10.11.22

Искусство — в детях

История плаката, ожившие бабочки и верлибр на тему дождя — чем удивлял Первый Сибирский детский культурный форум.

Каждый участник мастер-класса, который провели художники-плакатисты Сергей Мосиенко и Михаил Паршиков, ушёл домой с оригинальным плакатом.

Первый Сибирский детский культурный форум решил раздвинуть культурные горизонты детей, заставив их «вынырнуть» из смартфонов. Форум организовали министерство культуры НСО и Областная детская библиотека имени Горького. Серьёзная работа шла в шести направлениях — литература и библиотеки, танец и хореография, театр и кино, музеи, анимация, изобразительное искусство. Миссия форума — общение со взрослыми деятелями культуры и творческие мастерские.

День зубной щётки

Праздник зубной щетки — чем не повод для концептуального высказывания?

А вы могли бы нарисовать плакат, посвящённый Дню зубной щётки? Если бы вам провели мастер-класс знаменитые художники-плакатисты Михаил Паршиков и Сергей Мосиенко, то обязательно бы нарисовали, как сделали это ребята на интерактивной лекции «100 лет русскому плакату». «Дети, знайте, вы в ответе за всё происходящее», — сказал в начале встречи Михаил Владимирович. Мол, постоять сегодня в сторонке не получится — если занялся творчеством, то будь добр нести ответственность за своё высказывание. Художники рассказали, что цель лекции — увлечь молодёжь идеями плаката, где творческая мысль «не размазывается по древу», а бьёт по эмоциям сконцентрированным лаконизмом — вот как плакат «Родина-мать зовёт!», созданный в 1941 году художником Ираклием Тоидзе.

— История этого плаката была очень бытовой, — рассказывает Михаил Паршиков. — Жена художника Тамара вошла в его кабинет с поднятой рукой: «Ираклий! Война». Тоизде воскликнул: «Томочка, зафиксируйся!», схватил бумагу и карандаш и быстро сделал набросок. На следующий день плакат был готов.

Лекция получилась увлекательнейшей — история русского плаката от времён Первой мировой войны до перестройки 1985 года, Владимир Маяковский и «Окна РОСТА», Кукрыниксы и Бакст, Илья Билибин и Моор, судьбы, озарения, полёт мысли. «Русский плакат убил компьютер, — вздохнул Сергей Мосиенко. — Ушла живая эпоха». А потом художник предложил ребятам выбрать необычный календарный праздник и посвятить ему плакат, созданный с помощью коллажа или аппликации.

Читайте «Подростка»

В театральной секции прошла настоящая читка по ролям.

Литературному творчеству на форуме было посвящено несколько локаций, где писатели и поэты делились с ребятами своими наблюдениями за жизнью и секретами мастерства. В областной молодёжной библиотеке поэт Юрий Татаренко «разминал» ребят на предмет оригинальных рифм, а потом предложил написать верлибр на тему дождя. Молодые поэты раскрепостились и выдали незаезженные строки вроде «не надо жевать мне кашу в уши». «Никогда не используйте глагольные рифмы! — наставлял юных учеников поэт. — Не ищите лёгких путей, не допускайте ритмических сбоев!»

А в библиотеке имени Горького детей просвещал писатель и культуролог, отец-основатель Всероссийского фестиваля детской книги Юрий Нечипоренко, работающий в детском пространстве с 1986 года. Писатель рассказал о своих любимых книгах — «Приключения Буратино», все серии «Незнайки», «Путешествие голубой стрелы» и «Волшебник Изумрудного города». А ещё Юрий Дмитриевич настоятельно советовал подрастающему поколению прочесть роман Достоевского «Подросток», где заключена вся квинтэссенция главного в жизни человека переходного периода.

Попасть к своим

Ясный ум, любопытство и желание творить — вот залог вечной молодости от писателя Прашкевича.

В арт-платформе «Дом да Винчи» новосибирский писатель Геннадий Прашкевич рассказал о своём личном мироустройстве. По его мнению, каждый человек живёт в своём ритме, и не всегда то, что мы делаем, нравится другим, поэтому в своём высказывании нужно искать нужные слова, которые всех удовлетворят. И это не имеет отношения к компромиссу, этот тот самый гуманизм, который делает нас людьми.

Первый Сибирский детский культурный форум — это:
• 2 дня
• 1 000 участников от 12 до 18 лет
• 44 мероприятия
• 22 спикера

— Однажды я выхожу в тайге, ещё в школе, в кладовую, чтобы там набрать огурцов из кадушки, и смотрю — висит целая гирлянда бабочек-капустниц зимой, видимо, осенью или летом они залетели, попали в мороз и замерзли, как ёлочные игрушки, — рассказал Геннадий Маратович. — Я осторожно их взял и принёс в комнату, положил на стол, я хотел рассказать сестре и родителям об этом. И вот спустя время вернулся, а в комнате тепло, бабочки ожили и летают — разве это не чудо? Мне захотелось узнать, а почему же так произошло? Я написал учёным, которых знал, что произошло такое чудо и я хочу заниматься палеонтологией. Но приуныл — кто я такой, чтобы мне отвечали занятые люди? А потом я от всех троих начал получать книги и письма — они все взяли надо мной шефство.

Дети от общения с Геннадием Маратовичем были в полном восторге — задавали вопросы, записывали в телефоны названия его книг, рассказывали о своих переживаниях. «Будьте любопытными, — наставлял писатель ребят. — Это главная черта человека, которая сделает его жизнь интересной. И не ждите, что мир принесёт себя вам на блюдечке с голубой каемочкой. Надо всё брать самим. Но главное — нужно попасть в окружение к своим людям».

Я поведу тебя в музей

Мастер-класс по плакатному искусству — дело, требующее вдохновения и терпения.

«Музей — это не про экспонаты, а про посетителей, он ждёт, когда вы придёте, чтобы подарить вам знания», — так начала встречу искусствовед Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Марта Яралова. Она не похожа на стандартного музейного работника, каким его рисуют наши стереотипы, — яркая, стильная, с лёгкой манерой общения.

— Мы все живём по принципу «а, это же музей в моём городе, куда он от меня денется?», — делилась с аудиторией Марта. — А вот когда я приезжаю в другой город, то стараюсь обойти все музеи. Из-за ощущения, что все интересные места под рукой, мы в них и не ходим. Я советую вам составить списки музеев и мест своего города, куда бы вы хотели сходить. Очень приятное ощущение, когда ты начнёшь в этом списке ставить галочки «сходил».

Марта вызвала ребят на разговор: для чего созданы музеи? Это хранилища времени или пространства, где можно научиться думать о мире вокруг тебя? А может быть, это «убежище», где мы способны замедлиться, сбавить жизненную скорость и через порталы-экспонаты говорить с вечностью и историей? Мы же сегодня, по большому счёту, не успеваем думать. А музей может дать эту возможность.

— Любой человек может стать не только посетителем музея, но ещё и «соучастником» любого мероприятия, записавшись в «музейные волонтёры», — считает искусствовед. — Музей ждёт вас в любом случае, даже если вы просто пришли покушать салат в буфете. Музей — место, которое может стать вашим, потому что это про людей и память. А ещё это путешествия во времени. Знаете, меня до сих пор дрожь охватывает в нашем Египетском зале.

Наталия ДМИТРИЕВА

 

back

Новости  [Архив новостей]

up