Я здесь всерьёз и надолго
Мэр Новосибирска Максим КУДРЯВЦЕВ — о том, насколько важно делиться лидерством, как удаётся сделать город чище и почему улица Ленина всё же станет пешеходной?
— Максим Георгиевич, подводя в апреле итоги первого года работы в должности мэра, вы отметили два главных достижения: создание работоспособной и профессиональной команды, а также существенное увеличение собственных доходов за счёт распоряжения землёй и имуществом. Да, последнее — очевидно перспективное направление, но не приведёт ли это к возвращению точечной застройки, от которой безуспешно пытались уйти предыдущие мэры Новосибирска?
— С момента моего прихода на должность главы города мы провели значительные изменения в составе мэрии, серьёзно обновили управленческий состав мэрии и муниципальных предприятий. Один человек мало что может изменить без поддержки надёжной команды, особенно в такой многоуровневой системе, как администрация города-миллионника. Нужно уметь делиться лидерством и делегировать задачи, поэтому для меня было важно привлечь профессионалов, готовых эффективно работать с большой самоотдачей и в сжатых временных рамках.
Что касается бюджета, то в прошлом году мы впервые достигли планки в 100 миллиардов рублей, погасили часть муниципального долга. В этом году стремимся к сохранению достигнутого паритета собственных доходов и межбюджетных трансфертов и рассчитываем увеличить доходную часть, в том числе за счёт эффективного использования земли, продажи невостребованного имущества. Тем самым привлекаем ресурсы на первоочередные потребности городского хозяйства.
Но речь совсем не про точечную застройку. Напротив, сейчас основной механизм в сфере строительства — это комплексное развитие территорий (КРТ). Его главная особенность — акцент на привлечение застройщиков к созданию социальной инфраструктуры и комфортной городской среды. Причем зачастую не только в месте непосредственной застройки для будущих жильцов своих домов, но и в других местах города.
Сейчас любое жилищное строительство в Новосибирске реализуется через механизм КРТ, поэтому некоторые объекты «вписываются» в существующую застройку на небольшие участки, но всё равно с условием социальной ответственности застройщика. В целом же мы стремимся привлекать инвесторов именно для крупных проектов, которые включают расселение аварийного жилья или частного сектора. И тоже с обязательствами по созданию дорог, объектов образования, зон отдыха и общественных пространств. Это позволит сразу формировать для новосёлов и жителей соседних территорий комфортные условия для жизни, «расшивать» узкие места инфраструктуры.
При этом мы всегда ведём открытый диалог с жителями, проводим публичные слушания и общественные обсуждения проектируемых решений и планировок. Такой подход позволит избежать ошибок прошлого и обеспечить устойчивое развитие Новосибирска. Наша цель — не просто повысить доходность городского бюджета, а качественно преобразовывать городскую среду, чтобы в нашем городе всем было уютно и комфортно.
— Если говорить об общественной оценке вашей работы, то многие новосибирцы отмечают, что в городе действительно стало чище — как зимой, так и летом. Закончилась ли кампания по укомплектованию ДЭУ людьми и техникой или она продолжается? Какую цель вы ставите перед собой в плане уборки города?
— За год в системе содержания города действительно произошли серьёзные изменения, и дорожно-эксплуатационные участки (ДЭУ) теперь подчинены районным администрациям, что положительно сказалось на качестве уборки города. Утверждены стандарты уборки, в 2,5 раза увеличено количество дорожных и «ручных» рабочих, мы существенно повысили им зарплаты. Таков промежуточный итог, но это начало.
На старте моей работы мы подробно обсудили с губернатором Андреем Травниковым необходимые изменения в управлении дорожным комплексом города, возможности эффективного применения новых технологий и техники для уборки, ремонта и содержания дорог в Новосибирске. Поддержка регионального правительства в 2024 году позволила нам приобрести более 100 единиц спецтехники, и сейчас у города более 760 современных машин, что позволяет проводить уборку более технологично и оперативно. Однако потребность в обновлении сохраняется. Поэтому в 2025 году при поддержке области планируем закупить ещё не менее 50 машин для уборки города — в первую очередь самосвалы и вакуумно-подметальную технику. Впервые планируем приобрести собственные машины для изготовления литых асфальтобетонных смесей, чтобы проводить ремонт дорог круглогодично.
— Наши читатели просили задать вам вопрос: увенчалась ли успехом весенняя кампания по невыезду машин с грязными колёсами со стройплощадок? Будут ли эти акции регулярными?
— Сейчас в городе около 150 активных строительных площадок, но стоит признать, что далеко не все застройщики и подрядчики сознательные. И, к сожалению, сохраняются ситуации, когда многотонный грузовик оставляет на дороге след грязи, который затем превращается в пресловутую новосибирскую пыль. Но мы очень рассчитываем и в этом вопросе продвинуться вперёд. Районные администрации регулярно проводят осмотры площадок, а одним из обязательных требований является наличие пунктов мойки колёс. При выявлении нарушений застройщикам выдаются предписания, а если они игнорируются — следуют штрафы.
— Огромное количество вопросов и жалоб от людей поступает про «топинг» и в целом снос старых деревьев. Многие считают, что используются довольно варварские методы. У городской администрации есть план или концепция по озеленению города? И в чём она заключается?
— Вы затронули очень серьёзную тему, но прежде чем ответить на вопрос, давайте определимся с терминологией. Топинг — это в некотором смысле вынужденный метод обрезки деревьев, при котором удаляют верхние части ствола и кроны дерева. Да, иногда такая обрезка сильно обнажает древесину, и визуально это выглядит неэстетично, особенно когда нет листвы. Но возрастные деревья создают опасность падения засохших веток, разлома стволов во время ветреной погоды, а это уже риск для людей. Простая обрезка в этом случае не устраняет угрозы и приходится применять более жёсткие меры — резать ствол дерева.
В городских условиях этой процедуры полностью не избежать, но это лучше, чем вырубка дерева целиком. В то же время любое дерево имеет срок жизни, в городе он сильно зависит от условий произрастания и ухода. Поэтому рано или поздно всё равно встаёт вопрос о замене на молодое дерево. Варианта не рубить аварийное дерево у городских служб не остаётся. Безопасность жителей — на первом месте.
Что касается озеленения Новосибирска, то мы выстраиваем системную работу. Дерево мало посадить, о нём нужно заботиться: санитарные и формовочные обрезки, подкормки, полив, дождевание крон и другие технологии ухода. Системный подход уже заметен в обновлённых зелёных пространствах. Сейчас мы распространяем этот опыт при восстановлении уличного благоустройства — газонов, высадке новых деревьев, кустарников, многолетних цветов. По итогам успешного пилотного проекта прошлого года в этом выделено 135 миллионов рублей на восстановление газонов в районах города. С этого сезона в планах высаживать в парках, скверах и на улицах не менее 10 тысяч деревьев и кустарников ежегодно. Для этого развиваем городской декоративный питомник, где будем выращивать саженцы для озеленения Новосибирска, и первые «плоды» его работы появятся на улицах, в парках и скверах уже в 2026 году.
Надеюсь, новосибирцы оценят такой подход и тоже будут внимательнее относиться к благоустройству. Например, станут задумываться о сохранении газонов, не превращая их в парковки.
— Уже много лет людей волнует статус улицы Ленина. Чем она в итоге станет — пешеходной всегда или сезонно?
— Принципиальное решение о создании постоянной пешеходной зоны на улице Ленина принято. В центре Новосибирска предстоит создать условия, которые сделают его более привлекательным для горожан и для гостей города. Этот проект требует больших финансовых вложений, но его реализация окупится за счёт повышения инвестиционной привлекательности и улучшения качества городской среды. Одним из аргументов стал результат опроса горожан: более 70 процентов поддержали будущий новосибирский «Арбат». Преображать территорию начнём от площади Ленина до улицы Урицкого. В апреле я подписал постановление, в котором определены первоочередные задачи. Во-первых, предусмотрена разработка дизайн-проекта и проектно-сметной документации. Во-вторых, необходимо внести изменения в градостроительную документацию для корректировки транспортной схемы и провести инвентаризацию инженерных сетей. Проект имеет большое значение для Новосибирска и должен включать комплексное благоустройство. Мы хотим создать комфортную пешеходную зону для прогулок и отдыха, которую будут посещать и гости нашего города: гулять, отдыхать в кафе, покупать сувениры.
— Кстати, о туризме: в Новосибирске введён туристический налог. Как будут использоваться эти средства? Каковы планы мэрии по благоустройству туристических зон и продвижению города?
— Туризм, если судить по цифрам, — реальная «точка роста» Новосибирска. По итогам 2024 года мы были лидерами среди регионов Сибири по турпотоку, а динамика прироста туристов в первом полугодии 2025 года ещё более впечатляющая. Недавно на туристическом форуме «Путешествуй!» министр экономического развития РФ Максим Решетников назвал Новосибирск в семёрке лидеров в стране по темпам роста турпотока. Мы последовательно развиваем инфраструктуру, усиливаем событийную повестку, делаем город удобным и привлекательным для гостей. Вместе с турпотоком растут и поступления в бюджет. За первый квартал собрано свыше 19 миллионов рублей туристического налога. Эти средства направим на благоустройство общественных пространств, в том числе на озеленение, установку новых лавочек и урн. Также тщательно подойдём к формированию туристических маршрутов. Эта работа включает обустройство фотозон, обновление фасадов зданий и освещения, установку новых вывесок и табличек с QR-кодами.
Помимо инфраструктуры, важно и продвижение туристического потенциала Новосибирска. Будем привлекать внимание к событийным проектам и достопримечательностям. В числе знаковых объектов Новосибирска — зоопарк, музеи, театры, планетарий, аквапарк, дельфинарий и другие. Всё больший интерес вызывают исторический центр и городские парки — Михайловская набережная, Заельцовский парк, «Арена». Кроме того, в этом году мы приступили к благоустройству нескольких рекреационных зон. Уверен, что новые пространства — сквер имени Бугакова, сквер на улице Демакова, парки «Чемской берег» и «Каменка» — будут востребованы в будущем.
Ещё один перспективный и масштабный проект — образовательно-развлекательный парк «Усть-Тула» площадью более 300 гектаров. В планах разместить там три уникальных объекта: острог, исторический парк с атмосферой крестьянского быта, комплекс «Верфь» с музеем реки и школой ремёсел. Сейчас разрабатываем дизайн-проект парка и к концу 2025 года планируем завершить работу над ним. Эта территория в месте слияния рек Оби и Тулы станет ядром водно-зелёного каркаса Новосибирска и войдёт в формируемую региональную туристскую систему «Обские парки».
— Максим Георгиевич, вы большую часть жизни работали в компании, где достижение результатов является «ежедневной рутиной». В связи с этим какие вы задачи ставите себе на оставшиеся четыре года? Каким вам видится Новосибирск к 2029 году? Что вы будете считать весомым результатом работы вашей команды?
— Интересно ставите вопрос — «оставшиеся четыре года». Не успел прийти, а уже провожают (мэр улыбается. — Прим.). Я здесь всерьёз и надолго! Вы верно заметили, что моя профессиональная деятельность всегда была связана с достижением конкретных, измеримых результатов, и я не отступаю от своих принципов и в должности руководителя города. Если коротко и просто, то я вижу свою главную задачу в достижении устойчивого развития Новосибирска, который в этом году отмечает 100-летие получения неофициального статуса «Столица Сибири». Но столичность — это не только про статус, это про преобразование городской среды в комфортное пространство для жизни, работы и творчества. Про привлекательность Новосибирска в масштабах страны как города для жизни, для инвестиций и ведения бизнеса, для получения образования и старта в любой сфере деятельности.
Многие идеи и проекты я назвал. Повторю: в фокусе внимания — реконструкция устаревших кварталов, благоустройство общественных пространств, развитие дорожной и транспортной инфраструктуры. Будем активнее привлекать частных инвесторов для строительства социальных объектов, культурных центров и спортивных сооружений.
Как и большинство городов, мы конкурируем за человеческий капитал, чтобы стимулировать «качественный приток» новых жителей, удержать молодёжь и привлекать туристов. Будем экспериментировать, двигаться вперёд, находить в нашем городе новые смыслы, интересные и для новосибирцев, и для гостей нашего города.
Одним из важнейших показателей успешности работы я считаю уровень удовлетворённости горожан качеством жизни в Новосибирске. Если они уже после года работы новой команды отмечают положительные перемены, видят перспективы для себя и своих детей — значит, мы идём правильным путём.