17.03.23

Гражданская азбука

Что такое Россия и какое у неё мировоззрение: в Новосибирске обсудили, чему должен учить студентов курс «Основы российской государственности».

Если в текущем учебном году для школьников и студентов младших курсов ссузов ввели новый предмет «Разговоры о важном», то с 1 сентября 2023 года вузы тоже не останутся в стороне: в них вводится курс «Основы российской государственности». Формируют его программу в рамках отдельного проекта, названного «ДНК России». В его рамках запланирована серия научных конференций во всех федеральных округах — и первым в этом списке оказался Новосибирск. На своей площадке конференцию проекта «ДНК России» принял Новосибирский государственный университет экономики и управления, прошла она при поддержке Минобрнауки РФ, общества «Знание» и правительства Новосибирской области.

Два дня шла работа в тематических группах, каждая из которых работала над «своей» частью курса — специалисты обсуждали предложенные проекты и предлагали свои уточнения. О том, что собой представляют эти части и весь курс в целом, руководители групп рассказали на пленарном заседании, завершившем конференцию.

В общих чертах «Основы российской государственности» выглядят так. Основных блоков 72-часового курса — пять.

В блоке «Что такое Россия?» студенты должны узнать, как формировались российское государство и его национальная идентичность, как шло расширение и освоение территории страны. Предусмотрена, разумеется, региональная привязка. Блок «Основы российской цивилизации» познакомит молодых людей с цивилизационным учением философа Николая Данилевского и основными ценностями, отличающими цивилизацию России от остальных. Развитие эта тема получит в следующем блоке — «Российское мировоззрение и ценностные константы российской цивилизации». В качестве «констант» предлагаются такие, как «суверенное государство», «стойкость и устойчивость», «освоение нового». Потом студентов познакомят с политическим устройством России, сделав упор на «уникальность федеративной модели» и «демократичность системы». Завершится курс информацией о месте России в современном мире. В качестве примеров к каждому блоку предлагаются различные образы, связанные с историей России (Куликовская битва), её географией (Байкал) и современной политикой (среди таковых есть, в частности, умерший в 2018 году постпред в ООН Виталий Чуркин).

— Представленный проект — это результат работы почти двух тысяч преподавателей из 86 университетов страны. Проект концепции, основные подходы к осознанию ключевых проблемных узлов истории российской государственности — всё было сформировано ими. Этими результатами мы делимся на конференциях, дополним их прозвучавшими там наработками, затем подготовим итоговый документ для представления в Министерство науки и высшего образования. Когда концепция преподавания курса будет принята в окончательном варианте, мы приступим к написанию пособий. Мы хотим, чтобы будущее наших детей было защищено, и пусть будущее нашей страны, несмотря на некоторые сомнения, будет реально великим, — рассказал научный руководитель проекта «ДНК России», профессор МГУ имени М. В. Ломоносова Андрей Полосин.

КОММЕНТАРИИ

Наталья ЛУКЬЯНОВА, и. о. директора Школы базовой инженерной подготовки Томского технологического университета, доктор философских наук:
— Мы не призываем что-то любить или не любить, мы говорим о том, что правильно, а что неправильно. Конечно, студенты будут воспринимать курс через призму критических мыслей и современной политической ситуации, и мы должны быть к этому готовы. Наша задача — объяснить студентам, как мы должны или не должны реагировать на современную повестку.

Владислав КОКОУЛИН, профессор юридического факультета Сибирского университета потребительской кооперации, доктор исторических наук:
— На мой взгляд, основной проблемой будет не столько содержание курса, сколько необходимость в кратчайшие сроки подготовить преподавателей. Ведь курс носит мультидисциплинарный характер, а значит, его преподаватель должен в равной степени владеть как историческими знаниями, так и философскими, политологическими, социологическими и культурологическими.
Виталий СОЛОВОВ | Фото Валерия ПАНОВА
back
up