Особенный пациент
Как новосибирские реставраторы спасают скифскую мумию и иконы староверов.
Так происходит пропитка пазырыкской мумии.
Яркий свет, экспонаты в стеклянных витринах, посреди зала — закрытый ящик. Такова реальная, не «киношная» жизнь — никаким флёром таинственности помещения, где хранятся древние мумии, не окутаны. И если с мумией люди и проводят какие-то манипуляции, то к вызыванию древних сил это отношения не имеет. Каждые три месяца с ящика снимается стеклянная крышка, и ведущий художник-реставратор Института археологии и этнографии СО РАН Марина Мороз обрабатывает мумию специальным составом, предохраняющим органику возрастом две с половиной тысячи лет от распада.
Этот молодой человек 20–25 лет от роду был современником знаменитой «пазырыкской принцессы», похоронен в 20 километрах от неё и обнаружен всего лишь несколькими годами позднее, но его посмертная судьба уже не привлекала к себе столько внимания. Раскопали его захоронение в вечной мерзлоте в 1995 году, и, попав на свежий воздух, забальзамированные останки начали быстро темнеть.
— Чтобы спасти мумию и её татуировки, мы обратились во Всероссийский институт лекарственных и ароматических растений, где разрабатываются технологии бальзамирования биологических объектов, в том числе и тела Ленина, — рассказывает Марина Мороз. — В течение года мумия находилась в этом институте в специальной ванной, её обрабатывали различными растворами и после этого вернули нам. С 1996 года она экспонируется у нас при температуре чуть ниже комнатной — 17-18 градусов — и определённой влажности. А я четыре раза в год обрабатываю мумию раствором, который пропитывает ткани и поддерживает их в хорошем состоянии. Вначале его нам привозил из Москвы учёный Владислав Козельцев, но в конце концов он раскрыл нам секрет бальзама, чтобы мы готовили его сами.
Тела своих умерших носители пазырыкской культуры хоронили не сразу — какое-то время их использовали в ритуальных обрядах (знать — в обрядах рода, простые люди — в семейных ритуалах), а чтобы тело не разложилось, его бальзамировали — вынимали внутренности, а кожу пропитывали воском и маслами. Затем в вечной мерзлоте выкапывалась яма глубиной до трёх метров, туда помещался сруб из брёвен лиственницы и в него устанавливали колоду с телом усопшего. Вместе с покойником погребали его коней — учитывая, что в этом захоронении конь был всего один, археологи сделали вывод, что к знати этот человек не относился: типичный «средний класс». Зато одежды на мумии было очень много — пришлось как следует потрудиться, чтобы её аккуратно снять: сапоги, штаны, шуба, головной убор. Что-то даже разрезали. И ещё рядом с мужчиной нашли под одеялом немумифицированные останки женщины в парике — скорее всего, наложницы.
Несмотря на то что мумия находится в руках учёных более четверти века, о ней до сих пор известно немногое. Отчего скифский воин умер таким молодым? Учёные планируют поместить мумию в томограф, чтобы узнать, какими болезнями страдал этот парень с длинными волосами, заплетёнными в две косички.
В одной из мастерских музея Института археологии и этнографии ведущий художник-реставратор Ольга Швец работает над очисткой киота последней трети XIX века. Это своеобразный футляр, в который помещались священные предметы — конкретно в этом киоте лежали крест и две маленькие иконы. Привезла его в 1976 году из Томской области профессор Елена Дергачёва-Скоп. Этому киоту ещё повезло, что он попал в руки учёных, — многие бесценные предметы старообрядческого обихода в то время, да и позднее, были безвозвратно утеряны.
Художник-реставратор Ольга Швец очищает старообрядческий киот.
Спешить с такой реставрацией не получится: очистка одного такого киота может занять месяц. Относительно быстро, за пару дней, можно очистить от грязи среднюю часть киота, максимально сохранив красочный слой и вооружившись для этого специальным раствором и набором ватных палочек.
— Рамка, как правило, намного грязнее — на ней остаётся больше пылевых загрязнений, которые активно соединяются с жирами и влагой человеческих рук, — поясняет Ольга Швец.
Ольга — специалист по органическим материалам — от кожи и кости до шерсти. Это именно в её руках оказались штаны, снятые с того самого пазырыкского воина. На восстановление предмета одежды, которому более двух тысяч лет, может уйти до года, а в процессе не обойтись без микроскопа или по меньшей мере бинокулярной лупы. Старые нити могут быть настолько ветхими, что даже грязь с них можно убрать не всегда — она скрепляет нити между собой. Работа кропотливая и даже вредная для глаз, поэтому им надо давать регулярный отдых.
Далеко не все древние сибиряки стремились к тому, чтобы тела их близких после смерти сохранялись как можно дольше. Кто-то считал, что намного лучше будет сделать наоборот. Например, представители тесинской культуры, жившие в Хакасии примерно в III веке до нашей эры, перед погребением соплеменников старались максимально очистить их головы от органики, чтобы нанести на них маски из глины и гипса. В захоронениях эти маски находят уже в очень разрушенном состоянии, и реставраторам приходится поработать, чтобы придать им первозданный вид.
— Черепа своих покойников с помощью этих масок тесинцы почти превращали в скульптуры, — рассказывает художник-реставратор Анна Пайзерова. — Глазницы и ротовая полость заполнялись глиной, на поверхность черепа наносилась глиняная маска и поверх неё — слой гипса. Шея и нос были вылеплены из гипса. Сверху всё это раскрашивалось символическими кругами и растительными орнаментами. Зачем всё это делалось — нам остаётся только догадываться: письменных источников не сохранилось…
Медное височное кольцо с лазуритом из позапрошлого тысячелетия.
Но основная специализация Анны — работа с металлом. Она показывает украшения, которые и сейчас могли бы понравиться самым гламурным модницам. Среди них — нашейная гривна из медного сплава, по краям которой красуются головы драконов из дерева с золотым покрытием — знаменитый скифский звериный стиль, находка из всё того же погребения воина. Когда гривну нашли, она была сломана, Анне предстоит склеить её и зафиксировать золотой слой там, где это нужно. Элементы пояса уйгурской культуры (VIII–IX века нашей эры) реставрировали в 1980-е годы, но сейчас они снова подвергаются коррозии. Якорная подвеска того же звериного стиля… Так, шаг за шагом, пока археологи совершают свои сенсационные находки, а историки ищут к ним логичные и убедительные объяснения, реставраторы делают свою работу — «оживляют» прошлое для наших современников.