22.10.24

Место встречи — Земля

Режиссёр Павел МЕНЯЙЛО — о детской мечте, фильме об Александре Покрышкине и будущих проектах

ДОСЬЕ
ПАВЕЛ МЕНЯЙЛО
Режиссёр, сценарист, оператор, монтажёр, творческий директор киностудии «ЛБЛ-Продакшн». Работает в жанре документального кино. По профессии программист. История с кино началась с рекламного ролика «Акапулько», который попал в знаменитую коллекцию Жана Мари Бурсико. В его фильмографии — документальный фильм «Семь мгновений Роберта Рождественского», короткометражки «Невидимые», «Временный», «Прочерк», «Сын», «Картинки с выставки» и другие. 

Громкая премьера документального фильма «Ахтунг! Покрышкин!» вошла в топ новостей и добавила известности авторам — режиссёру Павлу Меняйло и продюсеру Юрию Яшникову. Фильм, снятый в жанре «киноинтервью» с использованием современных технологий, рассказывает об удивительной судьбе выдающегося советского лётчика, трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина. Знаменитый лётчик-ас даёт интервью в сентябре 1944 года в Новосибирске, куда прилетел на короткую побывку к матери и жене. Как отметил на премьере в «Победе» заместитель министра культуры НСО Владимир Деев, «команда кинопроекта проделала огромную работу — по поиску достоверных данных, организации съёмочного процесса, чтобы зрители могли увидеть эту картину».

Новосибирский режиссёр Павел Меняйло известен своими документальными, социальными, корпоративными фильмами и короткометражками, среди его наград — «Дельфины» Каннского фестиваля, «Звёзды» фестиваля в Лос-Анджелесе, призы New York Festivals TV & Film Awards и Гран-при Московского фестиваля корпоративного кино. Павел Меняйло с коллегами создали несколько социальных фильмов для общественных организаций «День аиста» и «ЖИВИ».

— Павел Алексеевич, фильм «Ахтунг! Покрышкин!» снят в жанре интервью, отчего создаётся ощущение соучастия зрителя. Что для вас самого эта встреча со знаменитым асом значит?

— Когда затевался этот проект и Юрий Яшников объявил, что грант получен, стартуем, мне казалось, что всё будет просто. Но этот путь оказался очень тяжёлым, первые месяцы это была какая-то бездонная энергетическая дыра, которая вынимала из тебя все силы. Казалось, что никакого кино не будет. Вроде на бумаге всё хорошо, а не взлетает… И в какой-то момент вдруг появилось ощущение сопричастности героя к истории, будто тебе дали разрешение. Всё стало складываться, проект стал отдавать энергию — это удивительное ощущение.

— Вы в первую очередь к какому зрителю обращались? На премьере в кинотеатре «Победа» было много подростков.

— Конечно, нам очень хотелось, чтобы это было современное поколение, потому что старшее поколение об Александре Покрышкине знает, он родился в Новосибирске и, уже живя в Москве, не раз приезжал сюда. И что удивительно, нашими зрителями оказались и взрослые, и ребята 6–8 лет, которые смотрят, пересматривают, задают вопросы, просят что-то объяснить. Я счастлив этим обстоятельством. Когда так долго работаешь над проектом, он превращается в некую конструкцию: сегодня она прекрасна, а завтра тебе кажется ужасной. Нужно время, чтобы отойти и осознать. Я мечтал посмотреть фильм со зрителями, но когда на премьеру в киноцентр «Победа» народа пришло на два зала, мне этот ажиотаж показался пугающим. И только после того, как фильм очень тепло встретили, я понял, что получилось. Очень хотелось бы, чтобы кино увидело как можно больше людей. Будем его показывать школьникам, подросткам.

— Александр Покрышкин — героическая личность, почти античный герой, а в фильме есть эффект присутствия.

— Как сказала Женя Шадрина, художник проекта, которая прорисовала все диалоги, «я здесь как будто свидетель этого разговора…». И зритель оказывается рядом, свидетелем и участником интервью. Тут же не мультики получились, а ожившие портреты, что меня самого удивляет и радует. Этот формат придумал Юрий Яшников, их компания работает уже не первый год. Можно зайти на сайт киноинтервью.рф и посмотреть другие фильмы. К примеру, кино о создателе вертолётов семейства «Ка» и авторе самого слова «вертолёт» Николае Камове или фильм об одном из самых востребованных драматургов — Александре Вампилове. И я, в свою очередь, задумался над тем, чтобы снять в этом формате фильм о Михаиле Алексеевиче Лаврентьеве, основателе Академгородка, выдающемся учёном. И тоже страшно браться, потому что это, конечно, космос.

— Какая у вас самого была окрыляющая мечта в детстве?

— Мне хотелось путешествовать. Я родился в 1962 году, детство провёл в Норильске. А какие способы путешествовать тогда мне были известны? Я видел геологов, какие-то арктические работы и мечтал стать полярником или геологом. А поскольку после пары сезонов в Арктике можно было перебраться в Антарктику, то у меня был план посетить оба полюса Земли. Позже, когда я уезжал из Норильска, вообще не представлял себе, как можно жить где-то в другом месте, — это такая особая островная ментальность. И сама тундра, конечно, волшебное место. Моя малая родина — плато Путорана. Мы и сейчас там бываем с племянником в летнее время, когда удаётся. Я не стал ни геологом, ни полярником. Но так получилось, что в 1998 году снимал кино на Северном полюсе, а в 2000-м — на Южном.

— На этих крайних точках планеты, кроме того, что там очень непростые условия выживания, что вы чувствовали?

— Когда ты попадаешь на точку «ноль» на Северном полюсе, вроде бы просто стоишь, а потом появляется такое странное ощущение, точно из-под ног у тебя разбегаются меридианы, и Земля какая-то не очень большая становится. Можно говорить, что это всё надумано, но магия этого места реально существует и действительно что-то меняет в тебе. На оба полюса с нами путешествовал отец Виктор Сметанников, десантный батюшка. Он устанавливал кресты — и на Северном полюсе, и на Южном. И это была какая-то удивительная история. Можно как анекдот рассказывать, потому что ты стоишь на Северном полюсе, крест нужно повернуть на восток, а есть только направление на юг, и мы решаем: тогда давайте повернём на Россию. Хотя там везде лёд и вода. А в Антарктике была очень сложная экспедиция: почти 40 дней на льду, холодовая усталость, с питанием напряжёнка. Много было всякого, но одну встречу я запомнил особенно. Дело было уже ближе к океану, далеко от полюса. Появляется лыжник — немец, спортсмен, лет за тридцать, с помороженными пальцами. Оказалось, он просто встал на лыжи с другой стороны материка и так прошёл через Южный полюс. Не для газет, а для себя — это был его личный вызов, который он принял и исполнил. Фантастический персонаж.

— Сейчас вы объявили второй проект с Покрышкиным. Что это будет за история?

— Так случилось, что я параллельно подавал заявку и уже получил одобрение на грант — это будет фильм под названием «Увидеть небо». Если коротко, история нашего современника, мальчишки, с его реальными трудностями и проблемами. Его дедушка, бывший летчик-испытатель, пытается помочь внуку, встречает сопротивление, но постепенно они находят общий язык… Здесь должно быть и небо, и Александр Покрышкин, в Новосибирске всегда было очень много людей, обращённых глазами к небу. Это история подготовки пилотов, строительство самолётов, завод имени Чкалова и СибНИА, реконструкция старых самолётов, аэродром в Мочище с его авиационным фестивалем. И вот захотелось сделать об этом фильм, тем более что близится великая дата — 80-летие Победы. Я очень мечтал и всё-таки сумел получить права на «Сибириаду» Эдуарда Артемьева, она будет звучать в фильме. И вот теперь этому надо соответствовать, немножко страшно, конечно. И ещё рано говорить об этом, нужна тишина.

— Немало наград, в том числе «Дельфинов» в Каннах вы получили за корпоративное кино. Это необходимость как средство существования или форма документалистики?

— Студии кинохроники почти де-факто перестали финансироваться и функционировать. А эти проекты финансируют сами компании, и это тоже своего рода хроника времени. 30 лет я занимаюсь корпоративным видео, считаю это прекрасной школой и историей. Что такое корпоративное кино? Не надо путать его с кино, снятым на корпоративе. Если это хорошее кино, наполненное эмоциями и смыслами, тогда оно становится вложением в будущее компании, в коллектив. Один из наших корпоративных рекламных фильмов за первый месяц набрал больше 2 миллионов просмотров в интернете, получил гран-при, а также двух «Дельфинов» на фестивале в Каннах. Это был рекламный фильм про трактор «Беларусь». У меня по-прежнему много коммерческой работы. И сейчас, так случилось, что во многих проектах мы используем нейронные сети. Даже в том же фильме о Покрышкине есть нейронные решения. К примеру, в конце фильма мы видим хронику и прекрасные пролёты коптера над строящимся оперным театром.

— Ваша семья — не просто единомышленники, но и соратники по работе?

— Да, сын Владимир Меняйло работает в нашей компании, оператор, режиссёр, он, собственно, был моделью для Жени Шадриной, когда она рисовала Александра Покрышкина для киноинтервью. Дочь Евдокия — наш генеральный продюсер, моя жена Галина выступает как художник. Так что все рядом.

— Вот если сейчас, как вы говорите, отойти и посмотреть, какие из ваших проектов особенно значимы для вас?

— Была большая серия для общественной организации «День аиста», больше 14 лет мы с Евгенией Соловьевой делали фильмы на тему усыновления. Это были художественные короткометражки, которые, кстати, также получили множество всевозможных наград. Но вопрос даже не в этом. Знаете, мне хотелось рассказывать о героях или ситуациях, которые были бы скорее образцом для подражания, чем наоборот. У нас же очень много чернухи. Мне важно было сделать так, чтобы людей задевало за живое, и в то же время это было бы как-то по-человечески, правильно. Потом была история с фондом «ЖИВИ», они пришли к нам, рассказали о своей работе и предстоящем благотворительном аукционе в пользу онкологического детского центра — сбор средств на операции детям. И мы сделали кино, которое представляло авторов картин — это были рисунки детей из студии «Зазеркалье». И эти юные художники говорили, что они готовы все свои 150 картин отдать, только чтобы помочь больным деткам. «Они могут умереть, а картины я и новые нарисую», — вот это ключевое послание. Так за вечер благотворительного аукциона в Новосибирске была собрана нереальная сумма — 12 миллионов рублей. Детские картины уходили с молотка за 800 тысяч. История имела продолжение. Через пару лет мне вдруг привезли пакет резных деревянных крестиков. Монах Цетинского монастыря в Черногории увидел это кино, оно его так тронуло, что он захотел тоже чем-то помочь этим детям и решил сделать маленькие деревянные крестики, это было «оружие, побеждающее смерть». Он их долго вырезал, а затем попросил через меня передать детям в клинику. А в ответ дети сделали ангела и прислали его монаху Петру. И я понял, что это тоже кино. Мы поехали в Черногорию и сняли короткий фильм, меньше трёх минут — «Ваши ангелы вас ждут».

СОБЫТИЕ


Онлайн-премьера фильма «Ахтунг! Покрышкин!» состоялась 28 сентября. Зрителями показа в прямом эфире стали тысячи человек в России и за рубежом на более чем 750 площадках. Фильм о подручном кровельщика, ставшем маршалом авиации и величайшим лётчиком в истории, Александре Покрышкине можно посмотреть на сайте киноинтервью.рф. 9 мая 2025 года Павел Меняйло планирует выпустить фильм «Увидеть небо», главный герой которого вдохновляется жизнью и судьбой знаменитого лётчика-аса. Съёмки уже начались.
Марина ШАБАНОВА | Фото предоставлено Павлом МЕНЯЙЛО и с сайта минкульта НСО
back

Материалы по теме:

08.10.24 Пять дней

Новосибирский режиссёр снял документальный блокбастер о легендарном лётчике-асе Александре Покрышкине

up