05.05.23

Счёт да дело

Председатель Контрольно-счётной палаты Новосибирской области Елена ГОНЧАРОВА выступила с докладом о работе КСП в 2022 году на сессии заксобрания 25 апреля. Публикуем выдержки из этого документа.

Только цифры

В 2022 году деятельность Контрольно-счётной палаты НСО осуществлялась по плану работы, утверждённому с учётом поручений заксобрания. Проведено 25 мероприятий, в том числе восемь проверок, 14 аналитических мероприятий, три экспертизы проектов госпрограмм и бюджетов. Всего в палату поступило 87 проектов изменений областных госпрограмм, в 86 случаях заключения не составлялись из-за незначительности изменений. Кроме того, предложения палаты по проектам законов и других документов учитывались при рассмотрении проектов на заседаниях рабочих групп заксобрания НСО.

За год в палату поступило 38 обращений граждан и организаций, которые были рассмотрены в установленные сроки. Наибольшее число обращений было связано с вопросами ЖКХ и благоустройства, государственного управления и местного самоуправления, дорожного хозяйства и транспорта.

По запросам готовилась и направлялась информация в Счётную палату РФ (о результатах контроля в сфере закупок, земельных отношений, обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, переселения из аварийного жилищного фонда); в Аппарат полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе (о реализации указов и поручений Президента РФ, национальных и федеральных проектов в Новосибирской области); в областную прокуратуру (о своевременности внесения изменений в областные госпрограммы, субсидировании ресурсоснабжающих организаций, казначейском сопровождении расходов, состоянии просроченной задолженности).

Объектами контрольных и экспертно-аналитических мероприятий стали 80 организаций, включая 32 областных государственных органа, Территориальный ФОМС, 27 муниципальных органов, 13 областных и четыре муниципальных учреждения, три иные организации. По результатам проведённых в проверяемых органах и организациях мероприятий составлено 99 актов и 26 справок. Объекты контроля расположены на территории двух городских округов и семи муниципальных районов области.

В результате в 73 организациях установлено 3 773 нарушения федеральных, областных, муниципальных правовых актов и соглашений (договоров), а также недостатки в деятельности. Суммовая оценка выявленных нарушений и недостатков составляет 10 382,9 млн рублей. Установлено 32 факта неэффективного использования средств и имущества на сумму 29,2 млн рублей. Из выявленных нарушений и недостатков 87,1% были допущены при использовании средств областного бюджета и областного имущества, 12,9% — средств местных бюджетов и муниципального имущества.

С учётом выводов и предложений КСП НСО, сделанных по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, принято 206 правовых актов, среди них девять законов области, два постановления заксобрания НСО, 36 постановлений и распоряжений Правительства НСО, 23 приказа областных органов исполнительной власти, 136 муниципальных правовых актов.

Как дела на транспорте?

Шесть мероприятий КСП были направлены на обследование положения в сфере транспорта и дорожного хозяйства. Прежде всего проверялось, как используются средства из дорожного фонда областного бюджета на объекты дорожной инфраструктуры государственной и муниципальной собственности, создание интеллектуальной транспортной системы Новосибирской агломерации и нацпроект «Безопасные и качественные дороги».

Палата отметила, что в 2021 году завершено строительство и реконструкция 33,3 км автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения, отремонтировано 403,6 км автомобильных дорог (в том числе капитально — 2,7 км). Продолжалось строительство четвёртого моста через Обь и объектов дорожной инфраструктуры ЛДС. В рамках нацпроекта в нормативное состояние приведено 104 дорожных объекта. Доля автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения, находящихся в нормативном состоянии, увеличилась с 48,0% до 49,6%.

Вместе с тем аудиторы КСП выявили ряд недочётов. Из-за приостановки работ техническая готовность четвёртого моста в 2021 году составила 42,97% при плане 55%. За счёт инвентаризации и передачи в муниципальную собственность протяжённость грунтовых дорог местного значения увеличилась до 5 769,3 км при плане 5 714,1 км. Официальная статистика о протяжённости и техническом состоянии автомобильных дорог, представляемая муниципалитетами и используемая для установления нормативов отчислений в местные бюджеты акцизов на топливо, является недостоверной. Дороги местного значения также часто не отражаются в бухгалтерском учёте. Объём ассигнований областного бюджета, предусмотренных на текущий и капитальный ремонт автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, по-прежнему пятикратно меньше нормативного объёма и недостаточен для выполнения всех работ, необходимых для поддержания дорог в нормативном состоянии.

Установленные в 2022 году нарушения и недостатки:
  • при формировании бюджетов — 247 случаев на сумму 7 027,1 млн рублей;
  • при исполнении бюджетов — 569 случаев на сумму 1 080,4 млн рублей;
  • при осуществлении закупок — 312 случаев на сумму 323,5 млн рублей;
  • при ведении бухгалтерского учёта — 2 282 случая на сумму 1 921,5 млн рублей;
  • при использовании имущества — 249 случаев на сумму 30,5 млн рублей;
  • при осуществлении контроля — 22 случая без суммовой оценки;
  • иные нарушения и недостатки — 92 случая без суммовой оценки.

Меры по устранению должны были быть приняты в отношении 2 900 нарушений на сумму 10 122,3 млн рублей. Устранено 2 558 нарушений на сумму 3 749,1 млн рублей (с учётом нарушений прошлых лет). Не устранены нарушения (либо предпосылки для их возникновения) на сумму 6 373,2 млн рублей.

Независимый контроль, который в 2021 году проводился ООО «Дорэксперт» по заказу минтранса НСО, установил несоответствия объёма и качества выполненных работ на 228 из 326 объектов. Выездные проверки на дорогах выявили наличие трещин, выкрашивание асфальтобетона, разрушение и засор водосбросных сооружений, застой воды на проезжей части, износ разметки, отсутствие металлических ограждений, несоответствие толщины покрытия проектной документации. Отмечено, что область значительно отстаёт от регионов-лидеров по созданию интеллектуальной транспортной системы: объём средств, предусмотренный на 2022–2024 годы, мал для создания системы в предусмотренном проектом объёме, при этом в 2020–2021 годах 390 млн рублей из федерального бюджета использованы не были.

С учётом выводов и предложений КСП, сделанных по результатам контроля, министерство транспорта продолжает паспортизацию автодорог местного значения. Проведена инструментальная диагностика состояния дорог в Чистоозёрном районе. Усилен контроль за качеством и своевременностью выполнения дорожных работ, на 292 объектах проведены проверки с участием районных прокуратур и общественных организаций и экспертов. В бухучёте проверенных поселений отражены автодороги местного значения.

Строительство Ледового дворца спорта — под пристальным вниманием КСП.

Что построили?

Семь контрольных мероприятий было связано с проверкой положения в сфере строительства и ЖКХ, основное же внимание было приковано к строящемуся ЛДС. Аудиторы выявили на одной из главных стройплощадок Новосибирска следующие нарушения:

  • без положительного заключения на изменения проектной документации приёмка и оплата выполненных работ по строительству многофункциональной ледовой арены не осуществлялись (на 1 октября 2022 года было принято 26,2%), при этом основная часть стоимости работ (68,6%) перечислена подрядчику и субподрядчикам в виде авансов;
  • по объектам инфраструктуры арены сохранялась практика оплаты не смонтированного оборудования и не использованных для производства работ материалов на общую сумму почти 255 млн рублей, неправомерного включения в контракт с подрядчиком расходов на выполнение функций заказчика на сумму около 17,7 млн рублей.

Несмотря на принимаемые меры по повышению эффективности управления коммунальным хозяйством, значительные объёмы бюджетных средств по-прежнему используются для возмещения текущих производственных затрат коммунальных организаций (погашение задолженности перед поставщиками топлива, электроэнергии, налоговыми органами). Установлено неэффективное использование бюджетных средств на сумму 10,9 млн рублей, случаи приемки и оплаты фактически не выполненных работ на сумму более 10 млн рублей, завышения сметной стоимости на сумму 4,3 млн рублей, несвоевременного и некачественного выполнения работ, а также нарушения градостроительного законодательства.

С учётом выводов и предложений КСП, сделанных по результатам контроля, правительство области утвердило Правила принятия решений о списании объектов незавершенного строительства областной собственности, изменило порядок принятия решений о бюджетных инвестициях в объекты капстроительства. Но до сих пор не определён уполномоченный орган по координации работы с объектами незавершённого строительства и порядок их учёта. Приняты меры по монтажу оборудования и вовлечению материалов в производство работ. Подрядчикам направлены требования об оплате неустойки, устранении недостатков качества выполненных работ и возмещении стоимости невыполненных. Затраты на разработку и экспертизу проектной документации, подготовку территории включены в стоимость созданных объектов благоустройства.

За нарушение сроков выполнения работ при строительстве объектов инфраструктуры ЛДС прокуратура привлекла подрядчиков к административной ответственности.

Четвёртый мост через Обь строится медленнее, чем планировалось.

Культурные проверки

Проверяла КСП также учреждения сферы образования, культуры и спорта — в рамках восьми мероприятий. Палата установила, что во всех областных и муниципальных образовательных учреждениях организовано бесплатное горячее питание обучающихся 1–4-х классов, условия питания приведены в соответствие с санитарно-гигиеническими требованиями. Но 100-процентный охват детей этим питанием до сих пор не достигнут — в 2021 году он составил 79,2%. Значительная часть средств, выделяемых на бесплатное горячее питание, остаётся неиспользуемой. А в областное законодательство, предусматривающее льготное питание для отдельных категорий обучающихся и устанавливающее методики расчёта субвенций на его организацию, не были внесены изменения с учётом установленного федеральным законодательством права на бесплатное питание для всех обучающихся 1–4-х классов.

В профессиональных образовательных учреждениях оснащено современным оборудованием 12 мастерских и созданы условия для проведения демонстрационного экзамена. В 2022 году количество сдающих демонстрационный экзамен увеличилось с 3 212 до 4 282 человек. Но при этом отсутствует информация об объёмах внебюджетных средств, выделенных на модернизацию учреждений профобразования; ремонт одних и тех же помещений осуществляется за счёт различных источников; в ряде случаев объём закупаемых материальных запасов значительно больше объёма, необходимого для проведения демонстрационного экзамена.

Количество посещений музеев увеличилось с 427,6 до 595,9 на 1 000 человек населения. Обеспечивается включение музейных предметов и коллекций в электронный каталог Музейного фонда РФ. В реестр объектов культурного наследия включено 1 211 объектов, в том числе областного значения — 527. В удовлетворительном состоянии находится 87,3% объектов. Однако в областных музеях сохранялись нарушения порядка учёта областной собственности и бухгалтерского учета, музейные предметы и коллекции по-прежнему не включались в реестр областной собственности и не в полном объёме учитывались на забалансовом счёте, полученные в дар предметы и научно-вспомогательный фонд не отражались на балансовых счетах.

Горячее питание должно быть у каждого школьника.

«Золотая» семёрка

Положение в сфере здравоохранения и социальной политики рассматривалось КСП в ходе восьми контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в министерствах здравоохранения и труда, Территориальном ФОМС и Центральной клинической больнице. Приоритетными были вопросы реализации регионального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» и строительства объектов здравоохранения по соглашениям о государственно-частном партнёрстве.

Помимо прочего установлено, что:

  • при реализации соглашения в отношении строительства семи поликлиник по ГЧП сроки проектирования увеличились с августа 2020-го до ноября 2021 года, сроки завершения строительства — с августа 2022-го до июня 2024 года, сметная стоимость строительства увеличилась с 6,5 до 19,5 млрд рублей, расходы областного бюджета на возмещение затрат частного партнёра — с 12 до 30,2 млрд рублей;
  • порядок обеспечения лекарственными препаратами пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями не содержит алгоритма формирования и исполнения заявок медицинских учреждений; больше плановых значений показатели больничной летальности от инфаркта миокарда (15,7% при плане 11,4%), острого нарушения мозгового кровообращения (26,3% при плане 19,2%);
  • в региональных сосудистых центрах и первичных сосудистых отделениях 61,9% оборудования имеет высокую степень износа (от 81 до 100%), что существенно увеличивает риск поломки оборудования и выхода его из строя; нарушается порядок предоставления субсидий и сроки проведения ремонтов помещений и поставки оборудования медицинским учреждениям.

С учётом выводов и предложений палаты, сделанных по результатам контроля, областной минздрав внёс изменения в порядок обеспечения лекарственными препаратами пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями, а также порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет. Готовятся изменения в соглашения о ГЧП, направленные на уточнение состава расходов частного партнёра и порядка их возмещения.

КСТАТИ
С 2022 года с учётом необходимости реализации дополнительных полномочий штатная численность КСП НСО увеличена с 40 до 42 человек. Структура палаты включает председателя, заместителя председателя, пять аудиторов и аппарат палаты. Председатель, заместитель председателя и аудиторы палаты назначаются Законодательным собранием НСО и являются членами коллегии палаты. Все сотрудники палаты имеют высшее образование, 10 человек — два высших образования, три человека — кандидаты наук.

 

ЦИФРЫ И ФАКТЫ
  • По официальным запросам и в соответствии с законодательством в органы прокуратуры, Следственного комитета, внутренних дел и Федеральной службы безопасности КСП направила 42 материала по 26 контрольным и экспертно-аналитическим мероприятиям (в том числе проведённым в прошлые годы).
  • По нарушениям при строительстве объектов инфраструктуры многофункциональной ледовой арены и очистных сооружений в посёлке Сузун в отношении заказчиков и подрядчиков возбуждено три уголовных дела.
  • Материалы проведённой в прошлые годы проверки Биотехнопарка приобщены к материалам нового уголовного дела.
  • По нарушениям при строительстве объектов газоснабжения в Северотатарском сельсовете Татарского района и инфраструктуры Промышленно-логистического парка вынесено два обвинительных приговора.
  • Прокуроры области подали 47 исков о принятии мер по ликвидации несанкционированных свалок. Иски удовлетворены.
  • Прокурорами вынесено 94 представления с требованиями об устранении нарушений законодательства и пять предостережений о недопустимости нарушения закона.
  • Палата установила 74 случая административных правонарушений, составление протоколов по которым отнесено к её полномочиям (нарушения бюджетного законодательства и при использовании областного имущества). По результатам рассмотрения протоколов судьями наложено 14 штрафов на сумму 176 300 рублей, девять должностных и юридических лиц получили предупреждение или устное замечание в связи с малозначительностью нарушения (в том числе по результатам рассмотрения протоколов, направленных в прошлые годы). На рассмотрении судей находится 12 протоколов, составленных должностными лицами палаты. В 39 случаях дела не возбуждались в связи истечением срока давности привлечения к ответственности, отсутствием вины либо наличием оснований для освобождения от административной ответственности.
  • По результатам рассмотрения информации о нарушениях законодательства о контрактной системе, направленной палатой в Управление Федеральной антимонопольной службы по НСО и Контрольное управление НСО, наложен один штраф на сумму 20 000 рублей, пять должностных лиц получили предупреждение. В большинстве случаев дела не возбуждались в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности.
  • К дисциплинарной ответственности привлечено 41 должностное лицо.
Подготовил Виталий СОЛОВОВ | Фото Валерия ПАНОВА
back
up