Проверка на трезвость
Станет ли обязательной установка алкозамков на автомобили? Если да, то когда, для кого и по каким правилам? Чем грозит водителям введение нового ГОСТа с 1 апреля 2023 года?
/lineinaya-shakalov.jpg?1676959630449)
О том, что для водителей общественного транспорта принудительная проверка на трезвость перед отправкой в рейс должна была бы проводиться в автоматическом режиме — с помощью алкозамков, в нашей стране говорят не первый год. И вот, наконец, вступает в законную силу соответствующий ГОСТ. Что это значит? На этот и другие вопросы «Ведомостям» ответил главный метролог «Центра сертификации и метрологии» группы компаний «Центр экспертиз и оценки соответствия» Константин ШАКАЛОВ:
— Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии ещё в январе был утверждён новый национальный стандарт ГОСТ Р 70637–2023 «Автотранспортные средства. Система контроля состояния водителя (алкозамок). Общие технические требования». Стандарт начинает действовать с 1 апреля. Он же определяет, на какие автомобили необходимо устанавливать эти устройства. Но это не значит, что 1 апреля 2023 года алкозамки должны быть установлены. ГОСТ — это требования к замкам, а не к автомобилям.
ГОСТ устанавливает общие технические требования к составу, функциональности, безопасности, алгоритмам и режимам работы системы контроля состояния водителя, а также требования к её отдельным элементам.
Успокоим автолюбителей — согласно ГОСТу обязательная установка замков предусматривается только на транспортных средствах, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, в том числе специально предназначенных для перевозки детей (категории М1, М2, М3), и на автомобили, используемые для перевозки опасных, специальных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов, твёрдых бытовых отходов и мусора (категории N1, N2, N3). Есть информация, что в Москве в ближайшем будущем хотят сделать обязательными алкозамки для такси и каршеринга.
Однако в добровольном порядке они могут ставиться на любые автомобили. Кроме того, ГОСТ предусматривает установку и использование алкозамков как меру административного наказания водителей, совершивших нарушения ПДД в нетрезвом виде. Но законодательно сама эта процедура ещё не оформлена.
Скажу сразу, что у нашего Центра ещё нет опыта поверки алкозамков, а вот алкотестеры, которые «в ручном режиме» используют для проверки степени трезвости водителей сотрудники ГИБДД, мы поверяем давно. Теперь же готовимся и к работе с новым видом продукции — по новому ГОСТу.
Принцип действия алкозамка — блокировка двигателя, если при выдохе у водителя превышена допустимая норма паров этанола. Кроме того, предполагается, что алкозамок сможет передавать информацию о запуске двигателя нетрезвым водителем оператору системы ЭРА-ГЛОНАСС и в ГИБДД.
— Если пьяный водитель попросит дыхнуть в трубочку кого-то другого, он сможет обмануть алкозамок?
— Не должен. Предполагается, что с помощью видеокамеры устройство идентифицирует и регистрирует в системе одного или нескольких пользователей, допущенных к управлению конкретным автомобилем. А насколько надёжна будет эта защита — думаю, сможем скоро сказать — по итогам работ в лаборатории Центра. Мы знаем, что ГОСТ допускает контактные и бесконтактные способы отбора проб. То есть либо водитель выдыхает в трубочку не менее 1,2 л воздуха, либо газоанализатор в салоне машины берёт пробу воздуха автоматически.
— А если человек не собирается ехать, но ему нужно завести двигатель, например, чтобы не замёрзнуть на дороге?
— В идеале система не должна блокировать двигатель на холостых оборотах, так же как и в режиме «старт-стоп» или в случае, когда мотор заглох, например, на светофоре. На повторный пуск при этом ГОСТ даёт не более пяти минут.
А в экстренных ситуациях или при обслуживании системы должна быть обеспечена возможность её деактивации. Для этого ГОСТ предусматривает режим «автосервиса» устройства.
— От каких факторов зависят скорость и широта внедрения алкозамков в России?
— Прежде всего, потребуется создание авторизованной сети установочных мастерских, которые будут гарантированно соблюдать регламенты установки. Либо сложнейшая система телеметрии и контроля, частью которой станет алкозамок, что ввиду широчайшего модельного ряда транспортных средств дорого, а значит, маловероятно.
Кроме того, для средств измерения утверждённого типа есть требования к условиям эксплуатации. Согласно ГОСТу температура эксплуатации алкозамка — от –40 до +50, а классических алкотестеров — от –5 до +50. И если ГОСТ станет обязательным для указанных категорий, часть страны рискует в холода остаться без автобусов, вахтовок и иного пассажирского транспорта.
Впрочем, надо отметить, что опыт использования алкозамков накоплен уже во многих странах. И если верить статистике, эта система оправдывает себя. Думаю, и в России она будет развиваться, совершенствоваться и способствовать повышению безопасности дорожного движения.
/alco-kulinich.jpg)
— Каждый год в России происходит около 150 тысяч дорожно-транспортных происшествий, и эта цифра растёт ежегодно. Причин, по которым происходят ДТП, много. В их числе: недоработки в системе организации дорожного движения, плохое качество дорожного полотна и, к сожалению, часто — нарушение правил дорожного движения и нахождение водителя в состоянии опьянения. Федеральный партийный проект «Безопасные дороги» в том числе призван сформировать в обществе культуру безопасного вождения и ответственного поведения водителей и пешеходов на дорогах. Вступление в силу ГОСТа на алкозамки — первый шаг к реализации автоматизированной методики контроля. Оснащение этими системами, прежде всего пассажирского транспорта и всех сфер, связанных с перевозками, должно быть максимально ускорено, и наши эксперты сегодня могут гарантировать полный контроль всех технических характеристик устройства на соответствие новому ГОСТу.
Ведь самая главная цель проекта и вновь вводимых мер контроля — обеспечение безопасности и сохранение жизни всех участников дорожного движения!
/alco-ilienko.jpg)
— Требования безопасности дорожного движения в нашей стране постоянно ужесточаются. С 1 марта 2023 года, например, в разы выросли штрафы за ряд нарушений ПДД. Я уверен, что это правильный тренд, так как речь идёт о сохранении жизни и здоровья наших людей. И внедрение алкозамков, которое, думаю, произойдёт довольно скоро — ещё один правильный шаг по снижению аварийности и смертности на дорогах.