Опыт переживания
Новый директор краеведческого музея Юлия ШУКЛИНА — о том, почему русскую этнографию привезут в Новосибирск из Казахстана и чем музей может заинтересовать подростков
Окончила Новосибирский государственный педагогический университет и аспирантуру Института археологии и этнографии СО РАН, кандидат исторических наук. В краеведческий музей пришла работать в 2012 году, в марте 2023 года назначена директором. За время работы в музее она разработала и реализовала концепции комплектования, научной, методической, выставочной и просветительной работы. Среди реализованных проектов — создание экспозиции «Сибирь в древности» и фестиваль «Музей для людей».
Археолог по специальности Юлия Шуклина работала в системе высшего образования, защитила кандидатскую по гребням эпохи бронзы на территории Сибири и продолжала бы писать историю в Институте археологии и этнографии СО РАН, но однажды её жизнь круто изменилась. 12 лет назад она пришла в Новосибирский государственный краеведческий музей работать замдиректора, а недавно назначена директором. Представляя сотрудникам нового руководителя, и. о. министра культуры Новосибирской области Юрий Зимняков назвал главную задачу — сохранение и укрепление статуса краеведческого музея как важнейшего культурного центра региона.
— Юлия Константиновна, как начиналось ваше знакомство с музеем?
— Мне было лет шесть, когда бабушка привела меня в музей на Вокзальной магистрали, и это было, честно говоря, испытание: душно, света мало, на тебя постоянно шикают смотрители, трогать ничего нельзя, на пластмассовом озере плавают утки. Поворачиваюсь к витрине и на уровне глаз вижу лису, у которой на морде замер оскал смерти, — я испугалась и стала просить бабушку: можно, мы никогда больше не придём сюда… Мы ушли, я честно сдержала слово и не была в краеведческом музее много лет, хотя бывала в разных музеях России и мира.
— К тому же стали историком и в итоге пришли работать в краеведческий музей. Что стало решающим?
— Мы давно знакомы с Андреем Валерьевичем Шаповаловым, предыдущим директором музея, у нас общая компания сумасшедших археологов. Когда он пришёл сюда, в первый год нужно было решать какие-то хозяйственные задачи, а потом встал вопрос о том, что надо строить экспозицию и заниматься проектированием. Андрей Валерьевич пригласил меня поработать, я согласилась не сразу, но очень уж привлекали большие коллекции археологии и роскошная этнография. В результате он меня уговорил прийти на пять лет, и вот я уже 13-й год здесь.
— Вы вступили в должность директора месяц назад. Верстаете сейчас план выставок на год?
— Музей — это огромная институция, у которой колоссальное количество задач и проектов. На сайте музея в разделе «Услуги» есть специальная кнопка: можно заказать выставку, как это делают музеи, или предложить свою выставку, если речь идёт о художниках или других творческих людях. Все заявки мы рассматриваем на выставочном совете, план будущего года утверждается ещё в октябре. Так что на 2023 год всё уже расписано. Со всеми филиалами музея мы должны показывать 46 выставок в год, а площадей для этого катастрофически не хватает. Да и Музей природы давно пора перевезти на новое место.
— Вот это новость! Где он будет располагаться?
— Любимый музей жителей Новосибирска долгие годы находится на первом этаже жилого девятиэтажного дома, это соседство сопряжено с разными коммунальными проблемами, там вечно прорывает трубы. И несмотря на то что мы с большой любовью создали блестящую экспозицию, музею нужен этот переезд и бóльшие площади, потому что сейчас мы можем делать там не больше пяти выставок в год. Мы мечтаем о том, чтобы эта история сложилась на левом берегу, где как раз не хватает учреждений культуры.
— В одной из соцсетей под новостью о вашем назначении появился комментарий о том, что групповой выставки к 130-летию Новосибирска «Портрет города» не будет в связи со сменой руководства. Это верно?
— Возможно, с предыдущим директором и обсуждался этот вопрос, но заявки такого проекта на выставочном совете в 2022 году я не видела. К юбилею города мы готовим проект про 100-квартирный дом, про его жителей, — у нас же есть персональные фонды известных людей Новосибирска. Сейчас идёт работа по нашим якорным выставкам, которые предполагают сложную транспортировку и логистику. По федеральной программе «Культура» мы имеем возможность привозить большие проекты музеев Москвы и Санкт-Петербурга, из собраний областного уровня. Один из них уже открылся — это замечательная выставка «Синяя птица», совместный проект музея МХАТа, ГИТИСа и нашего музея. По своей форме это почти театр, который даёт зрителю совершенно новый опыт переживания в музейном пространстве.
— Как краеведческий музей поучаствовал в этом проекте?
— Изначально это были две совершенно отдельные выставки: одна в музее МХАТа — с архивными предметами, костюмами, фотографиями; вторая — иммерсивная, которую сделали студенты ГИТИСа, где всё можно трогать руками. Мы вместе не просто их соединили, а перепридумали всю эту историю: нам важно было построить мир «Синей птицы», сделать так, чтобы, приходя на выставку, зритель фактически оказывался в идее спектакля. В создании выставки приняли участие семьи, связанные с Центром реабилитации детей-инвалидов с онкогематологическими заболеваниями «Надежда». У нас появился повод пригласить эти замечательные семьи с детьми, которые долгое время не имели возможность прийти в музей, показать им наши залы и монтаж выставки «Синяя птица». А после мы предложили им сделать синих птиц в технике оригами, — и теперь эти потрясающие работы можно видеть вокруг люстры нашего Колонного зала. Это очень важная для нас часть проекта.
— Какие ещё главные проекты ждут нас в этом году?
— По федеральной программе «Культура» мы имеем возможность привозить большие проекты музеев Москвы и Санкт-Петербурга из собраний областного уровня. Мы их называем «якорными» проектами. Один из них уже открылся — это замечательная выставка «Синяя птица», совместный проект музея МХАТа, ГИТИСа и нашего музея. По своей форме это почти театр, который даёт зрителю совершенно новый опыт переживания в музейном пространстве. 30 марта открывается выставка «История России в лаковой миниатюре» из фондов Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства. Мы привыкли, что лаковая миниатюра — это сказочный сюжет, жар-птицы на шкатулках, а здесь лаковая миниатюра, посвящённая событиям ХХ века — революция, строительство ГЭС и БАМа, полёт Гагарина в космос, история страны. В начале лета откроем ещё один проект — «Восток», который мы привозим из Екатеринбурга, из фондов Свердловского областного краеведческого музея. Это большой разговор про то, как русские открывали для себя Восток, что они там увидели, какие предметы везли оттуда, — у наших посетителей появится возможность сравнить, чем отличается наше сегодняшнее восприятие Востока. А в планах на сентябрь стоит проект, которым мы грезим давно, — «Русское красное». Это этнография русских — огромный показ на несколько залов, включая Колонный зал, — привозим эту выставку из Казахстана.
— Интересный поворот: русская коллекция из Казахстана?
— Да, мы дружим с Этнографическим музеем-заповедником в Усть-Каменогорске Восточно-Казахстанской области. До революции это была территория Российской империи, и в музее собраны потрясающие коллекции русских Сибири и Казахстана, даже в Российском этнографическом музее в Москве не все эти типы предметов есть. А тут в 800 километрах от нас расположен такой прекрасный музей. Ждём сейчас разрешения Министерства культуры Республики Казахстан на вывоз этих предметов.
— Этнография — одна из самых популярных тем. Для краеведческого музея это ещё и возможность достать из запасников свои сокровища?
— Верно, как раз сейчас мы работаем над крупнейшим проектом об истории тофаларов. Этот малочисленный народ проживает на юго-западе Иркутской области, численность сохраняется в пределах 300-600 человек. Находясь практически в закрытом состоянии, в дали от цивилизации, эти люди сохранили свою культуру и язык. Наш проект — это история представлений о мире, в котором мы живём, а ещё он не столько про них, сколько про нас. В то время как здесь везде разлит вайфай, диктофон пишет наш с вами разговор, параллельно существует практически мифологическое мировоззрение, абсолютно другой тип знания. Мы делаем этот проект в сотрудничестве с музеями, в которых сохранились коллекции тофаларов, — с Иркутским областным краеведческим и Российским этнографическим музеем в Санкт-Петербурге. Собираем фрагменты этих коллекций в одну историю, осенью покажем её в Новосибирске, а после планируем показ в Иркутске и Санкт-Петербурге.
— Ночь музеев в краеведческом всегда проходит по-особенному. Какие сюрпризы готовите в этот раз?
— Пять лет мы проводим фестиваль «Музей для людей», исполнительным директором которого я была все эти годы, и вот пару лет назад мы познакомились с иркутскими кинематографистами, которые создали онлайн-музей Леонида Гайдая, причём сделали они это мегакруто — с весёлой подачей и отрисовкой. Нас это поразило в самое сердце, мы начали общаться, и выяснилось, что самого музея Гайдая в Иркутске нет, а онлайн-музей был создан для того, чтобы спасти дом, в котором жил создатель самых известных отечественных кинокомедий. В этом году отмечается 100-летие со дня его рождения, иркутские киношники взяли грант и провели колоссальную программу общероссийских празднований. Один из проектов — выставка «Гайдай. Как он это делал?», посвящённая режиссёру, которую мы помогали проектировать. В результате получилась фантастическая история о том, как делается кино, — сейчас выставка экспонируется в Иркутске, а на Ночь музеев приедет к нам и будет экспонироваться два месяца. Мы добавим ещё рассказ о композиторе Александре Зацепине, написавшем музыку к фильмам Гайдая, — он родился в нашем городе, работал в кинотеатре «Победа», где руководил оркестром. Так что 20 мая, кроме открытия отличной выставки с предметами из фондов Госкино и киностудии имени Горького, будем танцевать твист, писать диктант и обязательно устроим концерт.
— Детский музейный центр «ТыМузей», открывшийся в прошлом году, уже работает в полную силу?
— Пока он реализует игровые программы, летом планируем их и для детских площадок. А ещё мы готовимся запускать образовательные проекты — и это совершенно другой формат деятельности. Опыт детских центров по всей стране огромный, они разные. Нам важно привлечь в музей не только малышей и младших школьников, но и подростков 12–16 лет. У меня двое прекрасных детей, старшему 15, и я понимаю, что в этом возрасте человек считает, что уже всё понял про этот мир, и ему скучно слушать нарратив взрослых на любую тему. Мы решили предложить им не знания, а навык, к примеру, научиться снимать на телефон так, чтобы это было по-настоящему круто. Один из наших треков — лёгкая фотография в музее: как правильно сделать селфи, как работать с фактурой. Другой трек касается речевых навыков и умения говорить, не бояться выходить на аудиторию. Таким образом подросток сможет выбрать в музее что-то полезное для себя, а потом и интерес к музею появится.