17.12.21

Уйти из «плохой компании»

Проверка КСП Новосибирской области выявила массу недостатков в региональной госпрограмме по повышению безопасности на дорогах.

В 2021 году в Новосибирской области зафиксировано 38 мест концентрации ДТП. Для сравнения: в 2020-м их было 29.

То, что произошло в прошлую пятницу на заседании комитета заксобрания по транспортной, промышленной и информационной политике, можно назвать тревожным звоночком. Поводом для беспокойства стал доклад аудитора Контрольно-счётной палаты (КСП) Новосибирской области Валерия Алёхина о результатах проверки законности и эффективности использования бюджетных средств, направляемых на реализацию областной государственной программы «Повышение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах и обеспечение безопасности населения на транспорте в Новосибирской области».

В Советском Союзе было принято сравнивать успехи и достижения в трудовой деятельности с 1913 годом, когда экономика царской России достигла наивысшей точки. В плане безопасности на дорогах для Новосибирской области точкой отсчёта считается год 2013-й. В 2012 году количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях на территории Новосибирской области впервые за долгие годы снизилось. И с 2013 года до 2019-го эта печальная цифра постоянно уменьшалась. К слову, в 2012 году на дорогах области погиб 451 человек, а в 2019-м — 274. Что тоже много, но прогресс был очевиден. На волне эйфории тогдашний губернатор области поручил в 2013 году снизить смертность на дорогах сразу на 15%, и это снижение было стабильным из года в год. Задачу решали с помощью целого комплекса мероприятий. Помимо профилактической работы с водителями, автошколами, детьми и их родителями, предпринимались и вполне конкретные технические меры. Совершенствовалась система организации движения, устанавливались дополнительные системы видеонаблюдения и видеофиксации нарушений, новые дорожные знаки и разметки. По словам Валерия Алёхина, за период аудиторской проверки — с 2019-го до середины 2021 года — по области было установлено около 10 тысяч новых дорожных знаков и нанесено более 10 тысяч километров дорожной разметки. Однако при всём этом в 2019-2020 годах было выполнено всего 39% целевых индикаторов госпрограммы (9 из 23), что не мешало министерству экономического развития НСО признавать её эффективной. А ведь речь идёт о конкретных цифрах, а не об эфемерных понятиях «нравится — не нравится».

А цифры таковы: в 2019 году в ДТП в Новосибирской области погибли 274 человека и 1 982  были травмированы, в 2020-м погибли 298 и 2 177 травмировались. В 57 случаях причиной аварий и пострадавших людей становилось качество дорог.

Да, в регионе и городе уже не первый год реализуется национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД), одной из важных подзадач которого является и сокращение числа мест концентрации ДТП. В 2019 году их было 49, в 2020-м резко сократилось до 29, но в завершающемся году снова выросло до 38. Статистика особенно неприятна на фоне того, что в целом в России за 2020 год число погибших на дорогах уменьшилось на 7%, пострадавших — на 16%. А Новосибирская область оказалась в пятёрке регионов страны, где эти цифры возросли. Председатель КСП НСО Елена Гончарова посоветовала депутатам, членам правительства, представителям ГИБДД сосредоточиться именно на этом факте.

Основными территориями, где на дорогах гибнет и травмируется наибольшее количество людей, являются Новосибирск, Новосибирский и Искитимский районы.

— Эта пятёрка, в которой мы оказались, — очень плохая и неприятная компания, — подчеркнула она. — Вдвойне неприятно там находиться на фоне того, что объём средств, выделяемых на госпрограмму, постоянно растёт, — и в 2020 году он превысил миллиард рублей. В отчёте нашего аудитора мы слышали, что люди, водители, сами нередко становятся виновниками ДТП, но и государственные органы, которые ответственны за реализацию программы, тоже должны принимать решения и исправлять ошибки.

Заместитель председателя комитета Сергей Титков был удивлён и озадачен фактом того, что увеличение финансирования программы, пусть и небольшое, практически не влияет на эффективность её исполнения. По словам парламентария, очень глубокая и качественная работа Контрольно-счётной палаты должна стать поводом для столь же серьёзного анализа эффективности программы.

Председатель комитета Майис Мамедов добавил, что это непременно произойдёт, и в самое ближайшее время:

— Мы соберёмся комитетом вместе с министром транспорта и дорожного хозяйства области, ГИБДД, заказчиками и подрядчиками дорожно-строительных работ и пошагово разберём все причины, которые влияют на неэффективность использования средств госпрограммы, а главное — ведут к повышению смертности и травматизма на наших дорогах. Не исключено, что в очередной раз придётся обращаться на федеральный уровень с просьбой изменить положения 44-го Федерального закона, который не позволяет отсеивать недобросовестных подрядчиков на начальном этапе. Сегодня действительно прозвучал тревожный сигнал, и обещаю, что он не останется без внимания депутатов.

Виталий ЗЛОДЕЕВ | Фото Валерия ПАНОВА
back

Новости  [Архив новостей]

up