» вливается в геополитический мейнстрим: с 12 по 17 января на его площадке пройдёт мастер-класс известного китайского режиссёра, кандидата наук Пекинского университета и Центральной академии драмы (Пекин) Дина Итэна. Если первое знакомство Сибири и Китая на новосибирской сцене пройдёт успешно, то в новом сезоне 2025/26 может появиться совместный спектакль. Вместе со своим ассистентом (профессиональным артистом, владеющим техникой традиционной пекинской оперы) Дин Итэн приоткроет артистам «Старого дома» тайны китайского театрального искусства, где сила актёрского существования объединяет литературу, музыку, хореографию, пение, декламацию, акробатику и искусство грима.

Анатолий Григорьев в роли Пера Гюнта.

Пекинская опера — это не просто «национальная форма», застывшая во времени и превратившаяся в сценический лубок, это универсальный ключ, открывающий двери в космогонизм китайского мировосприятия. Дин Итэн работает преимущественно в ведущих драматических театрах Китая, поэтому одной из тем мастер-класса станет трансформация традиционных исполнительских техник страны на современной сцене. Театральные критики с мировым именем именуют Итэна «лидером нового поколения китайских театральных режиссёров», а сам Дин называет свой театральный почерк новым методом, который избавляет международную публику от стереотипов из серии «китайская культура — это кунг-фу и опера». Дин Итэн уже ставил в России: в 2024 году на сцене Театра наций вышел его спектакль по роману китайского автора Лю Чжэньюня «Я не убивала своего мужа». Кстати, молодой китайский режиссёр очень любит Станиславского и в своих сценических практиках опирается на его систему.

Китайский режиссёр Дин Итэн — популярный артист и музыкант.

— Мостом или, возможно, медиатором культурной интеграции является тело, — утверждает Дин Итэн. — Независимо от того, идёт ли речь о восточном или западном исполнителе, их тела по своей сути одинаковы. На сцене они обладают «общим присутствием», их жизненная энергия и сценическая выразительность универсальны. Основой для интеграции является выявление этих общих черт. Исходя из этого, я концентрируюсь на соединении и слиянии тех аспектов, которые необходимы для конкретного произведения. Это всегда мой отправной пункт. Таким образом, ключом ко всему является тело. А если конкретизировать, то это принципы исполнения, воплощенные в теле.

Для «Старого дома» подобный опыт, безусловно, будет полезен: новые практики обогатят психофизический багаж артистов, а российско-китайская коммуникация откроет актуальные горизонты в поисках современных сценических форм. Регион же получит первый театральный кейс в рамках масштабной российско-китайской синергии. Кстати, в августе уходящего года в Пекине состоялось 24-е заседание Российско-Китайской подкомиссии по сотрудничеству в области культуры, где министр культуры Новосибирской области Юлия Шуклина выступила с докладом, рассказав о давних творческих связях региона с КНР, подчеркнув, что с 2000-х годов сибиряки выступают с концертными программами на площадках КНР и ведут совместную методическую работу по разным направлениям.

Наталия ДМИТРИЕВА
Фото Анны ЗОЛОТОВОЙ, Виктора ДМИТРИЕВА, Андрея ШАПРАНА, предоставленные пресс-службой театра «Старый дом»

back
up