30.12.21

Кто умный, тот поймёт…

Вы могли пропустить: 10 лучших интервью «Ведомостей» 2021 года

1. Разбить сердце

Писатель, сценарист, автор романов «Женщины Лазаря», «Сад» и других, автор текста «Тотального диктанта-2022» Марина СТЕПНОВА в интервью Марине Шабановой рассказала, почему люди разучились сочувствовать, как сегодня проявляется эгоизм и каким должен быть современный писатель.

«Вероятно, из-за колоссального информационного потока мы практически утратили способность сочувствовать или способны сопереживать только самому ближайшему кругу… Если вспомнить, дело Дрейфуса в конце ХIХ — начале ХХ веков, за которым следил весь мир: люди переживали за несправедливо осуждённого человека. Сейчас мы даже представить такого не можем. Появилась какая-то беда — все загалдели и через пять минут забыли, переключились на другое. Это не оставляет следа, не формирует личность, стекает как вода по маслу. И это, конечно, проблема. Потому что эмпатия — один из видов выживания для нашего вида, и, если этот механизм начнёт сбоить, изменится многое. Я даже представить себе не могу, как будут выглядеть люди, лишённые эмпатии, что это будет за мир…»

2. Усилие быть человеком

Режиссёр Андрей ЗВЯГИНЦЕВ в интервью Марине Шабановой рассказал, что такое Левиафан сегодня, почему ребёнку важна свобода и зачем размягчать сердца людей?

«Главное, что я мог бы сказать о своём детстве, — мне очень повезло с моей мамой. Она позволяла мне абсолютно всё: куда поступить, как действовать в каких-то человеческих связях — этот выбор она доверяла мне и всегда подчёркивала, что в любом случае будет на моей стороне. Я это называю абсолютным доверием и солидарностью. Я хочу подчеркнуть, что свобода превыше всего, диктат неприемлем. К счастью, не могу похвастать каким-то тяжёлым детством. Мои воспоминания о Новосибирске — детстве и юности, учёбе с 16 лет в театральном училище, — все они под покровом восторга перед жизнью…»

3. Как перестать рефлексировать и начать жить?

Журналист и культуролог Юрий САПРЫКИН в интервью Наталии Дмитриевой рассуждал о новой этике, общем уровне тревожности и природе травматичных скандалов в соцсетях.

«В воздухе разлито ощущение, что надвигается некая угроза. Причём когда ты пытаешься рационализировать это ощущение, для него можно найти сотни объяснений. Это тревожность из-за пандемии, из-за борьбы с пандемией, из-за вакцинации, из-за того, что вакцинация так медленно идёт, из-за наступления новой этики или, наоборот, потому что старый мир ей сильно сопротивляется, Беларусь, происки иноагентов, борьба с иноагентами. Ты как будто оказался в супермаркете, где можно выбрать причину для этой тревожности по своему вкусу...»

4. Атос — 40 лет спустя

Актёр, ведущий программ канала «Культура», писатель Вениамин СМЕХОВ в интервью Марине Шабановой рассказал о стихах в Инстаграме, мушкетёрах, съёмках на Алтае, своей новой книге и отказе от звания народного?

«Все мы переживаем новый весьма непростой период нашего Отечества, но есть такая тема: при всех странностях и непонятностях политиков мы защищены предыдущей безнадёжностью… Кто умный, тот поймёт, о чём я говорю...»

5. А может, до Парижа?

Четырёхкратный чемпион мира по фехтованию Вениамин РЕШЕТНИКОВ в интервью Виталию Злодееву рассказал о «той ноге», психологии в спорте и верности традициям.

«У саблистов главное — скорость, реакция, а антропометрия, длина рук и ног, большого значения не играет. Те же Лоханов и Костенко, которые сегодня являются вторым и третьим номерами рейтинга в России, совершенно разные. У Кости рост 195 сантиметров, а Толя на 20 сантиметров его ниже, но оба друг у друга выигрывали и в принципе довольно равны по силам. У нас вообще много допущений — нет никаких ограничений по питанию, как во многих других видах спорта. За день соревнований мы теряем до 6 500 калорий или несколько килограммов веса, так что можем позволить себе всё что угодно. Главное — чтобы скорость не уходила…»

6. Мода — лёгкая птица

Художник-модельер, эксперт моды, член Союза дизайнеров России Виктор ФЕОКТИСТОВ в интервью рассказал Марине Шабановой о том, какие цвета сегодня в тренде, чем важен конкурс модельеров и что по-настоящему ценно в меняющемся мире.

«Изначально я думал стать хирургом. Мама работала заместителем главного врача по кадрам в Железнодорожной больнице Новосибирска. И моя старшая сестра уже училась в мединституте, я до сих пор помню: ночью проснёшься, а она гладит череп и рассказывает, какая косточка где находится. Один хороший хирург из маминой больницы предложил мне прийти посмотреть операцию: «Но если будет плохо, сразу выходи, у нас четыре руки, ловить тебя будет некому». Я пришёл, насмотрелся, а поскольку наркоз тогда имел специфический запах, в какой-то момент закружилась голова, и мне пришлось срочно выйти…»

7. Анна на стене

Главный режиссёр театра «Старый дом» Андрей ПРИКОТЕНКО в интервью Марине Шабановой рассказал, почему насилие становится стимулом к развитию, сколько метров от любви до пропасти и нужна ли театру «жёсткая рука».

«Вторая мировая война была самой страшной, и мы понимаем, что следующий конфликт мирового порядка будет гораздо страшнее. Этот ужас сидит в нас. Вся история человечества — бесконечный военный конфликт, который приносит мощный стимул для развития. Та же Германия обрела сильнейший толчок для развития, фирмы, которые обслуживали нацистов, сегодня знамениты на весь мир. Когда человечество оказывается в кризисе, ему нужна кровь, чтобы сбросить эту энергию застоя и двинуться дальше. Любовь — единственное, что противостоит порочной цикличности зла… Тогда человек начинает обретать другое качество, перестаёт быть кровожадным, становится человеком, которого, по всей видимости, задумывал Создатель. Мы размышляем о любви, понимая, что весь мир тонет во зле…»

8. Чей Колумб открыл Японию?

Новосибирский археолог, заведующий сектором зарубежной археологии Института археологии и этнографии СО РАН доктор исторических наук Андрей ТАБАРЕВ в интервью Виталию Соловову рассказал о том, общались ли древние японцы с эквадорцами и что можно увидеть на Бали кроме пляжей и статуй Будды

«Мне довелось побывать на Яве, где в конце XIX века были найдены останки яванского питекантропа, считающегося предком человека. Но там есть и много другого интересного. Например, Гунунг-Паданг. В интернете пишут, что это 100-метровая пирамида из камня, построенная минимум 25 тысяч лет назад то ли атлантами, то ли инопланетянами с использованием космических технологий. Никто из российских археологов до него раньше не добирался. Два года назад это удалось нам с коллегой. Мы ездили на Яву, в Джакарте познакомились с индонезийскими археологами и они дали нам возможность съездить в экскурсию по провинции Западная Ява. Мы посетили несколько интересных мест, но первым делом попросили отвезти нас на Гунунг-Паданг…Мы увидели нагромождения каменных шестигранных блоков по периметру горы, причём чтобы поднять самые мелкие блоки, нужно два-три человека..»

9. Над пропастью смыслов

Новосибирская художница, живописец, график Елена БЕРТОЛЛО в интервью Наталии Дмитриевой рассуждала о бегстве от реальности, свободных людях и непохожести

«Часто можно слышать мнение, что искусство отражает реальность. Но, на мой взгляд, к реальности искусство отношения не имеет, разве что в контексте бегства от реальности в многообразии вариантов. Мы не смотрим на мир прямо, а реагируем на происходящее, отделяя наблюдателя от наблюдаемого. Иными словами, отвечаем на вызовы действительности через накопленный опыт в пределах своей обусловленности. Искусство получается как файлообменник, где собраны различные фантазии по поводу действительности и где каждый предложит и найдёт развлечение по вкусу и средствам. Ещё, вопреки стереотипу, художник не способствует выявлению или устранению острых общественных и иных проблем — наоборот, укореняет их, длит, дробит на фрагменты, уводя от целостного осознанного восприятия…»

10. Гвинейское счастье

Вирусолог «Вектора» Анастасия ГЛАДЫШЕВА в интервью Виталию Соловову рассказала о тайнах адаптационного механизма вирусов и работе в Гвинее во время военного переворота.

«Я изучаю механизмы, с помощью которых вирусы получают способность переадаптироваться к разным видам хозяина и преодолевать барьер от животного к человеку, как это произошло с ковидом. Как именно адаптировался коронавирус, перейдя от летучей мыши на людей, не знает до сих пор ни один учёный в мире. Адаптационные свойства вирусов мы изучаем на основе клещевого энцефалита, Зика и нового вируса Нгари, их мы адаптируем к разным культурам клеток человека, мелких млекопитающих и насекомых. Смотрим, как вирус растёт на этих клетках, как и с какой скоростью реплицируется, а потом делаем молекулярно-генетический анализ генома вирусов. Ранее было отмечено, что вирус, адаптируясь к различным клеткам, меняет свою генетическую информацию. Казалось бы, это крохотный вирус, у которого нет интеллекта, — но он способен редактировать собственный геном. А почему так происходит…»

Интервью перечитывала главный редактор Елена КВАСНИКОВА
back

Материалы по теме:

30.12.22 От мечты до космоса

Вы могли пропустить: 10 лучших интервью «Ведомостей» 2022 года

23.12.20 Мы вас услышали!

Вы могли пропустить: 10 лучших интервью «Ведомостей» 2020 года

26.12.19 Что вы говорите?

Вы могли пропустить: 10 лучших интервью «Ведомостей» 2019 года

up