Сами вы бананы
Кот Шрёдингера жив, полоний не приправа, зебрологи в тупике — что стоит за шутками из популярных научных мемов?


Спикеры ток-шоу Антон Грехов, Анастасия Куница и Нариман Баттулин готовятся к выступлению.
Руководитель по направлению лицензирования АО «ГСПИ» госкорпорации «Росатом» Антон Грехов рассказал о «коте Шрёдингера».

Понятие это слышали многие, но мало кто знает о его сути, а она состоит в том, что физик Шрёдингер провёл мысленный эксперимент, показывающий, что квантовый объект может находиться в двух противоположных состояниях одновременно до момента наблюдения. В эксперименте кот помещается в закрытый ящик с устройством, которое срабатывает и убивает кота, если радиоактивный атом распадётся. Пока ящик закрыт, атом находится в состоянии «распался и не распался» одновременно, а следовательно, кот тоже будет одновременно и жив, и мёртв, — таковы загадочные свойства квантового мира. Но, согласно мему, всё кончилось хорошо — котик прогрыз коробку и просит передать Шрёдингеру, что он жив.

Демонстрацию забавного мема про лаборантку супругов Кюри Антон Грехов сопроводил коротким рассказом об их историческом открытии радиоактивных элементов радия и полония.

Мем «Невероятно, на что способна природа» высмеивает поражающие своим невежеством псевдонаучные сообщества, адепты которых утверждают, что Земля на самом деле плоская. По словам эксперта, он сам не раз сталкивался с такими фанатиками, абсолютно глухими ко всем разумным научным доводам.

Жутковатый мем о полонии как приправе к любому блюду — не про отравителей, как могло бы показаться. Как рассказал Антон Грехов, на заре XX века, когда радиоактивные элементы только что были открыты, они стали безумно популярными — на Западе вокруг них, как сейчас бы сказали, поднялся хайп. Маркетологи начали внедрять в сознание людей посыл о том, что эти вещества — чуть ли не панацея от всех напастей.

Зал приобщался к научному юмору с большим интересом.
Стали появляться линейки самой разной продукции с утверждением, что в ней используются радиоактивные элементы, в США продавали детскую игру, в которой с помощью счётчика Гейгера надо было найти радиационные вещества. Ажиотаж сошёл на нет к середине века, когда череда смертей от загадочных болезней навела на мысль, что с радиацией что-то пошло не так.

Мем «Ну чё, пацаны, распадаемся» стал поводом для короткой лекции об устройстве химических элементов, изотопы которых могут быть стабильными (их всего около 10%) или радиоактивными, то есть распадающимися, и их большинство. Так что мы живём в весьма нестабильном мире, заключил свою часть лекции Антон Грехов.

Биолог, специалист по морским млекопитающим, арктический фридайвер Анастасия Куница проиллюстрировала тему эволюции китообразных забавным мемом «Я не договорила», утверждающим, что за всем этим серьёзным процессом стоит женщина, пусть и в китовом обличье, которой обязательно в споре с мужчиной нужно оставить за собой последнее слово.

Мем о друзьях, пошедших разными дорогами, тоже своеобразно иллюстрирует эволюцию китообразных, которые, как утверждают биологи, в прошлой жизни были копытными.

Следующий мем — фантазия о том, что киты, выбрасываясь на берег, хотят дальше эволюционировать, а люди, не понимая этого, из добрых намерений возвращают их обратно в море. В то же время никем не замеченная рыба уже вовсю убегает от моря на четырёх ногах.

Ещё один мем: два ничем не примечательных кита обсуждают третьего — в тёмных очках, цепях и перьях, словом, морскую поп-звезду. Оказывается, он стал таким после того, как его пение записал морской биолог. Как рассказала Анастасия Куница, запись пения китов на самом деле заметно изменила отношение учёных к этим морским млекопитающим, а пластинки с их голосами стали настоящими хитами у любителей звуков дикой природы.

Третий спикер шоу — генетик, кандидат биологических наук, заведующий лабораторией генетики развития Института цитологии и генетики СО РАН Нариман Баттулин — представил популярный мем «Шимпанзини бананини» с точки зрения биолога, который скептически констатирует: это не шимпанзе и это не банан. Заодно учёный сообщил, что все мы частично бананы и почти шимпанзе: ДНК человека совпадает шимпанзе на 97,8%, а с бананом — на 60%.

В другом меме две пятнистых коровы, обсуждая третью, в чёрно-белую полоску, уверены: она трансгенная. Нариман Баттулин рассказал, что вокруг «полосатости» идёт масса научных изысканий. Никто не знает, как вывести полосатую корову, но ведь зебры же полосатые! Все прочие косули-антилопы — приличного коричневого цвета, почему же зебры раскрашены столь вызывающе? Оказывается, существует целая научная отрасль —зебрология, целиком посвящённая изучению чёрно-белых полосок.

В заключение Нариман Баттулин рассказал об эксперименте по возрождению мамонтов, сопроводив это популярным в мемах подходом «ожидание — реальность»: пока что вместо лохматого гиганта удалось получить только пушистую длинношёрстную мышку. Но и это может стать прорывом в восстановлении исчезнувших видов, заверил учёный.

