06.12.21

Рождение художника

Чему учат в Новосибирском художественном училище, как студенты осваивают наследие купца Маштакова и зачем дизайнерам станковая живопись?

Новосибирское государственное художественное училище (колледж) в нынешнем году отмечает 30-летие со времени основания. А начиналась эта история с художественного отделения, открытого в Новосибирском музыкальном училище в середине 1980-х по инициативе художника-монументалиста Александра Чернобровцева.

Живописной шкатулкой выглядит этот дом на углу Красного проспекта и улицы Свердлова. Двухэтажное здание красного кирпича венчает купол-луковка. В купеческом особняке Фёдора Маштакова 1903 года постройки был открыт первый в городе универсальный магазин. Художественное училище обосновалось здесь в начале 1990-х. Сегодня здесь готовят художников театра, живописцев и дизайнеров, при этом они получают педагогическую квалификацию и могут преподавать.

Поступать сюда приезжают со всей Сибири и Дальнего Востока. Конкурс высокий — в этом году почти 9 человек на место. Без базовых знаний шансов практически нет: четыре дня абитуриенты проходят творческие вступительные экзамены по рисунку, живописи и композиции. Чаще всего в НГХУ поступают выпускники детских художественных школ и школ искусств, здесь есть и свои подготовительные курсы. Приходят и люди уже состоявшиеся, желающие реализовать давнюю мечту стать художником.

«Здание у нас красивое, уютное. Студенты его очень любят и вечерами уходить не хотят, — рассказывает директор НГХУ Нина Ягодина. — На этой картине Дом Маштакова изображен в первоначальном виде, ещё без пристройки с аркой, хотя есть некоторые искажения — собор находится слева, а не в начале Красного проспекта. Мы заботимся о нашем доме-памятнике. В 2011 году сделали проект по его приспособлению к нуждам училища, а в 2014 году реализовали его. Это были масштабные работы: мы переносили спуск в подвал и с помощью управления по госохране памятников меняли крышу».

Новосибирское государственное художественное училище по результатам академических конкурсов входит в десятку лучших художественных вузов России. Здесь сложилась одна из самых ярких и оригинальных живописных школ Сибири. Среди преподавателей известные художники и практикующие дизайнеры, большинство из них являются членами творческих союзов — Союза художников России, Союза дизайнеров России, Союза театральных деятелей.

Начинается обучение с написания натюрмортов и водорастворимых красок — акварель, гуашь. Один из самых сложных предметов — основы композиции. Законы, по которым создаётся красота и рождается образ, известны, но каждый художник использует их по-своему. Найти собственный творческий язык — задача не из лёгких.

Среди выпускников училища — видный акварелист Михаил Лямкин, автор лиричных пейзажей, запоминающихся городских зарисовок и мистических вариаций на темы этнографии. Михаил Петрович, в прошлом преподаватель НГХУ, проводит для студентов мастер-классы и выезжает на пленэры.

«Может быть, набросить халатик? Я к вам журналистов веду», — заглядывая в аудиторию академического рисунка, спрашивает директор. Занятие по академическому рисунку ведёт известный художник, представитель династии Василий Чирва. «Студенты третьего курса рисуют уже почти полную обнажённую фигуру. А со вторым курсом мы сейчас работаем над тематическим натюрмортом с мягкими материалами…»

Студентка 1-го курса Мария Козлова поступила в художественное училище на отделение дизайна после 9 классов. Несмотря на то что за плечами уже была Детская школа искусств №13, девушка перед поступлением пошла на подготовительные курсы в НГХУ. Признаётся, что учиться непросто, программа сложная, и добавляет: «Потихоньку справляемся…»

Группы небольшие — 10–12 человек. Студенты НГХУ подробно изучают анатомию: как устроен скелет, как двигается человек, какие мышцы при этом задействованы. В дипломной работе им предстоит изобразить человека в пространстве. Рецензенты отмечают, что уровень дипломных работ растёт. Кстати, председатель Государственной экзаменационной комиссии — Михаил Омбыш-Кузнецов, народный художник России, академик Российской академии художеств (2019).

Преподаватель рисунка и живописи, живописец и керамист Евгений Барсуков работает в училище с 2003 года, рассказывает, что студенты, конечно, меняются от поколения к поколению, их могут объединять мировосприятие и психология времени, но в процессе создания рисунка — они все разные.

Курс обучения в НГХУ — четыре года, студентам после 9-го класса нужно освоить ещё образовательные предметы старшей школы. Тем же, кто поступает с аттестатом 11 классов, эти предметы засчитываются, но учатся они те же четыре года, больше времени посвящая академическим дисциплинам. Только на написание полной фигуры человека отводится 40 часов, тщательность и трудолюбие — главные условия, как на уроках Натальи Олешко, ученицы Александра Чернобровцева.

Преподаватель рисунка и пластической анатомии Константин Сухоруков поправляет рисунок студентки, сделанный со скульптуры Микеланджело «Восставший (скованный) раб». Гипсовый раб — одна из учебных моделей большого парка скульптур, который здесь особенно берегут.

Скульптурный фонд НГХУ формировался ещё на заре его истории, когда Александр Чернобровцев передавал имущество своей студии — от гипсовых моделей до мольбертов. Одну из скульптур студенты прозвали экоршмэном, «человеком без кожи», от французского «экорше» — скульптурное изображение фигуры человека или животного с открытыми мышцами.

Студентка 4-го курса Виктория Хардина готовит холст под новую работу, проклеивая его желатином. В аудитории уже собрали новую постановку, где будет сидеть парень с гитарой. «Живых людей интересно рисовать, там же свои особенности, живая кожа, эмоции, характер — это всё нужно передать», — поясняет Виктория. Поступать в НГХУ она приехала из Маслянинского района, где окончила художественную школу. Успешная студентка представляла училище на Дельфийских играх и планирует поступать в Санкт-Петербургскую художественную академию, как её преподаватель Дмитрий Чирва. Если всё сложится, её путь к профессии в целом займёт 19 лет.

На занятиях Ольги Миловой, преподавателя основ проектной графики и макетирования, студенты осваивают современные техники. Вдохновляющие истории вроде невероятного творчества архитектора Захи Хадид и рассматривание альбома с её выставки в Эрмитаже делают своё дело. Сейчас первокурсники заняты тем, что создают авторскую технику на основе архитектурных фантазий.

Компьютерных аудиторий в НГХУ целых четыре. Будущие дизайнеры работают в современных графических программах, 3Ds Max, создают мультфильмы и интерьеры, разрабатывают фирменный стиль и печатную продукцию. «При этом наши дизайнеры осваивают академическую школу в том же объёме, что и живописцы, это необходимо для их мастерства, — поясняет Нина Ягодина. — Мы могли бы открыть новую специальность “Аудиовизуальное искусство” и готовить художников по свету и медиа для театров, но площади не позволяют».

Отделение «Дизайна» в НГХУ существует больше четверти века. В жизни учебного заведения участвуют лучшие силы дизайна Новосибирска и региона — в качестве лекторов, экспертов ГЭК, руководителей дипломных проектов. Так в едином пространстве взаимодействуют концепции разных школ дизайна.

«Ещё лет десять назад студенты очень активно работали с компьютерами, а сегодня их больше привлекает телефон, но там другая динамика и моторика. И сейчас это отдаление нужно как-то преодолеть, вернуть интерес к компьютеру», — рассказывает преподаватель Виктор Ермакович. Студенты НГХУ изучают средовой и графический дизайн и нередко уже на стадии дипломной работы получают реальные заказы.

Валентина Самойлова после окончания Новосибирского художественного училища поступила в Красноярский государственный институт искусств (ныне СГИИ им. Д. Хворостовского), а затем вернулась в училище уже в качестве преподавателя. Почти четверть выпускников Новосибирского государственного художественного училища идут учиться дальше. К примеру, сейчас в Санкт-Петербургской академии художеств им. Ильи Репина учатся 18 выпускников НГХУ.

«Среднее профессиональное образование — практико-ориентированное обучение. Если в вузах — НГУАДИ и Институте искусств педуниверситета (бывшем худграфе) — на академические дисциплины отводится от часа до четырёх в неделю, то у нас на эту штудию даётся 8–12 часов», — продолжает Нина Ягодина.

Кабинет заслуженного художника России Владимира Фатеева мы посетили в отсутствии хозяина, занятий в этот день у него не было. Студенты любят своего мастера, в их работах читается его манера — живого, весёлого и несколько наивного миросозерцания. Театральный художник — автор сценографии более чем 70 спектаклей в разных театрах России, в том числе в НГДТ под руководством Сергея Афанасьева.

Свой курс на Театрально-декорационном отделении Владимир Фатеев набирает раз в четыре года, в 2021-м набрали на год раньше, чтобы четверокурсники помогали новобранцам осваивать будущую профессию — придумывать художественный образ спектакля, рисовать эскизы, создавать макеты. Среди известных выпускников Фатеева — Анна Бартули, художник по костюму, соавтор образов героев режиссёра Андрея Звягинцева по всем его фильмам начиная с 2002 года; Тимур Гуляев, художник-сценограф, оформивший в Новосибирском театре оперы и балета несколько опер для детей и взрослых на Малой сцене.

За 30 лет художественное училище выпустило более 1 000 специалистов. Если дизайнеров, по словам директора НГХУ, разбирают ещё на стадии диплома, то с трудоустройством живописцев не всё так просто. Союз художников — общественная организация и давно не обеспечивает заказами и работой, как это было в советское время. Выпускники идут преподавать в детские школы искусств и художественные школы, создают свои студии.

Рождение художника складывается и помимо стен маштаковского дома — в шаговой доступности находятся Новосибирский государственный художественный музей, Центр культуры ЦК19, областная научная библиотека с богатейшим фондом отдела искусств. Мощный творческий заряд несут встречи с художниками, выставки педагогов, пленэрные практики, поездки в Томск и Красноярск. А какими воодушевлёнными студенты возвращаются с учебной практики по изучению искусства в Москве и Санкт-Петербурге!

В училище есть своя багетная мастерская. Столяр Юрий Безлепкин делает подрамники и рамы для студенческих работ, и в этом он настоящий мастер.

Фонд НГХУ переполнен — в нём хранятся тысячи студенческих работ, лучшие из них экспонируются, выставки живописи и дизайна проходят в школах и учреждениях, две ретроспективные выставки к юбилею до середины декабря работают в художественном музее и ЦК19.

Перегружено и само здание — 250 студентов. И нет возможности для развития. «Городу нужны реставраторы, скульпторы, керамисты — это направление хорошо развивается в ДШИ, но у нас нет площадей, чтобы открыть новые специальности, — говорит директор НГХУ Нина Ягодина. — Много лет не решается вопрос с возвратом училищу помещений, которые занимает Следственный отдел города Оби, — 500 квадратов нашего здания со стороны Красного проспекта».

Подвал маштаковского дома в своё время породил немало легенд. В 1920-е годы здесь сидела ЧК, а с 1926-го — краеведческий музей, когда в 1971-м у собора Александра Невского обнаружили могилу инженера Николая Тихомирова, гроб три месяца простоял в подвале дома, здесь же проходила экспертиза. Женщины, работавшие здесь ночными сторожами в 1990-е, жаловались на стоны, доносившиеся из цоколя. После реконструкции, когда в подвале увеличивали высоту потолков, звуки прекратились.

Эти стены в художественном смысле, что называется, намоленные — в 1960-е на втором этаже поселилось Новосибирское отделение Союза художников СССР с мастерскими художников, здесь творили такие мэтры, как Григорий Ликман и Николай Грицюк. Так что сами стены помогают, но художника без труда — ежедневного, кропотливого, даже изнуряющего — не бывает.

Марина ШАБАНОВА | Фото Александра ГРИБАКИНА
back
up