11.02.22

А если копнуть глубже?

КСП в очередной раз провела проверку организаций лесного хозяйства Новосибирской области. Депутаты убеждены: ситуацию нужно срочно исправлять.

погрузка древесины в кузов грузовика

Из 24 лесхозов, подведомственных минприроды, всех семи ключевых показателей эффективности достиг только один.

В последние годы стало традицией, что самые резонансные темы и вопросы, рассматриваемые на заседаниях комитета заксобрания по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям, практически всегда завязаны на одном конкретном региональном министерстве — природных ресурсов и экологии. Это и сфера охоты и животного мира, в которой парламентарии с большим трудом пытаются наводить порядок, и лесное хозяйство, где во многих направлениях до сих пор царит в буквальном смысле «тёмный лес». Очередной отчёт Контрольно-счётной палаты НСО о проверке законности и эффективности управления и распоряжения имуществом организаций лесного хозяйства, находящимся в государственной собственности Новосибирской области, показал: в этой сфере работы по улучшению ситуации ещё непочатый край.

Любопытный факт: в январе 2019 года тот же самый аудитор КСП Елена Саблина уже представляла на заседании аграрного комитета схожий отчёт, и если сравнить эти два текста по ключевым тезисам и выводам, то они совпадут процентов на 95. А выводы, как правило, неутешительны. Из 24 лесхозов, подведомственных минприроды, всех семи ключевых показателей эффективности достиг только один — Сузунский (а Доволенский, например, ни одного), многие предприятия убыточны, некоторые даже в процедуре банкротства, в документообороте — бардак. Хотя если разобраться, то все управляют драгоценным ресурсом и как минимум должны выходить в ноль. Свои ощущения от отчёта КСП ёмко сформулировал председатель комитета Денис Субботин.

— Единственный плюс, который можно найти в как всегда качественном и глубоком аудите КСП, — нет нецелевого использования средств, — отметил он. — В остальном же это если не катастрофа, то процесс, движущийся именно в этом направлении. Ситуацию нужно исправлять, это очевидно всем.

У депутатов возникло немало вопрос к и. о. министра природных ресурсов и экологии Алексею Севастьянову. Почему, к примеру, древесина большинством лесхозов реализуется ниже рыночных цен? К кому реально уходят дрова по 300–500 рублей за кубометр и по каким ценам они потом материализуются у частных перекупщиков?

По объективным причинам — предыдущий министр официально покинул свой пост только 26 января 2022 года — на большинство вопросов Алексей Севастьянов пока не может дать развёрнутых ответов.

Впрочем, разное финансовое самочувствие лесхозов и. о. министра объяснил: дело, мол, в ресурсе. Одно — ликвидная и востребованная сосна где-нибудь в Сузуне, другое — мало кому нужная некачественная берёза в Доволенском. Доля истины в этом есть, но очевидно, что лишь доля. Кроме того, и. о. министра добавил, что с 2022 года все государственные лесхозы области обязаны проводить свои сделки через биржу, что, как считают в министерстве, улучшит их экономическую ситуацию. Но депутаты пока предпочитают верить тому, что есть, а не оптимистическим планам. Николай Мочалин, например, считает проблемы лесхозов хроническими: «То, что проверила КСП, — это, образно говоря, верхний слой разворошить. А если копнуть глубже, то даже страшно представить, что мы можем там увидеть».

Но «копнуть» всё равно придётся. Денис Субботин заверил, что уже в этом году депутаты обязательно вернутся к рассмотрению вопросов эффективности управления лесхозами региона:

— Понятно, что сейчас неправильно и даже неэтично терзать этими вопросами Алексея Валерьевича. Но ситуация и динамика последних лет показывают, что менять ситуацию в лесном комплексе нужно срочно и кардинально.

Виталий ЗЛОДЕЕВ | Фото Валерия ПАНОВА
back

Материалы по теме:

21.05.21 Не расходы, а инвестиции

Без срочной помощи государства лесхозы Новосибирской области могут столкнуться с серьёзными проблемами

up