22.10.25

Устранить дисбаланс

Депутаты заксобрания порекомендовали привести систему профессионального обучения в соответствие с кадровыми потребностями

Вице-спикер заксобрания, председатель комитета по культуре, образованию, науке, спорту и молодёжной политике Вениамин Пак и его заместитель Евгений Подгорный. 

Государственное задание образовательных учреждений Новосибирской области недостаточно отвечает ситуации на рынке труда, а всё из-за некачественного опроса работодателей. К такому выводу пришли депутаты на первом в этом созыве заксобрания заседании комитета по культуре, образованию, науке, спорту и молодёжной политике.

Отчитываясь о законности и эффективности использования средств областного бюджета, направленных на профессиональное обучение в 2023–2024 годах, аудитор Контрольно-счётной палаты Новосибирской области Наталья Гюнтер отметила, что при формировании образовательных услуг, необходимых для подготовки кадров, не учитывались потребности рынка труда. При этом определить, сколько трудоустроенных после профессионального обучения в регионе, невозможно, потому что такого критерия нет.

Вице-спикер заксобрания — председатель комитета Вениамин Пак указал на существенную разницу в показателях подготовки проводников пассажирских вагонов.

— Элементарно сейчас, смотря на данные, несоответствие в потребностях и рынке представляется колоссальным. Ежегодно на этой специальности обучаются 600 человек, тогда как в госзадании на 2023 и 2024 годы обозначены 300 человек, — акцентировал внимание Вениамин Пак.

Заместитель губернатора Новосибирской области Валентина Дудникова пояснила, что в первую очередь они руководствуется тем, чтобы подготовить кадры, наиболее востребованные на сегодняшний момент, но из-за того, что в год методика оценки этой потребности меняется несколько раз, возникают подобные неточности.

Сейчас расчёт кадровой потребности, на основании которого формируется государственное задание, полностью базируется на опросе работодателей до начала учебного года, а полученные цифры уже доводят до образовательных учреждений.

— Условно, работодатель говорит, что кадровая потребность в проводниках — 300 человек. Но эта потребность за весну может видоизмениться, например, за счёт того, что узел станции преобразовался. Соответственно, эти потребности работодатели уже не готовы обеспечивать. Или сами дети, которые приходят учиться, могут менять свой профиль, потому что их берут другие работодатели, — объяснила Валентина Дудникова.

Депутат Яков Новосёлов также предположил, что сложности расчёта могут возникать из-за того, что предприятия и организации региона не в полном объёме информируют, люди каких профессий им нужны. С ним согласилась министр социального развития региона Елена Бахарева.

— Многие работодатели недостаточно ответственно относятся к этому вопросу и свой прогноз либо делают приблизительно, либо вообще не дают. В этом году, когда проводили опрос работодателей, цифры потребности в кадрах менялись многократно. У них есть вакансии, не закрытые долгое время, а свою потребность они нам не дают, поэтому соотнести не получается, — поделилась министр.

Зампредседателя комитета Елена Спасских обратила внимание на то, что не все дети с ограниченными возможностями здоровья могут получить место работы по полученной профессии.

— Истории из практики: дети после коррекционной школы проходят профподготовку, их не принимают на работу, а после платных курсов трудоустраивают. Над исправлением ситуации мы должны поработать. Замечания Контрольно-счётной палаты отработаем вместе с профильными министерствами. Алгоритм должен быть простой: вне зависимости от того, есть у человека образование или нет, он проходит профподготовку и трудоустраивается. А сейчас получается, что сначала нужно найти место работы, потом получить знания по профессии. Между реальным рынком труда и учреждениями, которые осуществляют профподготовку, нет практической связи, — резюмировала Елена Спасских.

Екатерина ПАВЛЮХ | Фото Валерия ПАНОВА
back
up