23.10.25

Дядя Костя

Как легендарный автор 120 известных песен для детских садов создавал систему музыкального образования в Новосибирске

Барнаульский период Константина Нечаева. 1930-е годы.

В культурном пространстве Новосибирска существует незаслуженно забытая личность, серьёзно повлиявшая на ход «музыкальной истории» в Сибири: Константин Николаевич Нечаев — педагог, композитор, общественный деятель и автор известных песен для малышей, которые до сих пор разучивают в детских садах. О главных вехах большого и светлого пути рассказал доктор культурологии Юрий Марченко.

Константин Нечаев родился в 1884 году в Казани, в семье судейского чиновника, но в семь лет, лишившись отца, стал жить в сиротском приюте Нижнего Новгорода, где его мать работала кастеляншей. Там он привлекает внимание педагогов музыкальной одарённостью: сочиняет слова и музыку к песенкам, поёт в хоре, а с 12 лет начинает выступать как пианист, исполняя свои сочинения. Руководители приюта устраивают его в гимназию с музыкальным уклоном, но, закончив обучение, гимназист Нечаев поступает на юрфак Московского университета, параллельно учится в филармоническом училище и пробует себя в качестве иллюстратора немого кино. Разумеется, Константина ждало блестящее столичное будущее на любом из выбранных им поприщ, однако, отработав секретарём в Московском гражданском суде несколько лет, он вместе с семьёй переезжает в алтайскую глубинку — село Павловское — на должность мирового судьи. Здесь из сельской интеллигенции он создаёт хор, музыкальный кружок и самодеятельный театр, где при больших аншлагах идут «На дне» Горького и «Дядя Ваня» Чехова. Через несколько лет он перебирается в Барнаул, где знакомится с самым авторитетным музыкантом города — Антонием Марцинковским. Вместе они создают знаменитую «нечаевскую капеллу», состоявшую из оркестра и хора. По инициативе Нечаева в Барнауле открылось первое музыкальное учебное заведение — Рабоче-крестьянская консерватория, которую спустя восемь лет преобразовали в детскую музыкальную школу.

— А в 1934 году открывается новый этап в его творческой и бытовой биографии: он с семьёй переезжает в Новосибирск, где начинает работать педагогом в музыкальной школе №1, — рассказывает Юрий Григорьевич. — Любопытная деталь: в тот период в школе учится будущий известный российский композитор Александр Зацепин. А ещё его пригласили работать музыкальным руководителем детского сада УНКВД — через год ребятишки стали занимать первые места во всех конкурсах Западно-Сибирского края!

Люди, работающие вместе с Константином Николаевичем, рассказывают, что был он «небольшого роста, просто одетый, неброский внешне», но с первых минут знакомства покорял сердца своих собеседников простотой, необыкновенно доброжелательным и радостным отношением к людям и ко всему окружающему. «Интересный собеседник, талантливый музыкант, композитор, от которого свет какой-то излучался, очень мягкий и радостный — таким запомнился мне К. Н. Нечаев», — пишет в своих воспоминаниях педагог дошкольного образования Н. Иванова. Песни, которые он писал для малышей, были чистые и живые по мелодии и текстам — дети их очень любили и быстро разучивали.

Кстати, некоторые из песен Константина Николаевич до сих пор поют в детских садах, но, к сожалению, многое из написанного им не сохранилось.

Сейчас общественники вместе с Юрием Марченко пытаются по крупицам собрать наследие композитора — ищут в домашних и государственных архивах, поднимают старые документы в Союзе композиторов. А ещё Нечаев считал, что музыкальное воспитание должно начинаться в детском саду, и создал первый в Новосибирске «детсадовский оркестр» с инструментами, которые по звуку соответствовали «взрослым». К примеру, в поисках правильного мелодичного звучания подбирал гамму из велосипедных звонков. В репертуаре оркестра были детские песни, русские народные песни, «Турецкий марш» Моцарта, отрывок из увертюры к опере Бизе «Кармен».

— Нечаев преподавал и в Новосибирском музыкальном училище — с первых лет его открытия, — продолжает мой собеседник. — Писал произведения и песни, которые звучали не только на сценических площадках Сибири, но и по всей стране. А в 1948 году стал председателем Сибирского отделения Союза советских композиторов — служил до конца жизни. В 1956 году он принял активное участие в открытии Новосибирской государственной консерватории и пришёл работать на кафедру теории музыки. 23 октября 1956 года Константина Нечаева не стало…

«Абсолютный альтруизм: полная отдача себя людям, жизнь и активная деятельность, бескорыстие. Доброта, честность, простота и скоромность в поведении и в общении с людьми — независимо от их положения и веса в обществе, — писал о Нечаеве его ученик Константин Чесноков, преподаватель консерватории. — Глубокая культура и воспитанность, основанная на уважении к людям, с особенной любовью к детям. Он сам был будто большой ребёнок».

А дети его звали «дядя Костя» и очень любили.

Наталия ДМИТРИЕВА | Иллюстрация из открытых архивных источников
back
up