02.02.23

33 квадрата Владлена Бирюкова

Он мечтал о флоте, был популярным артистом и всегда оставался верен Новосибирску — в Бердске работает маленький музей Владлена Бирюкова.

Яков Алейников в «Вечном зове» и старый шкипер в «Гордом варяге» — между этими ролями в кино целая жизнь артиста. Зрительской любви Владлену Бирюкову было не занимать, особенно его героев любили женщины — статный, красивый, к тому же военный. И всё-таки судьба его не баловала. Как мальчишка из сибирского села стал известным на всю страну артистом и почему вернулся в Бердск — об этом рассказывает музей «Театр Бирюкова» в Бердске.

Музей расположен в жилом доме и занимает всего 33 квадратных метра. «Маленький музей с большой душой» — гласит табличка на входе, и это совершенно точно передаёт атмосферу музея «Театр Бирюкова» на улице Кирова, 1 в городе Бердске. Открылся музей 2 сентября 2016 года — в день памяти народного артиста России Владлена Егоровича Бирюкова. В этот день Бердск отмечал своё 300-летие и радовался новому музею, посвящённому любимому артисту. Здесь уже на входе можно отметить сходство с театром «Красный факел», которому артист посвятил свою жизнь.

 

Музей устроен, как театр, отдельными сценами. И в этой первой сцене — самое начало жизни, детство. Родился Владлен Бирюков 7 марта 1942 года в посёлке Никоново Маслянинского района Новосибирской области. В семье уже было два сына. Детство Владлена было сиротским, как у многих детей военной поры. Отец погиб, так и не увидев своего младшего сына, который родился после его ухода на фронт. Мать растила сыновей одна. В 1949 году Раиса Фёдоровна приняла решение переехать в Бердск, где у неё жил брат. Они загрузили домашний скарб в телегу, запрягли её коровой и отправились в путь.

Мальчик на фото в центре — будущий народный артист и любимец публики Владлен Бирюков. Слева от него — мама Раиса Фёдоровна, справа — дядя Николай, сверху — средний брат Павел и двоюродный брат Владимир. 10 июля 1949 года. Владлен тогда, по дороге в город, впервые увидел поезд. Жизнь готовила ему ещё много открытий. Мама устроилась на радиозавод, как семья погибшего фронтовика они получили жильё в бараке — целых две комнаты. Здесь Владлен пошёл в первый класс. А после окончания школы №10 устроился на радиозавод, правда, работал меньше года. И, кажется, ничто не предвещало театральной судьбы, разве что особый интерес к передаче на радио «Театр у микрофона».

Творческая натура в нём открылась неожиданно. Владлен поступил в культпросветшколу, а на мамины недоумённые вопросы ответил: «После окончания мы вернёмся в наше Никоново, я смогу стать директором клуба и обеспечить тебя». Но это было только начало. Как-то Владлен с товарищем гуляли по Новосибирску и увидели плакат: школа-студия МХАТ набирает курс для подготовки актёров для дальнейшей работы во вновь создаваемых целинных театрах. На дворе — 1961-й. Товарищ предложил попробовать поступить на спор, на кону стоял велосипед. Характер у Владлена с детства был решительный, взрывной. Сдал все экзамены в школу-студию МХАТ, но вышел к ним профессор и, оценив контингент, заметил: мы приехали из Москвы в Сибирь, думали тут талантов тьма, а выбирать-то не из кого. И Бирюков не выдержал — встал и пошёл к выходу с твёрдым намерением забрать документы. «На этих экзаменах присутствовала Софья Болеславовна Сороко, первый директор Новосибирского театрального училища. Она подошла к Владлену и сказала: “Не нужно забирать документы, вы принимаетесь в театральное училище без экзаменов”. А потом сама приехала в Бердск, нашла его здесь и убедила пойти учиться. Так мы не потеряли артиста», — рассказывает экскурсовод музея «Театр Бирюкова» Ольга Русакова.

Училище он окончил с отличием в 1966 году и был принят на службу в Театр юного зрителя, один из самых посещаемых в Новосибирске. Про это время сам Владлен Егорович писал: «За те пять лет моей работы сыграл я столько овощей, что если б захотел, то без заботы сварил бы чан добротных щей…». На центральном фото — Владлен Бирюков в образе Васьки Пепла в спектакле по пьесе «На дне» Горького. Этот образ ему так удался, что польский журналист, бывший на спектакле в ТЮЗе, разместил это фото в польском журнале с подписью: «Запомните это лицо, за ним большое будущее».

В 1971 году Владлен Бирюков и ещё несколько молодых актёров из ТЮЗа перешли в драматический театр «Красный факел». В экспозиции музея эта часть, точнее, сцена, называется «Творческий путь. Я работал без оглядки на успех». Со сценой «Красного факела» связана вся дальнейшая жизнь артиста — 33 года, более 100 ролей, уважение коллег и неизменная любовь зрителей.

На театральном занавесе — фото из спектакля «Ревизор», где Владлен Егорович играл Городничего. Одна из его последних ролей. По воспоминаниям сослуживцев, когда он играл, все затихали, слушали его. А он хулиганил — в классический текст Гоголя вплетал фамилии современных правителей города. Кстати, в музее есть копия мундира и головного убора Городничего, в которых посетители могут сфотографироваться.

Пик популярности актёра пришёлся на 1970–1980 годы, известным он был не только в нашей стране, но и за её пределами. В фильмографии Владлена Бирюкова больше десяти фильмов — «Вечный зов» (за роль Якова Алейникова он получил Государственную премию РСФСР), «Быть братом», «Молодая жена», «У меня всё нормально», «Тайное голосование», «Приказ: огонь не открывать», «Приказ: перейти границу» (Госпремия РСФСР за роль Павла Тихонова), «Парашютисты», «Хлеб — имя существительное», «Овен», «Гордый варяг».

Первой заметной работой Владлена Бирюкова в кино стал «Горячий снег» по роману Юрия Бондарева, производством которого на «Мосфильме» руководил режиссёр Гавриил Егиазаров. Картину о Сталинградской битве снимали в 1971–1972 годах под Новосибирском, на полигоне Шилово, в массовых и батальных сценах были заняты солдаты-срочники, а Сибирский военный округ снабжал киноплощадку техникой. И хотя роль старшины Скорика совсем небольшая, но именно после этого фильма Владлена Бирюкова заметили и стали приглашать в другие картины.

 

Его потрясающий актёрский дар открылся во время съёмок «Вечного зова». А началось всё с гастролей «Красного факела» в Уфе, где в Дуванском районе уже начались съёмки масштабной киноэпопеи по роману Анатолия Иванова. Однако никак не могли найти актёра на роль Якова Алейникова — пламенного революционера, чекиста. На эту роль пробовались Вячеслав Тихонов, Станислав Любшин — у них уже были военные роли, но тут нужен был особый характер. Режиссёр Владимир Краснопольский увидел Бирюкова в спектакле «Валентин и Валентина» в роли капитана Гусева и понял, что это тот самый Алейников. Не дожидаясь окончания спектакля, режиссёр нашёл артиста в гримёрке и предложил сниматься. На что Бирюков дерзко ответил: «Вы предлагаете, а потом исчезаете, как тени в полдень…». Он не сразу понял, что перед ним стоит один из режиссёров легендарной эпопеи «Тени исчезают в полдень».

Седые усы — реквизит из фильма «Вечный зов», их накладывали Бирюкову в эпизодах с Алейниковым в старшем возрасте, съёмки телесериала продолжались больше 10 лет. Усы молодого Яшки Алейникова хранятся в семье дочери — Надежды Зварыкиной. Она с сыновьями Андреем и Александром приезжала в Бердск в прошлом году на 80-летие отца и была приятно удивлена музеем, качеством экспозиции и тем, как в родном городе помнят Владлена Бирюкова.

Экскурсовод Ольга Русакова проводит нас по экспозиции, раскручивая клубок непростой судьбы артиста. Особенно хорошо Владлену Бирюкову удавались роли военных, возможно, он представлял своего отца, погибшего на фронте. Фильм «Молодая жена» — единственная лирическая роль. По воспоминаниям актрисы Анны Каменковой, Владлен Егорович и не играл вовсе, таким органичным он был в кадре. А последний фильм — «Гордый варяг» — снимался всего за год до смерти актёра, в 2004 году. «Это дипломная работа выпускника ВГИКа Александра Трофимкина, фильм снимался у нас на Бердском заливе, его можно найти в интернете. А тельняшка была подарена Владлену Егоровичу на одной из встреч в МВД», — говорит Ольга Алексеевна.

Костюмы и трость из спектакля «Привет, Долли, или Хорошо проведённый день», в котором Владлен Бирюков играл миллионера Горация Вандергельдера. «Театр Бирюкова» — единственный в Новосибирской области мемориальный музей актёра. Это структурное подразделение Бердского историко-художественного музея. А начиналось всё с этой выставки в память о любимом актёре. Владлен Егорович ушёл из жизни в 2005 году, а через некоторое время вторая жена, вдова актёра Татьяна Фирсова передала в муниципальный музей его личный фонд.

Музей хорош не только своим убранством, но и интерактивными включениями. Небольшой экран показывает фрагменты из спектаклей и фильмов с участием Владлена Бирюкова. Устраиваются и коллективные просмотры. Целая серия видеовоспоминаний людей, которые работали с артистом, доступна по куар-кодам — народные артисты Иван Ромашко и Галина Алёхина, ведущие артисты «Красного факела», среди которых Ирина Кривонос и Татьяна Классина.

Редкая возможность побывать дома у большого артиста. Личные вещи и атрибуты советского быта. Владлен Егорович, как сказали бы тогда, был рукастым. Мог смастерить кастрюлю-кипятильник — в гастролях вещь необходимая, ведь он 25 лет провёл в поездках и перелётах! Занимался и более тонкой работой — резьбой по дереву, чеканкой, даже оклады икон делал. К примеру, вот эта рука из дерева — его работа.

Приёмник «Вега» производства Бердского радиозавода — такие были чуть ли не в каждой бердской семье и во многих других по всему Советскому Союзу. Салфетка вышита руками мамы, есть здесь и экспонат, в вышивании которого принимал участие Владлен. Раиса Фёдоровна привлекала сына-непоседу, чтобы воспитать усидчивость, но, судя по своевольным поступкам, это не всегда работало. На небольшом фото — дом-музей в Никоново, который создали на общественных началах жители села в 2015 году. Музей «Театр Бирюкова» дружит с домом-музеем в Никоново и даже разработал туристический маршрут по местам Владлена Бирюкова: Никоново — Бердск — Новосибирск.

Интересно, что музей стал не просто экспозицией, а чем-то вроде школы жизни. Говорят, некоторые посетители после экскурсии принимают решения, на которые никак не могли отважиться.

Для детей здесь свои рассказы и сказки — особенно внимательно слушают они Лиску-закулиску. Этот тифломаркер считывает информацию со стикеров, они здесь повсюду. Можно услышать и голос Владлена Егоровича, читавшего сказки на радио. «Кроме экскурсий, здесь очень много проектов для разных возрастов — от старшей группы детсада до 60+. Это и посвящения театру, и встречи с ведущими артистами, и “Детский клуб доброты”, и игры “Что? Где? Когда?”, — рассказывает Марина Янеева, заведующая отделом развития Бердского историко-художественного музея. — А самый большой проект — “33 квадрата”. Это областной конкурс на детскую театральную премию Владлена Бирюкова. Проводится он в сотрудничестве с новосибирским Союзом театральных деятелей и при поддержке министерства культуры Новосибирской области».

В пору всесоюзной популярности Владлена Бирюкова звали переехать и в Москву, и в Ленинград, и в Одессу — но, несмотря на юношескую мечту стать морским офицером и службу в армии в этих местах, уехать к Чёрному морю он так и не захотел. Называл себя посконным сибиряком и говорил: «Родина моя здесь, я как дерево — если отрезать от корней, то дерево просто засохнет. Так и я без своей Сибири — просто засохну». По завещанию артиста похоронили его в Бердске, рядом с любимой мамой. И памятник у них один на двоих — две плиты, объединённые силуэтом православного креста.

Уходя из музея «Театр Бирюкова», не забудьте заглянуть в зеркало, которое когда-то стояло в артистическом фойе «Красного факела» — настоящее Зазеркалье. Артисты смотрелись в него, чтобы получить желаемую роль. Загадайте желание — и оно обязательно сбудется.

Контакты музея «Театр Бирюкова»: 633004, г. Бердск, ул. Спортивная, 9, тел. +8 (383) 415-3155, +8 (383) 415-3360, muz970@mail.ru.

Марина ШАБАНОВА | Фото Валерия ПАНОВА
back

Новости  [Архив новостей]

up