Только польза
Возродить производство технической конопли, широко востребованной для производства различной продукции, намерены аграрии Тогучинского района
Благодаря поддержке минпромторга НСО тогучинское предприятие должно стать одним из крупнейших в России.
Выращивание и переработка льна и технической конопли когда-то были одним из основных занятий аграриев Тогучинского района. Сегодня от былого великолепия почти ничего не осталось: работает всего одно предприятие по первичной переработке этих культур.
— Мы делаем экологически чистый утеплитель, используемый для деревянного домостроения. За прошлый год произвели и реализовали более 6 тысяч квадратных метров своей продукции. Но это лишь 40 процентов от наших мощностей. Всё упирается в отсутствие сырья, — рассказал председатель сельхозкооператива Андрей Гришечкин. — Если говорить о конопле, то аграрии просто боятся её выращивать, поскольку отсутствуют семена, в случае со льном просто не было переработчиков. Для фермера ведь самое главное, чтобы он посеял и знал, что у него купят то, что вырастет. Наше предприятие гарантирует это. Поэтому работаем с людьми, пытаемся заинтересовать.
Более того, рядом с полями технической конопли и обычная из-за опыления также теряет свои свойства, делающие её привлекательной для людей с пагубными привычками. А вот пользы от этой культуры не перечесть. Основным преимуществом технической конопли перед другими агрокультурами является урожайность по биомассе с центнера. При этом возможно получение широкого спектра продукции — от масла, пищевых добавок и кормов до строительных материалов. Из конопли получают сырьё для производства не только тканей и диетических продуктов (масло, протеин, основа для смузи и выпечки, семена, клетчатка), но также лаков и красок, стройматериалов, бумаги, мешковины. Конопля нужна для изготовления канатов, верёвок, шпагата, теплоизоляционных материалов, биокомпозитов, востребована в автомобильной промышленности. Так что всегда можно найти применение получаемой продукции.
— В 1936 году по всей стране было более миллиона гектаров, засеянных технической коноплей. В 2000 году этот показатель составил менее 10 гектаров на всю огромную Россию. Семеноводческие институты просто перестали существовать. Сейчас мы завозим семена из европейской части страны, ближе просто ничего нет, — поделился Андрей Гришечкин.
Вернуть Тогучину былую славу центра переработки льна и технической конопли — такую задачу ставят перед собой руководители сельхозкооператива. Их увлечённость нашла понимание и в региональном минпромторге. Помогли оформить земельный участок, на котором уже с апреля начнётся строительство цеха по первичной переработке. Благодаря этому тогучинское предприятие станет одним из крупнейших в России.
Проблем со сбытом не ожидается. Спрос на продукцию огромный — как в России, так и в дружественных странах. Есть и люди, готовые работать со льном и технической коноплёй. Причём часто речь идёт о целых поколениях. Один из них — мастер по производству Валерий Некрасов. Говорит, что с детства помнит, как его родители работали на уже закрывшемся местном пенькозаводе, ещё пацаном бегал к ним на работу.
Для фермеров и сельхозпредприятий от развития производства льна и технической конопли также немало плюсов. Конкуренции практически никакой, спрос значительно превышает предложение. По данным Ассоциации производителей русской пеньки, конопля является высокомаржинальной культурой: прибыль на гектар составляет 200–300 тысяч рублей.