28.07.22

Перед прыжком во взрослость

Как пригодилось сегодня наследие пионерских лагерей и что помогает детям сепарироваться от родителей?

И песню спеть, и по душам поговорить.

Летом ребёнок вырывается из школьного плена и сбегает в каникулярную вольницу — там слабеют авторитеты взрослых, а на первый план выходит желание самостоятельного выбора. Детский загородный лагерь становится местом инициации во взрослую жизнь, где вожатые берут на себя роль проводников, открывая детям новый коллективный мир, живущий по своим правилам.

Инициацию нарушать нельзя
Дарья Артамонова, дизайнер: «В юности я вожатила в лагере “Берёзки” в Читинской области. Лагерь у нас был маленький, почти семейного типа, без смотров строя и песни. Мы просто радостно проводили с детьми время, занимаясь с ними тем, что им нравилось. Помню, у нас была традиция собирать лекарственную траву леспедецу. Разумеется, подводили итоги: чей отряд больше собрал травы? А потом был праздник — День леспедецы: девчонки пришивали на купальники пучки этой травы, делали из неё венки, были какие-то весёлые конкурсы — детям всё это очень нравилось! День Нептуна у нас был удивительный: помню, что плавала на лодке, изображая богиню…».

Председатель правления Фонда развития детских лагерей, самый главный вожатый Новосибирской области, доцент НГПУ Андрей Данилков считает, что неправильно рассматривать пионерские лагеря времён СССР через «идеологическую оптику». Мол, там всё было подчинено строевой муштре под грохот барабанов и единственной цели — привить ребёнку пионерские ценности под девизом «Всегда готов!». Смотры песни и марша, конечно, были, но в основе вожатского движения тех времён лежала «коммунарская педагогика», когда день нужно было «сделать», насытив его коллективными интересными и полезными делами. Методику сотрудничества поколений разработал советский педагог Игорь Иванов, а развили её два выпускника Новосибирского государственного педагогического института, идейные отцы-вдохновители знаменитого «Орлёнка» — Сталь Шмаков и Олег Газман. Кстати, «коммунарское движение» в штыки воспринималось официозом пионерской структуры из-за своего вольнодумства. Что значит доверять детям?! Их же контролировать надо.

— Авторы современных методичек по вожатскому делу пытаются изобрести велосипед, — уверен Андрей Анатольевич. — Иванов, Шмаков и Газман всё уже придумали и внедрили — воспитание и развитие ребёнка через игру в момент его «летней сепарации» от родителей. Время в детском лагере спрессовано — каждый час что-то происходит. Ко второму дню пребывания ребёнку уже кажется, что он давно здесь живёт и сто лет всех знает. Если в школе подготовка к концерту может занимать несколько месяцев, то в лагере — два-три часа. За три недели дети должны прожить интенсивную жизнь — это производит мощный развивающий эффект, который поможет ребёнку в сепарации и в дальнейшей реализации его права на самостоятельный выбор.

Интересно, а дети после отбоя обсуждают, как по-настоящему зовут их вожатых?

Теперь становится понятным, почему родителям в этой летней структуре отводился всего один день для посещений — процесс инициации нарушать нельзя. Поэтому и сейчас, когда родители забирают посреди смены своё дитя, которое вопит «хочу домой!», вожатый сначала попытается выяснить, а что не так. Кстати, Андрей Анатольевич подчёркивает: сегодня вся педагогическая атрибутика из «Орлёнка» живёт и здравствует в загородных лагерях, нередко скрываясь под другими названиями. К примеру, «орлятский круг», когда ребята одного отряда становятся кружком, кладут правую руку на плечо соседа, левой обнимают соседа слева и поют вместе песни. В этом заключается глубинный смысл: ладонь на моём плече означает, что у меня есть друг, на которого можно опереться, а ладонь на поясе — меня подхватят и поддержат в любой момент. Или «вечерние огоньки», когда ребята собираются все вместе и подводят итоги дня. Это не просто отчёт, а глубинная рефлексия: что получилось, каким сегодня я был, что во мне изменилось? Кстати, сейчас все эти наработки активно используются в тренингах личностного роста.

Хранители и советники

В лагере «Чудолесье». Главный навык вожатого — ловить детскую волну!

Станислав Проненко, преподаватель: «Каждое лето работаю вожатым в детском лагере под Белово. Обожаю своих детей. Главное — предложить им интересную игру. Неважно, что это будет — футбол или квиз. Тут начинается самое интересное: если у вожатого активный внутренний ребёнок, то дети будут идти за ним. Если вожатому самому ничего не интересно, то энергии не будет. Ну и, конечно, надо не забывать, что ты на эти три недели для ребёнка — самый главный человек. Эмпатия — наше всё. А ещё надо уметь вовремя распознавать конфликты. У меня был момент, когда группа детей начала травить девочку. Как правило, в таких ситуациях есть “вожак”, вот с ним я и работал. Моё наблюдение: в лагере все конфликты быстрее разрешаются. Ощущение, что в лагере дети быстрее растут».

В детском загородном лагере «Чудолесье» (ДОЦ имени Володи Дубинина) вожатых называют хранителями. Этот лагерь был организован под Бердском в 1957 году, и в нём до сих пор звонким пионерским эхом звучат кричалки-речёвки, громкие песни, детский смех и «та-а-айна», которая обязательно раскроется в конце сезона. Только на прощальном «огоньке» дети узнают настоящие имена вожатых, включая директора лагеря, а до этого момента — «Доброе утро, Варежка!». Вот он, игровой момент истины, тот самый «коммунарский дух», когда дети живут по принципу коллективного творческого воспитания.

— Через игру и творчество мы развиваем в детях коммуникативные навыки, — можно сказать, что ребятишки проходят необходимую им социализацию, — рассказывает директор «Чудолесья» Елена Баландина. — Сегодня время индивидуализма и гаджетов, когда каждый сидит в своём устройстве или в отдельной комнате. А лагерь — пространство, где они живут вместе 24/7. И здесь на первый план выходит умение общаться. Не всё просто сегодня с этим.

Помните детскую песню — «Жил на поляне розовый слон»? В лагере «Чудолесье» живёт слон розового цвета!

ФАКТ
Коммунарская методика, ставшая главной идеей «Орлёнка», была введена в практику в 1950–1960-х годах. Её главные ценности — умная и добрая педагогика без наказаний, лицемерия и показухи.

По наблюдениям сотрудников «Чудолесья», у современных деток «провисают» и навыки самостоятельного быта. Если в пионерских лагерях дети ежедневно отправлялись на трудовой десант, собирая мусор на вверенных им территориях, то сегодня они от такой «повинности» освобождены. Впрочем, как и от «армейского» поддержания порядка в палатах: помню, что на заправленную кровать в течение дня садиться не разрешалось, и это сильно меня бесило, а по мнению педагогов — дисциплинировало. Елена Баландина убеждена, что у детей есть тяга к самостоятельному быту и желание что-то делать своими руками — мастерить, убирать, поддерживать порядок. И задача вожатых-хранителей — мягко, в игровой форме направлять детей в самостоятельность, потому что в семьях эту функцию забирают у них родители, искренне желающие своему дитятку безмятежной жизни. Хранители бережно ведут ребёнка по дороге сепарации, не нарушая баланс игры и прозы жизни.

А в загородном лагере Центра анимационной педагогики «Зелёная улица» (село Боровое, Новосибирский район) вожатых называют советниками. По мнению директора центра Оксаны Устиновой, советник — это доверенное лицо ребёнка, которому он может поверять свои тайны и проблемы, рассчитывая на помощь и участие. Советник не давит, а открывает для ребёнка пространство диалога, когда «мы с тобой одной крови — ты и я».

— Современные детские лагеря освободились от активной пионерской идеологии, но остались верны принципам гуманистического воспитания, которые разработали педагоги прошлого, — говорит Оксана Леонидовна. — В нашем лагере мы развиваем у детей, прежде всего, эмоциональный интеллект. Ребёнок должен уметь распознавать свои эмоции, понимать свои желания и намерения, чувствовать и уважать чужие. Поэтому наши советники должны обладать эмпатией.

Оксана Устинова рассказывает, что все советники перед «десантированием» в лагерь проходят тренинги и тесты и должны иметь за плечами как минимум первый курс института. Кстати, это тоже наследие «Орлёнка», который стал педагогической кузницей кадров, собирая каждый год 260 студентов из разных российских вузов. Идеал вожатого остаётся и нынче незыблемым — яркая харизматичная личность, ведущая детей по пути мягкой инициации, где ребёнок может проявить себя как самостоятельная личность. В общем, посмотрите советский фильм «Завтрак на траве», где вожатый Иван водит детей в походы и «самоволки», поёт песни и аккуратно работает с подростковыми переходами, когда дети особенно беззащитны перед прыжком во взрослость.

Если ребёнок не хочет в лагерь…

Помню, что я «не доживала» до конца пионерских смен — в родительский день устраивала маме-папе «цыганочку с выходом», слёзно упрашивая забрать меня домой. Вожатые пионерлагеря «Юбилейный» (в Боровом) пытались их уговорить, мол, ребёнку здесь лучше, чем в городе с ключом на шее, но тщетно — я виртуозно играла на родительских чувствах. «У нас домашний ребёнок» — так говорят родители, оправдывая нежелание своей деточки проходить летнюю «коллективизацию».

Кандидат психологических наук Андрей Данилков уверен, что такие дети, как правило, отличаются повышенной тревожностью, которая не даёт им вовремя сепарироваться от родителей. Поэтому летняя вольница загородного лагеря воспринимается ими как что-то насильственное и чужеродное. Понятное дело, что насильно мил не будешь, но в этом случае родителям надо задуматься, а не сильно ли они натянули вожжи своей любви и контроля? Взрослая жизнь расставит в итоге всё по своим местам — работа в коллективах вынудит прокачивать навыки общения. Но лучше это сделать в детстве.

«Ведомости» благодарят министерство образования НСО за помощь в подготовке материала.

Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Валерия ПАНОВА

 

back

Материалы по теме:

22.08.22 Единство непохожих

С начала лета в лагерях Новосибирской области отдохнули более 106 тысяч детей

Новости  [Архив новостей]

up