07.12.22

Время одиночек прошло

Кому нужно получать сертификат халяль и может ли женщина-предприниматель из России вести дела в Саудовской Аравии?

Опытных и начинающих экспортёров приветствовал министр промышленности, торговли и развития предпринимательства области Андрей Гончаров.

На площадке центра «Мой бизнес» 25 ноября собрались те, кто в сложных сегодняшних условиях продолжает экспортную деятельность, и те, кто, несмотря на все трудности, намерен впервые выходить со своей продукцией на зарубежные рынки. Здесь прошло главное мероприятие для региональных экспортёров — «Дни участников внешнеэкономической деятельности Новосибирской области». Организовал его Центр поддержки экспорта Новосибирской области на базе центра «Мой бизнес» при поддержке региональных минэкономразвития и минпромторга.

Азиатский вектор

Приветствуя участников, министр промышленности, торговли и развития предпринимательства области Андрей Гончаров отметил большую работу, которая ведётся по перенастройке экономических и торговых векторов на новые рынки. Уже установлены устойчивые партнёрские связи со странами Юго-Восточной Азии и Евразийского экономического сообщества, предпринимаются шаги для их расширения. Министр подчеркнул: сегодня вся инфраструктура поддержки экспортной активности малого и среднего предпринимательства ориентирована на реальную помощь компаниям, которые уже участвуют в международной торговле или только планируют выйти на внешние рынки.

Основными темами обсуждения стали изменение особенностей работы на существующих экспортных рынках, переориентация на новые рынки, сертификация экспортных товаров, господдержка экспортёров.

Как сообщила руководитель Центра поддержки экспорта Алина Мусиенко, новосибирские экспортёры продолжают успешно работать, несмотря на санкционное давление, и даже расширяют географию, активно осваивая азиатские рынки, в частности, Вьетнам, Индию и Азербайджан.

Заместитель министра экономического развития Новосибирской области Анна Павлова рассказала о мерах государственной поддержки экспортёров. Это и поддержка участия в выставочной деятельности, и компенсация части затрат на патентование и сертификацию, и софинансирование логистики (до границы РФ). Она отметила, что в 2022 году пришлось заметно перенастроить логистические цепочки, поиск новых транспортных путей будет продолжаться и в 2023 году.

О поддержке, которую оказывает экспортёрам Российский экспортный центр, рассказала эксперт его представительства в Новосибирске Анастасия Яковлева. В числе предлагаемых инструментов — помощь в поиске новых импортёров для тех, кто был «завязан» на зарубежные поставки, которые прекратились в связи с санкциями. Запущен курс по проблемам логистики, работает механизм компенсации затрат на сертификацию и транспортировку.

Век кооперации

Своим опытом экспортной работы в условиях санкций поделились новосибирские предприниматели. Директор компании «Нео Пак» Александр Ладан отметил заметно возросшую стоимость логистики. При этом, по его словам, воспользоваться транспортной дотацией у компании не получилось ни разу. Он привёл в пример Башкирию, где дотирование осуществляется на областном уровне.

Генеральный директор предприятия «Купинское мороженое» Алексей Руденских рассказал об успешном сотрудничестве с Центром поддержки экспорта, который, в частности, помог найти подходящего по всем критериям перевозчика «капризного» товара в Монголию. Он также отметил троекратный прирост объёмов экспорта в Казахстан.

Олеся Марьясова, директор компании «Скоровар», производящей продукты быстрого приготовления, также отметила возросшие сложности с логистикой. Предприятие работало на китайский рынок, но сейчас с доставкой возникли проблемы. Тем не менее компания продолжает активную экспортную деятельность, работая с рынками Монголии и Беларуси.

ЦИФРА

 64 

млн долларов США — сумма зарубежных контрактов, заключённых с помощью Центра поддержки экспорта Новосибирской области.

Эксперт по международной сертификации и продвижению продукции Андрей Кодыков рассказал об особенностях сертификации экспортной продукции. Он особо остановился на особенностях сертификации для разных регионов мира, которые экспортёрам необходимо изучить, прежде чем приступать к процессу. Например, при поставках на турецкий рынок, помимо обычной сертификации, необходимо получать сертификат халяль, а в Китае обязательно необходима этикетка на языке этой страны. Некоторые компании на свой страх и риск пробуют выходить на рынки обходными путями, избегая сертификации, но если предприятие хочет заняться экспортом всерьёз и надолго, получить репутацию надёжного партнёра и произвести хорошее впечатление на контрагентов, то лучше сделать всё по правилам, настоятельно порекомендовал Андрей Кодыков. Он также высказал мнение: компании-экспортёры получат синергетический эффект, если будут объединять усилия, создавать общую ресурсную базу, кооперировать логистику, обмениваться опытом, чтобы те, кто давно работает на внешних рынках, помогали новичкам. Время одиночек прошло — пришёл век кооперации, подчеркнул эксперт.

С арабским колоритом

Может ли женщина вести бизнес в Саудовской Аравии или других странах Персидского залива? Своим опытом поделилась предприниматель, эксперт в области внешнеэкономической деятельности Анна Руднева. Она призналась: опасения, что с женщиной никто не станет вести переговоры, были. Но даже в наиболее консервативной Саудовской Аравии бизнес-климат сейчас потеплел, появились женщины-предприниматели, что же касается, например, Дубая, то это многонациональный регион с куда более прогрессивными взглядами. Тем не менее религиозный фактор никуда не уходит, и его обязательно надо учитывать, отметила Анна Руднева. В числе плюсов сотрудничества со странами Персидского залива — то, что, приходя на рынок одной страны, предприниматель автоматически получает доступ к остальным странам союза.

Эксперт рассказала о двух наиболее распространённых путях выхода на ближневосточные рынки: основание собственной компании либо поиск партнёров из местных. По её мнению, второй путь намного проще и предпочтительнее.

Выходя на арабские рынки, необходимо изучить законы о рекламе и требования к упаковке — например, там не должно быть никаких изображений не только обнажённых женщин, но и многих частей их тел. На упаковке не должно быть обещаний, которые могут быть интерпретированы как ложные. Ну а главное — надо быть морально готовыми к конкуренции с Китаем, который является главным экспортёром в страны Персидского залива, заключила Анна Руднева.

Руководитель дирекции международной деятельности «Корпорации МСП» Павел Кондрашов представил новый сервис «Производственная кооперация и сбыт», где новосибирские производители непродовольственной продукции могут найти зарубежных заказчиков. Он сообщил, что к платформе уже присоединились компании из Турции, Армении, Беларуси, Ирана, Азербайджана, Индии. Активно включились в работу сервиса и новосибирские предприниматели — свою продукцию на платформе уже представляют 688 местных производителей.

Примеры успешной работы новосибирских предпринимателей на экспортных рынках

Купинское мороженое
Предприятие — одно из крупнейших производителей мороженого в Сибири. Работает на рынке уже более 20 лет. В ассортименте — как классические виды мороженого, так и креативные разработки, включая низкокалорийную продукцию с минимальной долей жира. Мороженое экспортируется в Монголию, Китай, Азербайджан, Китай, страны Таможенного союза.

«Нео Пак»
Предприятие работает на рынке с 2010 года. Производит широкий спектр упаковочных материалов для различных отраслей промышленности. Обладает парком современного высокотехнологичного оборудования. С 2011 года работает на экспорт, в числе партнёров — Казахстан, Киргизия, Армения, Монголия, Беларусь, Таджикистан. В Казахстане работает представительство компании.

«Скоровар»
Ведущий производитель продуктов быстрого приготовления за Уралом. Первая линия по производству лапши быстрого приготовления была запущена в 2007 году в Бердске. В ассортименте — каши, лапша, лагман, картофельное пюре, супы, бульоны. Ведутся экспортные поставки в Китай, Монголию, Беларусь.
Татьяна МАЛКОВА | Фото Валерия ПАНОВА
back
up