Переоденьте это немедленно
Готовы ли новосибирские бренды заменить ушедших игроков и почему одежда местных дизайнеров стоит дороже, чем зарубежный масс-маркет?
Эксперты предполагают, что закрытые павильоны зарубежных брендов со временем заменят магазины местных производителей.
Западные бренды выстроились журавлиным клином и покинули российскую территорию, оставив после себя пустые квартиры в торговых центрах. Но эксперты Минпромторга РФ ответственно заявляют: одежда из западных стран занимала на рынке только десятую часть, поэтому легко переоденемся в коллекции российских производителей.
Президент Союзлегпрома Андрей Разбродин считает, что главная задача отрасли сегодня — развивать импортозамещение, тем более что почва уже подготовлена. По данным Росстата, загрузка швейных мощностей в РФ за два последних года увеличилась до 100%, а производство женской одежды — на 46%. В Новосибирской области только официально зарегистрировано около 110 брендов, которые шьют одежду в диапазоне «от базовых блузок до дизайнерских носков» — достаточно зайти на сайт «Производство России. Интернет-выставка» и ввести в поиск сибирскую локацию. Если вы думали, что в Новосибирске, кроме ветеранов швейного дела вроде «Авелона», «Синара» или фабрики Priz, больше никто не шьёт лёгкие платья из ситца, то вы ошибаетесь — выбор есть на любой вкус и кошелёк. Тогда почему такой популярностью пользовался западный масс-маркет — иногда по весьма завышенным ценникам и с торчащими из швов нитками?
— К сожалению, чаще всего покупатели предпочитают более дорогое заграничное, нежели местного производителя, при этом ориентируясь не на опыт, а действуя на фоне стереотипов, — рассказывает специалист отдела развития местного бренда Dress me Алексей Снегирёв. — Мы работаем с 2015 года, и за это время меняли как направление производства, так и подход к продажам. Но сегодня покупательская способность снижается, и, как нам кажется, это повод перейти к осознанному потреблению качественных, пусть и более дорогих изделий локальных местных производителей.
Об этом говорит и известный новосибирский фэшн-дизайнер Ольга Бузыцкая. Она уверена, что индустрия масс-маркета убивает осознанное потребление новыми коллекциями ширпотреба, уже не актуальными в следующем сезоне. «Индустрия масс-маркета нацелена на безостановочное потребление в духе “будь как все”, — считает Ольга Бузыцкая. — Лучше купить одну качественную вещь, которая вас будет радовать не один сезон». С дизайнером согласна и основательница новосибирского обувного бренда Annushka-shoes Анна Баранцева — будущее за небольшими шоу-румами, расположенными в бизнес-центрах.
— Именно в бизнес-центрах сегодня живут местные производители, — рассказывает Анна в своём шоу-руме на улице Советской. — Здесь как в Нарнии: в каждой комнате вас ждёт интересный мир. Думаю, что бизнес-центры в ближайшее время смогут составить конкуренцию опустевшим торговым центрам. Да, одежда и обувь в шоу-румах стоит на несколько пунктов дороже, чем в масс-маркете, но вы будете уверены, что ваши вещи сшиты из натуральных материалов и в каждый предмет вложена душа мастера. Поэтому и носить вы их будете долго и с удовольствием.
В шоу-руме Анны, кроме обуви ручной работы, продаётся одежда, сшитая руками новосибирских портних — в основном это молодые женщины, которые решили открыть своё производство, но не умеют «продавать себя». И в этом моя собеседница видит будущий стартап — нужны «продюсеры», которые понесут изделия в люди. Что касается острой темы импортозамещения, то Анна Баранцева считает, что маленькие бренды, конечно, не смогут закрыть все потребительские дыры, но у них сегодня есть прекрасная возможность громче заявить о себе и выйти на новый уровень.
— Тяжело давать какую-то оценку сегодня, так как окончательно ситуация сформируется ближе к лету, — рассказывает Алексей Снегирёв. — Планируем продолжать работать, радовать наших покупательниц и привлекать новых.
Российские эксперты считают: пока отношения с масс-маркетом поставлены на паузу, надо выводить в открытый космос потребления индивидуальный пошив. Даёшь ателье — большие и малые! Но и здесь есть свои подводные камни. Первый: резкое подорожание тканей и аренды площадей могут привести швейный «кооператив» к банкротству. Второй: профессия швеи стремительно стареет — в массе своей молодёжь не знает, с какой стороны подходить к швейной машинке.
— Государству нужно разрабатывать программы по поддержке системы обучения швей, конструкторов и технологов, — считает индивидуальный предприниматель по авторскому пошиву одежды Яна Кутузова. — В Новосибирске существуют свои швейные традиции, которые поддерживаются и в колледже лёгкой промышленности, и такими гигантами, как «Синар» и фабрика Priz. Швейное производство, как правило, ручной труд, вряд ли он будет полностью автоматизирован и зависим от иностранных программ. Точно знаю, что большая доля швейного оборудования сделана в Китае. У меня, к примеру, на машинке все оверлоки китайские.
Объём российского рынка одежды, обуви и аксессуаров сегодня составляет около $70 млрд. А в нашей стране проживают 140 млн человек — это огромный рынок, даже если платёжеспособность населения снижается.
Портниха рассказывает, что ткани и фурнитуру наши местные магазины закупают в Китае и Турции — из Европы везти очень дорого. Без сырья производители не останутся, но цена за метр существенно изменилась — курс доллара пока никто не отменял. Кстати, в магазине «Авелон» на ул. Ленина, где ценник на одежду уже вырос по сравнению с прошлым годом, автору текста сказали, что ожидается наценка. И в этом вопросе российские эксперты единодушны: ткани будут дорожать, а налаживание их производства внутри страны — долгий, дорогой и экономически необоснованный процесс. Значит, надо договариваться о сотрудничестве с Узбекистаном или Киргизией, где есть тот же хлопок. «Я вижу, как снижается покупательская способность у моих постоянных заказчиков, — вздыхает Яна. — Если я весной принимала заказы от клиенток на пошив летней капсульной коллекции, то сегодня — тишина. Надеюсь, что мы все привыкнем к новой реальности и опять захотим новое платье. Будем жить и будем шить».
А вот основательница бренда «Мамино платье» Мария Свидовская надеется, что кризис обойдёт стороной её маленький цех по пошиву одежды для беременных — дети появляются на свет в любое время, а в эпоху перемен даже больше, потому что люди инстинктивно находят равновесие в семье и любви. «Единственное, что волнует, — удорожание тканей, мы шьём только из натуралки, — делится дизайнер. — В прошлом году из-за снижения спроса был закрыт новосибирский бренд “Веретено”, где из льна шили платья — это очень дорогой материал. А нам нельзя переходить на искусственные заменители. Наши клиентки этого не поймут». В общем, новосибирские бренды пока смотрят в будущее с оптимизмом, справедливо считая, что сегодня как никогда надо вкладываться в любимое дело.
— В торговых центрах 80 процентов импортных товаров, — сказала руководитель комиссии по развитию индустрии моды в общественной организации «Опора России» Надежда Исхакова. — Мы предложили использовать освободившиеся площади под сибирских производителей, это огромное окно возможностей для них. Нужно им помочь сориентироваться, их бренды не уступают мировым.
Что такое «медленная» мода?
• Экология
• Осознанность
• Практичность
• Рациональность
• Отсутствие гонки за трендами
• Покупаем дороже, но носим дольше
Материалы по теме:
В Новосибирской области набирает обороты движение «экофрендли», участники которого призывают перебрать свой гардероб и прийти к осознанному потреблению
Как можно остановить захлестнувший планету вал пластика? «Ведомости» обсудили острую экологическую проблему с неравнодушными новосибирцами