08.09.22

Создателям воздастся

Стать богаче, иметь финансовую самостоятельность, меньше зависеть от федерального центра — к этому стремятся все регионы. Как этого добиться?

Ирина Диденко считает разрабатываемую модель распределения налога на прибыль более справедливой.

Этот вопрос стал основной темой очередного заседания Совета Федерации, на котором обсудили основные задачи по повышению финансовой самодостаточности регионов. В видеоконференции приняла участие вице-спикер Законодательного собрания Новосибирской области по экономике Ирина Диденко.

В качестве примера для осмысления ситуации была взята Томская область, однако, как отметил председатель Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Анатолий Артамонов, проблемы, о которых рассказали её представители, касаются и других регионов.

— В первую очередь, речь идёт о финансовой самодостаточности субъектов, — пояснил он. — Решение этих вопросов зависит не только от качественной работы региональной команды, но и от результативности взаимодействия региона с федеральным центром, нашей совместной деятельности по решению вопросов межбюджетной и налоговой политики.

Сейчас, когда уже началась работа над параметрами проекта федерального бюджета на 2023 год, важно учесть в главном финансовом документе пожелания регионов, заложить возможности их поддержки, подчеркнул сенатор.

Первый заместитель министра финансов РФ Леонид Горнин (кстати, 10 лет назад возглавлявший минфин Новосибирской области) напомнил: важную роль в обеспечении финансовой самостоятельности играют экономические инициативы региональных команд. Ещё одна, безусловно, важная для всех регионов тема, затронутая в выступлении первого замминистра, — разработка новой модели распределения налога на прибыль. Решения, о которых шла речь, очень значительны, считает Ирина Диденко. В частности, речь о том, чтобы определять долю прибыли исходя из численности работников, а не из фонда оплаты труда (сейчас допускаются оба варианта).

Ирина ДИДЕНКО, вице-спикер заксобрания по экономике:
— Мы понимаем, что сейчас деньги идут в тот регион, где находится головная контора компании. А теперь предлагается уходить от распределения налога с точки зрения фонда оплаты труда к распределению по численности сотрудников. И это правильно, потому что, если смотреть по ФОТ, то зарплата у топ-менеджеров, которые сидят, как мы знаем, совсем не в нашем регионе, вовсе не такая, как та, которую получают люди на конкретных производственных предприятиях. По сути, новая форма будет более справедливой — налог будет уходить туда, где создаётся добавленная стоимость, а не туда, где больше зарплата.

Предлагается изменить и другую составляющую формулы уплаты налога — стоимость основных фондов в целом. Ирина Диденко отмечает: в их число могут входить сверхдорогие столичные офисные здания и социальная инфраструктура, которые никак не приносят добавленной стоимости. Вместо этого предлагается исключить из формулы все фонды, которые не относятся конкретно к производственной деятельности.

— Если обобщить, то уход от ФОТ и основных фондов — это, по сути, перенос поступления налога на прибыль на те регионы, где собственно и создаётся добавленная стоимость. И для нас очень важно, чтобы это было закреплено на законодательном уровне, мы очень ждём этих решений и их поддерживаем, — резюмировала эту часть обсуждения вице-спикер заксобрания.

Кроме того, Ирина Диденко отметила ещё ряд важных моментов. Один из них — направления использования бюджетных кредитов и их реструктуризации. Главные цели, куда эти средства могут быть направлены, — создание инфраструктуры для новых производств, новых экономических площадок, формирование и развитие экономического потенциала.

— Да, могут быть и другие направления, но мы должны на федеральном уровне продемонстрировать определённый результат этой деятельности с целью создания экономического потенциала, — подчеркнула депутат. — О чём идёт речь? Минфин говорит: используйте и наращивайте свой собственный экономический потенциал — получайте в ответ доходную базу. Вот о чём речь — о формировании дополнительных собственных доходов. Считаю, что это очень важно.

Ещё один инструмент укрепления финансовой базы, на который обратил внимание участников совещания Леонид Горнин, — использование инвестиционного налогового вычета. Этот инструмент позволяет организациям снизить нагрузку по налогу на прибыль при приобретении оборудования.

— У нас этот механизм принят два года назад, —напомнила Ирина Диденко. — Проверка того, как он действует, стоит как контрольное мероприятие в плане заксобрания, мы в октябре-ноябре сделаем запрос в наше минэкономразвития — пусть нам расскажут, каковы результаты. Леонид Владимирович ещё раз напомнил, что по этому инструменту выпадающие доходы компенсируются из федерального бюджета, то есть это на самом деле стимулирующая мера. Мы настаивали на внедрении этого инструмента в регионе, мы его отстояли, после этого были приняты меры на федеральном уровне — компенсация из федерального бюджета как поощрение тем регионам, которые приняли эти меры с целью формирования базы для будущих доходов.

Распределение налога на прибыль по действующему законодательству (20% — общая ставка налога):
• 3% — в федеральный бюджет (платит головная организация);
• 17% — в бюджет регионов (сумма распределяется между бюджетами регионов, где находятся головная организация и филиалы, пропорционально их долям прибыли).

Доля прибыли определяется исходя из средневзвешенной численности работников или фонда оплаты труда (ФОТ) филиала — по выбору налогоплательщика, а также остаточной стоимости амортизируемого имущества.

Татьяна МАЛКОВА | Фото Александра ГРИБАКИНА
back

Новости  [Архив новостей]

x

Сообщите вашу новость:


up
Яндекс.Метрика