Надо говорить с людьми
Депутат заксобрания НСО Константин АНТОНОВ — об эффективном использовании бюджетных средств, рецептах выживания для отдалённых районов и контактах власти с жителями региона.
Константин Антонов работает в Законодательном собрании первый созыв. Он защищает интересы избирателей округа №21, куда входит часть Заельцовского и Железнодорожного районов Новосибирска.
— Константин Александрович, почему вы решили участвовать в выборах депутатов заксобрания в сентябре 2020-го? И как чувствуете себя в новом статусе?
— Я профессионально занимался той деятельностью, которую ведут депутаты, и не имея такого статуса, так что работа для меня не новая. Но я прекрасно понимал, какие возможности даёт депутатский статус, и теперь могу максимально пользоваться этими возможностями. И стараюсь пользоваться. Это, прежде всего, влияние на принятие решений, которые улучшают жизнь людей.
— Как на вашем округе обстоят дела с наказами избирателей? Многие ваши коллеги отмечают, что большинство передвинуто на 2024-2025 годы.
— Наказов было около 500, потому что мы вели очень активную кампанию — мне этот округ знаком ещё с 2017 года. В программу вошло около 300 наказов. Они абсолютно разные. Есть наказы, которые мы уже выполнили, — их около 40. Те, которые требуют ресурсного обеспечения, действительно отошли на 2025 год, что, я считаю, совершенно недопустимо. И здесь необходимо какие-то решения принимать.
Основная часть наказов — это благоустройство дворов. Государство в своё время совершило величайшую подлость, когда скинуло с себя всю ответственность за устаревший жилой фонд, который был построен в советское время, на плечи граждан. Вы теперь собственники — вы сами этим занимайтесь. Не могут люди этим заниматься. Во-первых, очень сложно в многоквартирном доме принять решение. Во-вторых, даже если они решили благоустраивать территорию, это требует денег. При нынешнем тарифе за коммунальное обслуживание их никогда в жизни не найдёшь. Потому что для подавляющего большинства и нынешний уровень квартплаты достаточно высок. Мы готовим пакет документов — поправок и предложений. Потому что понятно: нужно бюджетное финансирование. Часть наказов по благоустройству отнесена на 2025 год, и нет никакой надежды, что они будут выполнены.
— В 2021 году городу были выделены дополнительно 278 миллиона рублей на дорожные работы. Что-то было сделано на вашем округе с помощью этих средств?
— За эти деньги удалось сделать очень много. На мой округ пришлось 5 миллионов 700 тысяч. Мы сразу закатали целый ряд улиц. По предварительной оценке, денег на ремонт всех этих улиц даже не хватало. Но когда мы с подрядчиками, которые выиграли конкурс, пошли эти улицы смотреть, обнаружилось, что можно сэкономить, — где-то достаточно было просто отгрейдировать, выровнять, обустроить сток воды. В итоге дополнительно отгрейдировали ещё четыре улицы, которые в этом сильно нуждались. Или, например, Владимировский спуск — мы деньги выделили на полное его асфальтирование, а когда с подрядчиками выехали, обнаружили, что не надо сплошь асфальтировать, потому что часть улицы принадлежит РЖД и они несколько лет назад её заасфальтировали. А ещё часть этой улицы пока очень крепкая, ровное покрытие. И когда мы объём пересчитали, обнаружили, что у нас есть экономия. И мы её направили на асфальтирование дорожки на Дуси Ковальчук, где автогородок. И заасфальтировали подход к школе №131. Если бы чиновники этим занимались — отыграли бы конкурс, да и всё. А под надзором депутата всё по-другому произошло.
Особый наказ, который очень меня волновал, — это школа №84. Это была моя беда. Школа 1939 года постройки, весь четвёртый этаж съела плесень, он был закрыт. Школу из средней сделали девятилетней. А там активно идёт строительство многоквартирных домов. И куда детей отправлять учиться? Я пришёл к министру образования, спрашиваю: что делать? Он говорит: денег на ремонт нет, но можно посмотреть по статье «увеличение мест в школах». Так и нашли 12 миллионов на создание учебных мест. Но это капля в море! Когда решение уже было одобрено, я пошёл в департамент образования мэрии, к Ахметгарееву Рамилю Миргазяновичу. Он говорит: я тоже выделю деньги. В итоге вскладчину этаж отремонтирован — просто супер. Закупили новое оборудование. Готовятся документы на аккредитацию для получения среднего образования. В 2022 году уже будет средняя школа. Таким образом, мы не просто отремонтировали, а реально спасли школу.
— Принят бюджет области на 2022 год. Ваше мнение об этом документе?
— Я слежу за бюджетом уже лет двадцать. Сейчас ещё более внимательно. И убеждаюсь, что наш бюджет — это не бюджет развития. Тот прирост доходной части, который у нас сейчас заложен, — это инфляционный прирост. Это бюджет, который консервирует ситуацию. И меня всегда интересует, когда я слушаю отчёт министра экономического развития, какие инструменты, какие новые институты развития запускаются сейчас, чтобы улучшить ситуацию, придать динамику процессу. И я вижу, что их нет. На публичных слушаниях по бюджету министр по просьбам депутатов назвал районы области с самой низкой бюджетной обеспеченностью. То есть те районы, которые не просто стагнируют — они вымирают. Кыштовка, Северный, Усть-Тарка и другие. А мы ещё в 2014 году предложили программу развития личных подворий. Мы провели исследование — люди готовы были этим заниматься. Суть программы: за счёт бюджета личным подсобным хозяйствам выделяется скот, выдаётся на откорм, обеспечиваются корма. И люди затем сдают продукцию, а мы помогаем протолкнуть её на рынок. Мы даём инструмент, чтобы они сами себя обеспечивали. Мне тогда сказали: это же не товарное производство. Но никто и не говорит, что это товарное производство. Проблема-то заключается в том, что у нас территории вымирают. У нас цари эти территории заселяли. Ставили остроги, демонстрируя, что это всё — территория России. А сегодня эти территории обезлюдивают. Сегодня мы выплачиваем этим людям пособие, чтобы они с голоду не умерли и чтобы деградировали дальше. Естественно, теряется смысл строительства дорог, проведения газопроводов. Теряется смысл строительства школ, ремонта ФАПов и так далее. Какой инвестор пойдёт туда при таких условиях? Он туда не пойдёт никогда в жизни. Давайте начнём с того, что будем давать людям инструмент к самовыживанию.
Об инвестиционной политике
— Хватит уже приглашать министра экономического развития с отчётом о социально-экономических показателях. Мы эти отчёты можем посмотреть на сайте Новосибирскстата. Расскажите, какие инвестиционные решения по оптимизации управления вы предложили. Свободные экономические зоны есть в Томске, в Кемерово, в Алтайском крае, в Республике Алтай, в Красноярском крае, в Иркутской области, в Татарстане целых пять. У нас ни одной. И зачем нам министерство экономического развития? Я не понимаю.
У нас так и не будет никакого развития в области. Потому что у нас главный инвестор — это государство. А денег в государстве нет. Возникает вопрос: что нужно сделать, чтобы привлечь инвестора? И здесь молчание. Ответа на этот вопрос нет. И никто этим не занимается.
Возьмём наш минсельхоз. Он должен заниматься развитием не только сельского хозяйства, но и сельских территорий. И где они там развиваются? Нигде они там не развиваются. Постоянно собирают сводки о валовом сборе, надоях, привесах. А где ваши предложения по развитию? Если инвестор и приходит, то туда, где есть инфраструктура, есть вода, электричество, газ и рынок. А с Северным, Кыштовкой, Усть-Таркой что делать-то?
О школьных библиотеках
— Я прошёл по школам и обнаружил закономерность: у библиотек хватает денег только на приобретение учебной литературы. Художественную, познавательную литературу не покупали уже 20 лет. Я собрал библиотекарей. Их никто в жизни никогда не собирал. Мы начали обсуждать. Я говорю: готов вам выделить определённые деньги, но должен понимать на что. Конечно, сегодня можно в интернете любое издание найти. Но всё-таки книга — это определённый артефакт материальной культуры. Это шрифт, бумага, иллюстрации, это запах типографской краски. Поэтому мы договорились: каждый библиотекарь на своё усмотрение предложил список авторов, книги которых мы должны были купить. Современная — и российская, и мировая — литература дали за последнее время немало очень хороших произведений. Вот их мы начали покупать.
О QR-кодах и вакцинации
— Я категорический сторонник вакцинации. Но я категорический противник директивно-репрессивных мер. Вспомним, как у нас всё шло: то вакцин не хватало, то очереди на вакцинацию огромные, то записаться невозможно, то вакцины, нужной тебе, нет. Огромный механизм Роспотребнадзора, Минздрава РФ, Минпромторга РФ и так далее — вы не смогли решить элементарную задачу доступности и ритмичности поставок в регионы этих вакцин. То откроют в торговых центрах пункты, то закроют. Вы народ с ума свели просто.
О контактах с населением
— Вот чего у нас в области нет — это контакта. Коммуникации между властью и населением. Я предлагал: давайте устроим баттл, пригласим профессора Нетёсова — ведущего нашего вирусолога, главных врачей поликлиник, главного инфекциониста, биологов из Института биологии и генетики, иммунологов, а с другой стороны — самых отъявленных антиваксеров. Давайте устроим между ними бой, чтобы показать в прямом эфире несостоятельность антиваксерских позиций. Но нет, нам проще QR-коды ввести и запретить всё. Никто же не разговаривает с людьми. Потом мы удивляемся, откуда отчуждение между властью и населением. Вот отсюда.
Сейчас читают
Депутат заксобрания НСО Евгений СМЫШЛЯЕВ — о том, что тормозит благоустройство, как не стать обманутым дольщиком и почему буксует программа расселения аварийного жилья
С 1994 года журналисты «Ведомостей» выбирают «Депутата года» — парламентария, наиболее заметно проявившего себя в законодательной деятельности. В 2021 году этого почётного звания удостоен Майис МАМЕДОВ
Итоги года 2021. Спикер заксобрания НСО Андрей ШИМКИВ — о том, на что он надеется, чего боится и о чём никогда не забудет
Почти четверть школьных зданий региона требуют капитального ремонта систем жизнеобеспечения. Добавить денег на модернизацию могут весной 2022 года
Привлекать инвестиции нужно не только на территории агломерации, но и используя потенциал других районов
Работа Технопарка в очередной раз стала объектом пристального внимания депутатов заксобрания
Признавать «Экологию-Новосибирск» банкротом или помочь ей рассчитаться с долгами? В правительстве и заксобрании существуют разные мнения на этот счёт
Стало известно, сколько федеральных денег получит регион в 2022 году и на что они пойдут
Бюджет области на 2022 год принят во втором чтении. Внесённые поправки помогут построить и отремонтировать немало социальных объектов в районах области
Проверка КСП Новосибирской области выявила массу недостатков в региональной госпрограмме по повышению безопасности на дорогах
Чтобы узнать, как власть и общество находят во время пандемии общий язык, депутаты заксобрания отправились в наукоград Кольцово
По мнению депутатов заксобрания, реконструкция федеральной трассы «Иртыш» у западных границ Новосибирска должна быть продолжена
В канун Нового года ученики и педагоги сузунской школы №301справили новоселье — для них открыла двери просторная пристройка к основному зданию