20.04.22

Память поколений

Семейные реликвии новосибирских школьников войдут в электронный архив «Российская повседневность».

Шестиклассник Александр Макаренко с книгой воспоминаний прадеда «Эхо прошлого Дэрхеэрэг». 

 

Как много может рассказать вещь, хранящаяся в семье не один десяток лет, — в этом убедились участники регионального проекта «Семейная реликвия и культурно-историческая память». Несколько месяцев школьники под руководством наставников проводили опросы и интервью, писали истории. Основой для исследований стали семейные реликвии — швейная машинка Singer и трофейная гармонь, самовар и реквизит деда-иллюзиониста, ордена и медали Великой Отечественной войны, фотографии и книги, паспортные книжки и родословные. Всего школьники подготовили 54 исследовательские работы, на итоговой конференции свои реликвии представили ребята из 12 районов области и Новосибирска.

Трофейная гармонь

15-летний Захар Черников (на фото первый слева) из Кыштовки задался целью узнать историю появления в семье старой гармони Hohner, принадлежавшей его прадеду — Ивану Прокопьевичу Черникову. В поисках информации о жизни прадеда он разговаривал с родными, расспрашивал тех, кто его знал. Уроженец деревни Коровинка Кыштовского района Иван Черников был призван на фронт в 1942-м, служил в 791-м артиллерийском полку в звании младшего лейтенанта. Будучи весёлым человеком, он был убеждён, что «смелого пуля боится», — и, действительно, без серьёзных ранений прошёл всю войну. «Где именно прадед был в разведке в тот раз, никто из родственников вспомнить не может, не могу дать точной информации, выполнил он задание или нет. Но то, что вернулся он с трофейной гармонью, — это точно, — пишет Захар. — С этой гармонью на фронте случилась беда: во время боя взрывной волной вырвало меха и покорёжило корпус. Однополчане успокаивали: главное, жив, а гармонь такую ещё добудем».

Участники конференции с руководителем проекта «Семейная реликвия и культурно-историческая память» Сергеем Анцифировым в Институте археологии и этнографии СО РАН. 

В 1945-м Иван Черников вернулся домой с двумя орденами Славы (II и III степеней), медалями «За отвагу», «За Победу над Германией» и трофейной гармонью Hohner, в семье считалось, что она из Берлина. В 2022 году правнук Захар по сайту «Память народа» проследил боевой путь полка и выяснил, что в Берлине он не был, но обнаружил наградной лист на медаль «За отвагу» с описанием подвига прадеда. Старший разведчик Иван Прокопьевич Черников в наступательных боях в апреле-мае 1945 года в городе Баутцен (на востоке Германии) проявил исключительную отвагу и смелость под пулемётным огнём противника, обнаружил 2-орудийную 75-мл батарею, которая вела огонь по нашим боевым порядкам, передал сообщение, и враг был разбит. Так вот откуда гармонь!

Откуда в семье появилась старая гармонь, выяснил Захар Черников.

Бурятские корни

Шестиклассник новосибирской гимназии №6 «Горностай» в Академгородке Александр Макаренко посвятил свою работу бурятским корням и родословной. По его мнению, знание истории своей семьи помогает учитывать и осознавать ошибки прошлого и найти своё место в жизни. В бурятских семьях принято сохранять и передавать информацию о предках из поколения в поколение. Прадедушка Александра — Александр Константинович Дырхеев — родился на севере Байкала, ровесник революции, участник Великой Отечественной войны, оставил тетрадь  с воспоминаниями для детей и внуков, после его смерти семья издала их в книге «Эхо прошлого Дэрхеэрэг». Он оставил правнукам своё родословное древо, в котором сейчас уже 17 поколений. «Я — восемнадцатый. Меня назвали в честь двух прадедушек Александром», — пишет школьник.

Проект «Семейная реликвия и культурно-историческая память» инициировал Фонд «Образование», реализован он при поддержке Фонда президентских грантов и министерства региональной политики Новосибирской области, а также при содействии региональных министерств образования и культуры.

Во времена прапрапрабабушки Галухан у бурят ещё не было письменности, историю своей семьи детям передавали устно, после многократных повторений они выдерживали экзамен перед отцом и бабушкой. При встрече буряты обычно задают вопрос: «Хаанаhаа б ши?» («Откуда ты, чей ты?») — речь идёт не о месте жительства, а о принадлежности к определённому роду. Знать своих предков, предков соседей, знакомых, земляков и гордиться ими — это традиция.

В бурятских семьях бережно хранят память о своих предках. Александр Макаренко: «На этом фото моя прабабушка Аня (Красикова Анна Васильевна) в детстве со своими дедушкой, бабушкой, тётей и братом».

Бурятский народ состоит из четырёх племён — булагат, эхирит, хори и хонгодор, — в каждом насчитывают примерно 20 поколений.

«Мой папа, Макаренко Иван Михайлович, русский, родился в городе Курган, он знает имена своих бабушек и дедушек, по этой родословной я — четвёртый. А моя мама, Дырхеева Надежда Сергеевна, бурятка, родилась в городе Улан-Удэ. Для этой работы мы с ней составили родословную по её женской линии, там я — седьмой, — продолжает распутывать клубок своей генеалогии Александр Макаренко. — Многие наши родственники живут в основном в Республике Бурятия. Но мы знаем родственников, которые живут под Нижнеудинском, в Иркутске и даже в Австрии».

бурятская свадьба

Бурятский танец «Ёхор» в кругу родственников на свадьбе.

Венок на свадьбу

Фотография может рассказать историю не только семьи, но и целого народа, утверждает Яна Гайн, ученица 9-го класса из села Абрамово Куйбышевского района. Изучая свадебную фотографию прабабушки и прадедушки, школьница нашла и описала по документам историю переселения немцев из сёл Поволжья в Сибирь, рассказала в своей исследовательской работе о традиционной немецкой свадьбе и сделала своими руками свадебный венок. Её наставником стала Лариса Орда, заведующая Центром немецкой культуры НО РНД Куйбышевского района.

Климентий Вентлинович Шамне родился в 1930 году в селе Граф Мариентальского кантона АССР немцев Поволжья. Республику в те времена называли «сталинским цветущим садом», она была первой советской республикой, ликвидировавшей неграмотность. В августе 1941-го вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о переселении немцев Поволжья и началась повальная депортация в Сибирь и Казахстан. «Что помнят об этом немцы, которые проживают в нашем городе и районе? Помнят многое, но стараются не говорить об этом, слишком тяжело ворошить прошлое... Растерянные лица родителей и безысходное горе в их глазах, быстрые сборы — немного продуктов, немного одежды, уполномоченные в черных шинелях, которые подгоняли людей, одиночные выстрелы в разных частях сёл и повозки, повозки, направляющиеся к станциям. А там, в спешке грузили их в вагоны для скота по 15-30 человек», — пишет школьница.

В Куйбышевский район на станцию Каинск 29 сентября прибыл эшелон в составе 2 485 человек из сёл Граф и Герцог Саратовской области. Кого-то оставляли в городе, некоторых увозили в сёла. Так 11-летний Климентий с матерью Марией Шамне оказались в селе Абрамово, отец семейства умер ещё в 1931-м. А через два года их забрали в трудармию: сначала строили аэродром в Барабинске, затем — кирзавод №1 в Новосибирске. В Абрамово вернулись только в 1947-м.

Прабабушка Роза Романовна Райм тоже из Саратовской области — из города Энгельса. Их семья была депортирована в Красноярский край, отца Романа Альфанцовича Райма в 1942 году призвали в трудармию в Свердловскую область, он до сих пор числится пропавшим без вести. Семья с тремя детьми осталась без кормильца, приходилось просить милостыню, пока в 1950-м не переехали в Куйбышев Новосибирской области, где жили родственники. Роза устроилась в артель «Металлург», а в 1954-м они встретились с Климентием. Стали встречаться, в гости к любимой в Куйбышев он ходил 3 км — зимой на лыжах, летом пешком, но свадьбу сыграли только весной 1956 года. С момента депортации все немцы считались спецпереселенцами и состояли на учёте в спецкомендатуре под административным надзором, и лишь в декабре 1955 года вышел указ о снятии с учёта. Люди стали увереннее смотреть в будущее, строить планы. Поэтому и на фото все улыбаются — молодость, весна, свобода. Венок на свадьбу невеста делала своими руками, как и букет для жениха с длинной лентой, — чтобы жизнь была долгой и счастливой. Такой она и получилась — более 60 лет прожили вместе Роза и Климентий, и детям, и внукам своим передали свою национальную культуру.

Роза и Климентий Шамне прожили вместе 60 лет.

ГДЕ УВИДЕТЬ?

Новосибирское отделение Русского географического общества разместит работы участников проекта на своём сайте, готовится к изданию сборник. Описания семейных реликвий новосибирских школьников размещаются и в национальном электронном архиве «Российская повседневность».
Марина ШАБАНОВА
back
up