Нас ждёт мозговой штурм
Публикуем материалы годового отчёта губернатора Новосибирской области Андрея ТРАВНИКОВА на сессии Законодательного собрания.
2021 год стал для Новосибирской области экономически успешным — мы преодолели короткую паузу первого пандемийного года и вернули темпы уверенного развития. Это видно по большинству статистических показателей. Объём информации такой, что прокомментировать каждое из направлений в отведённое регламентом время невозможно. Поэтому при подготовке этого выступления я выбрал пять наиболее значимых результатов и достижений 2021 года и пять проблем, решение которых в первую очередь требует дополнительного внимания и усилий.
В числе достижений года — позитивная динамика экономического развития нашего региона. Мы развиваемся темпами выше среднероссийских.
Индекс промышленного производства — в два раза выше, чем в среднем по России, он вырос на 9,8 процента. Выше общероссийских и динамика основных отраслей — в обрабатывающих производствах она составила 109,3 процента, по Российской Федерации — 105,2 процента.
В регионе построено свыше двух миллионов квадратных метров жилья, это на 3,1 процента больше, чем в 2020 году, — здесь мы вновь лидеры Сибирского федерального округа и занимаем 10-е место по РФ. Мы ожидаем, что инвестиции в основной капитал превысят 280 миллиардов рублей. Почти на 4 тысячи выросло количество субъектов малого и среднего бизнеса — до 140 тысяч, а их оборот составил почти два триллиона рублей.
Итоги бюджетного года — мы начали прошлый год с консервативным бюджетом, рассчитывая получить около 188 миллиардов доходов, в том числе около 141 миллиарда собственных доходов, и завершить год с дефицитом примерно в 9 миллиардов рублей. К концу года восстановление экономической активности предопределило рост доходной части бюджета до 237 миллиардов рублей — на 28 процентов выше показателей 2020 года. Уровень собственных доходов составил 162 миллиарда рублей, объём поступления федеральных средств в 1,5 раза превысил наши ожидания. Это по-настоящему бюджет развития.
Этот бюджет позволял нам в течение года несколько раз выделять муниципалитетам дополнительные средства. Так, Новосибирск получил более 750 миллионов рублей, средства пошли на ремонт 240 дорожных объектов — от магистралей до улиц частного сектора и тротуаров. Мы по-прежнему уделяем серьёзное внимание сохранению финансовой устойчивости муниципалитетов. В прошлом году в связи с отменой ЕНВД для муниципальных районов нормативы отчислений по «упрощёнке» были увеличены до 50 процентов и для городских округов — до 16,5 процента.
Исполнение национальных проектов в целом было очень хорошим.
Мы реализовали мероприятия на 32 миллиарда 368 миллионов рублей.
На базе Центральной клинической больницы в Советском районе создан ещё один региональный сосудистый центр, он обслуживает жителей двух районов Новосибирска, Бердска, Искитимского, Черепановского, Маслянинского и Сузунского районов. Переоснащены два региональных сосудистых центра и три первичных сосудистых отделения. Создано пять новых центров амбулаторной онкологической помощи — в Барабинске, Тогучине, Бердске, Черепаново и Советском районе Новосибирска. Они готовы обслуживать более 600 тысяч жителей 11 районов и городов области.
С прошлого года заработала распределённая сеть центров гемодиализа, организована доставка пациентов для получения этой стратегической медицинской помощи по всей территории области.
Нельзя не отметить достижения наших аграриев. Объём валовой продукции в сельском хозяйстве превысил 114,5 миллиарда рублей. Несмотря на сложные погодные условия, сельчане собрали рекордные 3,4 миллиона тонн зерна, обогнав при этом почти всех соседей: в прошлом году регион занял второе, после Алтайского края, место в СФО. Отличной была и урожайность зерновых — 22,6 центнера с гектара. Животноводы увеличили показатели годового надоя молока от фуражной коровы в среднем по области до 5 750 кг.
В числе лучших наш регион и в реализации госпрограммы комплексного развития сельских территорий. Мы на втором месте в России по числу отобранных для реализации в 2021 году проектов. Тогучинский и Маслянинский районы получили золотую и серебряную медали Министерства сельского хозяйства Российской Федерации за успешную реализацию госпрограммы.
Важным показателем стабилизации экономики считаем и возврат к «доковидному» миграционному приросту населения: люди едут к нам жить, считают наш регион, наши города и сёла привлекательными для жизни и работы. Ожидаем, что в 2021 году миграционный прирост в Новосибирской области вновь составит 10 тысяч человек. Здесь мы по-прежнему лидеры в СФО.
К показателям экономического благополучия региона я бы отнёс и постоянный рост количества многодетных семей. Сегодня в регионе проживают 38 тысяч 111 семей с тремя и более детьми — за пять лет их число выросло почти в два раза. И мы, в свою очередь, наращиваем объёмы мер господдержки таких семей: в 2021 году ежемесячные выплаты при рождении третьего и последующих детей были произведены на общую сумму почти 2,5 миллиарда рублей. Сертификаты на получение областного семейного капитала на общую сумму 468 миллионов рублей в прошлом году получили почти 5 тысяч семей.
Строящаяся поликлиника на улице Ереванской — одна из тех, что должны быть введены в строй в 2022 году.
На этом фоне, к сожалению, приходится переходить к пояснению самой главной из проблем. Сегодня мы — и регион, и вся страна — переживаем период демографической ямы. В 2021 году естественный прирост населения сохранился всего лишь в 11 субъектах Российской Федерации, и Новосибирская область, к сожалению, не в их числе. Ситуацию обострило, в том числе, и влияние пандемии. Как вы помните, в прошлом году мы пережили ещё две волны коронавируса. Впервые за последние годы в Новосибирской области позитивные миграционные процессы не перекрыли показатели естественной убыли населения.
Поэтому, продолжая стимулировать демографические процессы, нам необходимо одновременно усиливать нашу систему здравоохранения. И здесь, несмотря на продолжающуюся борьбу с пандемией коронавируса, мы будем делать упор на развитие первичного звена.
Для демонстрации масштаба работы, задела, который нам придётся реализовывать в ближайшие пять лет, могу привести несколько цифр.
В лучшие времена советского периода нашей истории большие объёмы поликлиник вводились только за две пятилетки. Нам это предстоит сделать в ближайшие пять лет, причем больший объём из них ввести в первые три года.
ФАП в Сузунском районе — один из введённых в строй в 2021 году.
В 2021 году мы имели серьёзные трудности со строительством и вводом в эксплуатацию социальных объектов. Так, впервые за 4 года мы не ввели запланированные 30 ФАПов — вместо этого завершено только 15 объектов. На этот год перенесены сроки ввода школы на улице Большевистской и детских садов в Чанах и Тогучине. С большим запозданием введён детсад в Чулыме.
Объективные предпосылки для системного сбоя были: рост цен на стройматериалы начался с декабря 2020 года и продолжается до сих пор. Это сразу сказалось на конкурсных процедурах. До сих пор у нас не заключены контракты на капремонт, строительство, реконструкцию объектов по трети из заявленных аукционов, не выполнено работ на 3,4 миллиарда из запланированных 9,6 миллиарда рублей.
Из 39 объявленных минстроем закупок на строительство жилых домов 26 не состоялось из-за отсутствия заявок. Шесть из 13 контрактов, которые заключили администрации муниципальных районов, были расторгнуты. В результате построено в два раза меньше служебных квартир, чем планировалось, — 22 вместо 44.
Мы должны быть готовы оперативно маневрировать в сложившейся ситуации. Тем более что перед нами возникают новые вызовы. С этого года стартует программа строительства инфраструктуры за счёт инструментов так называемого инфраструктурного меню — это предоставление льготных кредитов и реструктуризация кредитов федерального уровня. Задача — в рамках этой программы в ближайшие три года построить 87 объектов инфраструктуры. Стоимость их строительства превышает 15 млрд рублей.
Тут особенно важна помощь, поддержка депутатов Законодательного собрания. Необходимо провести совместный мозговой штурм, чтобы найти новые резервы, переформатировать взаимоотношения с нашими строителями. В этом мы все заинтересованы — перед регионом открывается большое окно возможностей.
Теперь о проблемах реформы системы обращения с отходами. За три года реформы количество населённых пунктов региона, жители которых охвачены услугой централизованного вывоза мусора не на свалки, а на полигоны, увеличилась до 980. Сегодня эта услуга доступна почти 98 процентам населения области. В 1,5 раза — до 39 700 — выросло количество контейнеров и бункеров для накопления отходов.
Сегодня проблемы с организацией вывоза мусора удалось решить. Но скажем откровенно — только благодаря тому, что правительство области серьёзно напугало регоператора перспективой расторжения соглашения с ним.
Попытки внести изменения в действующее соглашение на строительство двух полигонов под Новосибирском ни к чему не привели. УФАС не согласовало предлагаемые дополнительным соглашением изменения.
Мы принципиально договаривались, что в действующих, существующих параметрах соглашение реализовываться не будет, мы его продолжим только при наличии согласования изменений со стороны УФАС. Этого не произошло, и сегодня уже нет смысла оттягивать решение по расторжению соглашения. Необходимо принимать решение и по дальнейшему взаимодействию с нашим регоператором.
Следующий неприятный итог 2021 года — ряд резонансных коррупционных нарушений и преступлений. Говорить об этом, может быть, неприятно, но факты — налицо. Да, возможно, некоторые эпизоды требуют ещё дополнительного расследования и доказательства в судах, но некоторые из них абсолютно очевидны, обидны, необъяснимы. Притом что в течение последних лет мы выстраивали систему профилактики коррупционных нарушений. К примеру, в прошлом году кадровые службы органов власти проанализировали более 15 тысяч деклараций о доходах государственных гражданских и муниципальных служащих, лиц, занимающих выборные должности, и кандидатов на эти должности.
К дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения в прошлом году привлечено 71 должностное лицо областных органов, 103 муниципальных служащих.
Но все эти обидные примеры и факты — не повод опускать руки. Правительство и администрация губернатора намерены продолжать антикоррупционную работу. И в приоритете этого года — регулярная оценка коррупционных рисков, особенно в коррупционно-опасных сферах, таких как реализация нацпроектов, закупочная деятельность. Будем проводить далее анализ кадровых документов, материалов закупок с точки зрения аффилированности и возможного конфликта интересов, тесно взаимодействовать с прокуратурой и другими правоохранительными органами.
Следующая задача, требующая особого внимания, — выполнение программы наказов избирателей. 2021 год регион закончил с профицитом и хорошими показателями по доходам и расходам. Но в финансовый год мы входили сложно — что называется, затянув пояса. И при этом необходимо было не только сформировать программу наказов, но и начать её исполнение. В итоговый документ вошло 14 тысяч 85 наказов на общую сумму почти 273 миллиарда рублей. Из-за режима серьёзной экономии первых месяцев 2021 года старт программы оказался вынуждено отложенным. Я благодарю вас, уважаемые депутаты, за понимание ситуации, которая складывалась в регионе.
Начало исполнения программы наказов можно назвать запоздалым, но точно не провальным.
Каждый год мы традиционно на 25–30 процентов увеличиваем и объёмы бюджетного финансирования, и количество мероприятий. Этой практики будем придерживаться и в 2022 году. Кроме этого, возрастают почти до 44 миллиардов рублей объёмы финансирования мероприятий нацпроектов. Это, конечно же, повлияет на рост качества жизни новосибирцев, на исполнение тех наказов и поручений, которые жители Новосибирской области давали вам и мне в ходе различных избирательных кампаний.
Андрей ШИМКИВ, спикер Законодательного собрания Новосибирской области:
— Наше голосование само за себя всё сказало. Конечно, депутаты задали много вопросов. Но это нормальный, конструктивный диалог. Хочу сказать огромное спасибо депутатам за понимание. И мы, и губернатор всегда подчёркиваем, что достижения в той или иной сфере — наши общие достижения. Справедливо было бы сказать, что проблемы и вопросы, которые сегодня прозвучали, тоже наши общие. И решать их мы должны вместе. Поэтому протокольно поручили комитету по бюджету систематизировать мнения и предложения, направить их правительству и самим определиться с приоритетным перечнем законопроектов, направленных на развитие региона и преодоление тех негативных тенденций, о которых сегодня говорили коллеги.
Материалы по теме:
Губернатор на сессии заксобрания выступил с годовым отчётом. У депутатов возникло немало вопросов к главе региона