Исходя из реалий
Достроить то, что начато, и обеспечить софинансирование проектов с федеральным участием — основные финансовые задачи предстоящего года
Спикер заксобрания Андрей Шимкив, председатель бюджетного комитета Фёдор Николаев и первый заместитель губернатора Владимир Знатков.
В заксобрании завершилось предварительное обсуждение законопроекта о бюджете Новосибирской области на 2025 год и прогнозный период до 2027 года. Документ прошёл через публичные слушания, был представлен депутатам всех комитетов, итоговое рассмотрение состоялось 18 ноября на заседании профильного комитета заксобрания по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности.
Законопроект традиционно представил министр финансов и налоговой политики области Виталий Голубенко. Он сообщил, что документ формировался на основе макроэкономических показателей и анализа внутренних структурных изменений в экономике, которые проявились достаточно заметно. Новосибирская область в 2023 году и в первом квартале 2024-го достигла планки по производственным возможностям и по наличию трудовых ресурсов, отметил министр, и даже существенный рост зарплат не позволяет эти сложности преодолеть.
24,5
млрд рублей федеральных трансфертов поступит в бюджет Новосибирской области в 2025 году.
Произошло существенное снижение поступлений по налогу на прибыль, который всегда являлся одним из основных источников пополнения доходной части бюджета. Виталий Голубенко уточнил: по сравнению с 2023 годом сокращение по налогу на прибыль составило около 15 млрд рублей. Налог на доходы физических лиц продолжает расти, но практически весь прирост идёт на увеличение зарплат сотрудникам бюджетной сферы.
Появилась ясность с объёмом финансовых поступлений из федерального центра. Министр сообщил: на прошлой неделе в Госдуме прошло обсуждение федерального бюджета на 2025 год во втором чтении, в ходе которого стали известны суммы, которые будут направлены в регионы в качестве трансфертов. Новосибирская область получит дополнительно 24,5 млрд рублей. Из них 5,4 млрд будет направлено на дорожное строительство, 2,5 млрд — на первичное звено здравоохранения, 1,6 млрд — на модернизацию школ, 800 млн — на социальные контракты, 700 млн — на городскую среду, 500 млн — на модернизацию коммунальной инфраструктуры.
Задача правительства теперь — обеспечить необходимое софинансирование всех проектов, на которые будут направлены федеральные деньги, подчеркнул министр. Пока федеральная составляющая в областном бюджете не учтена — сейчас завершается обсуждение законопроекта в первом чтении, а трансферты будут включены в документ ко второму чтению.
Ознакомившись с основными характеристиками проекта бюджета, депутаты задали немало уточняющих вопросов. В частности, заместитель председателя комитета Дмитрий Франчук поинтересовался тем, как будут продолжаться работы по приведению в порядок школьной инфраструктуры. Речь как о программах «Школьное окно» и «Школьная кровля», так и о ремонте коммуникаций, фасадов, входных групп. Первый заместитель губернатора Владимир Знатков напомнил: существует договорённость правительства с депутатами, согласно которой в год на школьные программы выделяется по 300 млн рублей. Многие работы по школам включены в программу наказов избирателей. Министр образования области Мария Жафярова заверила, что для обеспечения финансирования будет сделано всё возможное. В целом же, как сообщил Виталий Голубенко, отвечая на вопрос депутата Сергея Гайдука, по оценке 2022 года выполнение программ по школьным окнам и кровле оценивалось примерно в 2 млрд рублей. Учитывая инфляцию, а также добавление других видов работ, можно предположить, что сегодня общая сумма заметно увеличится.
Вице-спикер заксобрания Ирина Диденко подняла вопрос о финансировании работ по берегоукреплению в Бердске и Ордынском районе, отметив, что эта проблема стоит очень остро. Виталий Голубенко пояснил: точные суммы на все эти направления будут определены после того, как станет ясно, сколько денег необходимо на софинансирование проектов с участием федеральных средств.
Спикер заксобрания Андрей Шимкив обратился к коллегам с пожеланием при обсуждении исходить из реальных обстоятельств, не настаивать на строительстве новых объектов, но то, что начато, закончить нужно обязательно, подчеркнул он.
В итоге законопроект в первом чтении вынесен на сессию заксобрания, которая состоится 21 ноября.
Фёдор НИКОЛАЕВ, председатель комитета заксобрания по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности:
— Объём расходов в проекте бюджета составляет 334 миллиарда рублей, что позволяет исполнить в следующем году все основные социальные обязательства. Но по строительству, по статьям развития мы только дорабатываем уже начатые объекты — школы, ФАПы, детские сады, поликлиники, больницы. Дальше будем смотреть, что происходит, и уже в первом квартале следующего года выходить с поправками о возможности увеличения финансирования других проектов. Отмечу, что примерно 2,2 миллиарда рублей сегодня вынесено в резервный фонд на всё, что связано с обеспечением чистой водой Новосибирска и сельских территорий. Надеемся, что в ближайшее время мы поймём, насколько правительство готово к этим проектам с точки зрения наличия проектно-сметной документации, и в декабре, во втором чтении, уже определим адресность этих направлений.