Так много разных «почему»
С 1994 года журналисты «Ведомостей» выбирают «Депутата года» — парламентария, наиболее заметно проявившего себя в законодательной деятельности. В 2021 году этого почётного звания удостоен Майис МАМЕДОВ.
«Ведомости» (Ольга Дробышева, Евгения Анцупова, Елена Квасникова и Виталий Злодеев) поздравляют депутата Майиса Мамедова с заслуженным званием.
— Майис Пирвердиевич, наш выбор «Депутата года» во многом ориентирован на ту активность, которую проявляет человек, на то, какие идеи и законопроекты он генерирует. Став председателем транспортного комитета, вы вместе с коллегами глубоко погрузились в проблемы отрасли и порой просто ломаете многолетние устои. Не ожидали такого сурового столкновения с реальностью?
— Долгие годы проживая в Новосибирске, невозможно не замечать всех проблем, существующих в дорожно-транспортной отрасли. Тем более я очень люблю много времени проводить за рулём, и всё, что мы обсуждали в уходящем году, те проблемы, с которыми боролись, я, как говорится, испытываю на себе. Но то, что мы видим на наших дорогах, — лишь вершина айсберга, многие проблемы гораздо глубже, это многолетние системные просчёты.
Мой мозг работает не по-чиновничьи, у меня бизнес-подход, и, когда я вижу, что какие-то важные процессы, которые в идеале должны дополнять и улучшать друг друга, существуют параллельно, у меня это вызывает один вопрос: почему?
Почему, к примеру, наше образование до сих пор так слабо сочетается с реальной жизнью, с промышленностью, бизнесом. Почему наша наука, уже несколько лет работающая на импортозамещение, так и не может в серьёзных масштабах производить что-то достойное и действительно конкурентоспособное. Почему в Сочи, Новосибирске и Владивостоке должны быть одинаковые стандарты асфальта, хотя очевидно же, что климатические условия в разных частях страны различаются кардинально. Почему, наконец, российский народ — самый умный и талантливый — зачастую так неустроенно живёт. Эти многочисленные «почему» действительно не дают мне покоя, и то, что мы пытаемся делать нашим комитетом, — это желание что-то изменить в лучшую сторону. В масштабах города, области мы хотим попытаться сломать хоть какие-то преграды, мешающие нам развиваться.
— Одна из инициатив, которую комитет продвигал весь 2021 год, — внедрение интеллектуальной транспортной системы (ИТС) в Новосибирской агломерации. Не слишком ли мощная заявка на прорыв, учитывая количество нерешённых проблем в нашей дорожно-транспортной отрасли?
— С одной стороны, вы правы, но я объясню свою позицию на примере группы бегунов. Если ты находишься среди отстающих, то ближайшей целью является спина того, кто чуть впереди, потом следующего и так далее. Однако сверхзадачей всё-таки должно быть лидерство. В серединке многим комфортно, ты вроде бы уже не худший, но с таким подходом всё равно скоро окажешься сзади. Так и здесь: нам, безусловно, ещё многое нужно сделать для качества наших дорог, их содержания, особенно зимнего, но, если не стремиться, мы всегда будет только догонять. Без внедрения ИТС нам ни при каких условиях не победить тот коллапс, который существует на дорогах. Новосибирские пробки уже не только в российские, но и в мировые антирейтинги входят, и только качеством дорожного покрытия эту проблему не разрешить. Поэтому соглашусь, что интеллектуальная транспортная система — это пока будущее, но если к нему не стремиться, то и настоящего нормального не будет.
— В этом году большое внимание привлекло выделение дополнительных средств Новосибирску на дорожный ремонт. Это попытка начать выстраивать системный подход к улучшению ситуации в городе?
— Со стороны это могло выглядеть как попытка залатать какие-то дыры, устранить «узкие» места, без чего в дорожной отрасли нельзя. Но эти деньги, в выделении которых активное участие принимали депутаты Законодательного собрания, нашего комитета, — только видимая часть. Есть ямы — выделили денег — нет ям; это очень просто. Гораздо интереснее и глубже были обсуждения на наших комитетах, на сессиях заксобрания, где все составляющие большой проблемы рассматривались по отдельности.
Один из основных компонентов, несомненно, управление, и тут даже городские власти признавали, что у них с этим не всё хорошо. Поэтому не исключено, что одним из ближайших решений — и это предложение обсуждалось минувшим летом — будет привлечение для зимнего содержания дорог Новосибирска коммерческих структур. Но это снова только видимая часть проблемы. Конечно, если вместо тех, кто плохо убирает снег и чистит дороги, придут те, кто это сделает хорошо, горожане будут довольны. Однако это совершенно не является гарантией того, что сами дороги станут кардинально лучше.
Как строитель, я прекрасно знаю, что если не сделать качественный фундамент, то, как бы хорошо ты ни построил дом, он рано или поздно упадёт. В дорожном строительстве всё то же самое. У нас очень большие проблемы как раз на уровне «фундамента» многих дорог — в формулировании и подготовке технического задания. Потом на это наслаивается не самый лучший контроль работ, не всегда высокое качество специалистов в этой отрасли. Но терять мы начинаем уже в самом начале, поэтому главную задачу нашего комитета я вижу именно в сломе этой порочной системы и строительстве чего-то нового, правильного. И я очень признателен как руководству Законодательного собрания, так и министерству транспорта и дорожного хозяйства, которые полностью нас поддерживают в этом сложнейшем, но, хочется верить, благородном деле.
Родился 2 мая 1965 года в селе Гюней Армянской ССР. Окончил Сибирский университет потребительской кооперации по специальности «экономика и управление на предприятии». Генеральный директор многопрофильного холдинга «Первый строительный фонд». Председатель Ассоциации «Региональный деловой клуб строителей», объединяющей около 20 крупных строительных организаций и предприятий стройиндустрии региона. С 2013 года — депутат Законодательного собрания Новосибирской области. Возглавлял комитет по строительству, ЖКК и тарифам, с 2020 года — председатель комитета по транспортной, промышленной и информационной политике.
— Есть очень много информации о депутате и строителе Майисе Мамедове, но практически ничего не известно о вас как о человеке. Что вас радует, как любите отдыхать, чем увлекаетесь?
— В этом плане я очень неинтересный человек: к сожалению или к счастью, отдых и безделье полностью противоречат моей натуре. Всё время хочу что-то делать, двигаться, развиваться. Как сейчас понимаю — всё это родом из детства. Я рос в большой сельской семье, нас было шестеро детей, и родители были с нами очень строги: нужно было выполнять необходимую работу по дому и, безусловно, хорошо учиться. Всё было настолько строго, что, когда я получил серебряную медаль (в школьном аттестате была одна «четвёрка» по музыке), отец был всё равно мной недоволен.
Тогда моей отдушиной был волейбол: я очень хорошо играл, мне даже прочили спортивную карьеру. Если мы играли, то всё село собиралось посмотреть. Сейчас же вся жизнь посвящена работе. При этом нет никакого желания «заработать все деньги». Гораздо интереснее просто смотреть, как реализуются перспективные проекты, как растут новые дома, микрорайоны. Приятно видеть на предприятиях довольных, счастливых людей, которые заняты любимым делом и разделяют твои интересы и устремления.
— Но это же невероятно тяжело — всё время думать о работе?
— У меня так устроен организм, наверное: чем больше я в деле, чем-то занят, тем меньше устаю. За несколько часов лежания на пляже мне может стать плохо, хочется просто куда-то бежать, чем-то заниматься. Хотя одна традиция, связанная с отдыхом, всё-таки есть. Уже около 20 лет мы собираемся по субботам небольшой компанией друзей — три-четыре человека — в бане. Паримся, разговариваем о жизни, разгружаемся… Но в воскресенье с утра, чаще всего, я опять еду на работу.
— Есть ли в вашей семье какие-то новогодние традиции?
— Праздники, большие компании, если честно, мы не очень любим. Особенно гендерные — 23 февраля, 8 марта. Ну почему мужчины должны только раз в год говорить женщинам, что они самые красивые и любимые? Это нужно делать постоянно, вне зависимости от даты в календаре.
А 31 декабря у меня уже много лет есть традиция. С утра я сажусь за руль и навещаю бывших работников, ветеранов нашей компании, знакомых, с кем когда-то работали, старых друзей. Нередко бывает, что и к бою курантов не успею домой, встречаю Новый год в дороге, в пустом городе. А потом приезжаю домой — и в узком семейном кругу отмечаем.
— Наверняка строите масштабные планы на год наступивший?
— С моим характером и строить ничего не нужно — работа сама меня найдёт. Планов, конечно же, всегда громадьё: и по основной работе, и по депутатской деятельности. Но в новогоднюю ночь я считаю очень важным сказать спасибо ушедшему году. Каким бы он ни был, твой жизненный багаж всё равно пополнился новыми идеями, успехами, знакомствами. Не обходится и без сложностей, которые делают нас сильнее и целеустремлённее. Всё это нужно ценить и идти по жизни дальше!
Материалы по теме:
С 1994 года журналисты «Ведомостей» тайным голосованием выбирают «Депутата года». В 2023 году этого почётного звания удостоен Виктор КУШНИР
С 1994 года журналисты «Ведомостей» тайным голосованием выбирают «Депутата года». В 2022 году этого почётного звания удостоен Валерий ИЛЬЕНКО
С 1994 года журналисты «Ведомостей» тайным голосованием выбирают «Депутата года». Впервые этого почётного звания удостоена женщина-парламентарий — Ирина ДИДЕНКО
Дмитрий КОЗЛОВСКИЙ о «непарадной» жизни Кремлёвского полка, строительстве бизнеса по законам социологии и депутатских наказах