Золотые яблоки «Парадиза»
В Новосибирске объявили лауреатов главной театральной премии.
Спектакль «Идиот» театра «Старый дом» в постановке Андрея Прикотенко получил главный приз премии «Парадиз» как лучший спектакль в драмтеатре.
Объявление победителей XXXI профессиональной театральной премии «Парадиз» состоялось 29 октября на сцене Камерного зала филармонии. Впервые из-за перерыва в прошлом году премия вручалась по итогам двух сезонов с 2019 года. Одна из старейших в стране театральных премий (а «Парадиз» существует более 30 лет) учреждена Новосибирским отделением Союза театральных деятелей РФ и проходит при поддержке министерства культуры Новосибирской области. В числе номинантов этого года — 24 спектакля всех жанров и направлений. Своими впечатлениями делятся обозреватели «Ведомостей», вошедшие в состав жюри разных конкурсов премии, — Наталия Дмитриева («Драматический театр. Неформат») и Марина Шабанова («Театр для детей»).
Культурные обозреватели «Ведомостей» Марина Шабанова и Наталия Дмитриева работали в жюри «Парадиза». И это лишний раз подтверждает их высочайший профессионализм. Фото Евгении БУТОРИНОЙ
Самым интригующим актом в спектакле «Парадиз» всегда является конкурс «Драматический театр» — в этом году «стрелять из ружья» пригласили известных российских критиков Павла Руднева и Глеба Ситковского, искусствоведа из Томска Татьяну Веснину и театрального журналиста «Ведомостей» Наталию Дмитриеву. Перед жюри стояла задача посмотреть десять спектаклей двух сезонов, где три высказывания заявлялись в новую номинацию «Неформат».
Драматический репертуар «Парадиза» для театральных критиков открытием не был — многие спектакли они видели во время фестивалей и успели составить о них своё профессиональное мнение.
К примеру, Павел Руднев мог вполне с успехом ввестись на любую роль в спектакль «Идиот» театра «Старый дом», потому что смотрел его четыре раза — в том числе и на «золотомасочном» показе. «Я видел “Идиота” два года назад, — сказал Глеб Ситковский. — И могу сказать, что спектакль за это время достиг каких-то космических глубин в своём развитии. Это как раз тот случай, когда мы видим, что спектакль продолжает жить и совершенствоваться».
Спектакль «Идиот» в постановке Андрея Прикотенко, театр «Старый дом». Фото Фрола ПОДЛЕСНОГО
Надо сказать, что в театральном пространстве Новосибирска бытовало мнение, что «Идиот» получил всё, что мог, и это уже «старая история», но масштаба одного из параллельных миров Фёдора Достоевского никто не отменял, поэтому жюри единодушно присудило спектаклю «Идиот» режиссёра Андрея Прикотенко Гран-при «Парадиза» в номинации «Лучший спектакль сезона». Но к экспертному совету «Парадиза» вопросы у театральных критиков были: почему спектакль Лизы Бондарь «Танцующая в темноте» попал в шорт-лист «Золотой Маски», а отборщики не взяли его на «Парадиз»? То есть на российском уровне спектакль признаётся достойным самой главной театральной премии, а на локальном — нет? Непонятна была для жюри и судьба «Петерса», обожаемого всем городом, но не попавшего в номинации новосибирской премии. Неловкость момента сгладила секция театральных критиков СТД, возглавляемая Валерией Лендовой, — комьюнити отдало свои голоса за «Петерса».
Режиссёр Полина Кардымон получила награду в конкурсе «Неформат» за аудиальный перформанс «[Сыра земля] Коромысли. Глава 2» в Лаборатории современного искусства, а также сертификат на творческую командировку от СТД РФ.
Для театральных критиков осталось неясным и решение отборщиков, которые вычеркнули из списка «Парадиза» спектакль Молодёжного драматического театра «Первый театр» «Теория счастья и свободы» в постановке Александра Андрияшкина. По мнению Руднева и Ситковского, это очень прогрессивное и важное высказывание, которое могло занять достойное место в номинациях. Но отборщики выдвинули «Марьино поле» Павла Южакова, который, увы, на критиков большого впечатления не произвёл. Зато аудиальный перформанс Полины Кардымон «Коромысли. Глава 2» вызвал глубокие переживания, которые интегрировались в присуждении победы в номинации «Неформат».
Реакция критиков, чья профессиональная деятельность не законсервирована театральным полем одного города, говорит о многом — сегодня театрам не нужно бояться «омоложения» и экспериментов с формами и смыслами. В консервной банке продукт, конечно, сохраняется, но вкусовые качества уже не радуют взрывом новых ощущений.
Анатолий Григорьев отмечен медалью «Парадиза» в номинации «лучшая мужская роль в драматическом театре» за роль Мышкина в спектакле «Идиот».
Небольшую дискуссию в жюри вызвали спектакли «Красного факела» — «Тайм-аут» Петра Шерешевского и «Дело» Дмитрия Егорова. Да, по масштабности театрального полотна эти спектакли равновеликие, но приз в номинации «Лучшая режиссура» ушёл всё-таки к Петру Шерешевскому, а «Дело» было награждено спецпризом жюри «За органичный синтез классики и современности». «Тайм-аут» получил приз в номинации «Лучшая работа художника» — за многомерное пространство, созданное художниками Александром Моховым и Марией Лукка.
Награду за режиссёра спектакля «Тайм-аут» Петра Шерешевского получает директор театра «Красный факел» Александр Кулябин.
Актёрский «олимп» распределился так: в номинации «Лучшая женская роль» победила Альбина Лозовая за образ Настасьи Филипповны в спектакле «Идиот», а номинацию «Лучшая мужская роль» разделили на двоих Владимир Лемешонок (Пётр Муромский, спектакль «Дело») и Анатолий Григорьев (князь Мышкин, «Идиот»). В номинации «Лучшая мужская роль второго плана» победил Константин Телегин (Варравин, «Дело»), а вот равнозначной этой номинации женской роли, по мнению жюри, не оказалось. Но в «Лучший дебют в драматическом театре» ворвалась актриса НГДТ под руководством Сергея Афанасьева Кристина Кириллова — за сильное прочтение роли Софьи в спектакле «Горе от ума».
В конкурсе «Театр для детей» премии «Парадиз» в этом году было представлено восемь спектаклей. Жюри формировалось по принципу — профессионал-родитель, у которого есть несовершеннолетние дети. Так, кроме обозревателя «Ведомостей» Марины Шабановой, в состав жюри вошли музыковед, музыкальный критик, руководитель пресс-службы Новосибирской государственной филармонии Ксения Чернова и актриса театра «На левом берегу», лауреат премии «Парадиз» и фестиваля «Ново-Сибирский транзит» Татьяна Шуликова.
Главный приз в конкурсе «Театр для детей» за спектакль «Доклад о медузах» получает команда театра «Глобус» во главе с директором Татьяной Людмилиной.
Театр для детей — это особая ответственность и особая миссия, под его сводами рождается будущий зритель, прорастает его эмоциональная душа. Так семена разрезанного яблока (в продолжение идей «Парадиза») однажды прорастут, превратятся в дерево, и взрастут новые плоды. В конкурсе «Театр для детей» участвовали лучшие спектакли, которые оценили и критики, и зрители. Мюзикл «Кошка, которая гуляла сама по себе» Новосибирского музыкального театра, опера «Кот в сапогах» Новосибирского театра оперы и балета, «Мой дедушка был вишней» ГДТ под руководством Сергей Афанасьева, мюзикл «Меня удочерила горилла» «Первого театра», «Город без любви» камерного театра «13 трамвай». Стоит отметить, что пять из восьми спектаклей поставлены режиссёрами-женщинами, две работы дипломные, — эта новая волна вдумчивой, внимательной и гуманной режиссуры демонстрирует серьёзный подход и сулит новые открытия.
Спектакль «Доклад о медузах» в постановке Ольги Обрезановой. Фото Виктора ДМИТРИЕВА
Половина спектаклей нынешнего конкурса адресована подросткам — тенденция сложилась в последние 2-3 года во многом благодаря проекту «Детки и предки» Центра «Культурный город». Кроме известных текстов, на которых выросло не одно поколение детей, в афишах новосибирских театров появились постановки по произведениям современных авторов. Так, «Доклад о медузах» театра «Глобус», получивший главный приз конкурса — статуэтку в виде райского яблока — как лучший спектакль в театре для детей, поставлен по роману современного американского писателя Али Бенджамина. Спектакль режиссёра Ольги Обрезановой — это история одиночества и взросления девочки-подростка, которая выстраивает свои взаимоотношения с миром, изучая жизнь опасных и загадочных медуз. Очень современный по своей стилистике спектакль несёт огромный заряд искренности и эмоциональности. Жюри оценило и режиссёрский подход, и актёрские работы, и вклад художников в создание спектакля.
Награду актёрскому ансамблю спектакля «Собака Пёс» вручали заместитель министра культуры Новосибирской области Григорий Милогулов и председатель жюри конкурса спектаклей для детей Марина Шабанова.
Единогласно жюри приняло решение о том, чтобы присудить премию «Лучшая работа актёра в спектакле для детей» не одному актёру, а актёрскому ансамблю — он, несомненно, сложился в спектакле «Собака Пёс» в постановке Ролана Боннина в Новосибирском областном театре кукол. И речь идёт не только о мастерском вождении, но и в целом о гармоничном сосуществовании на сцене — когда продолжением жизни куклы становится живой план актёра. Слаженная работа артистов — старшего поколения и вчерашних выпускников — в этом спектакле рождает ту самую магию, которая заставляет зрителя сопереживать героям, плакать и смеяться вместе с ними.
Спектакль «Путешествие Нильса с дикими гусями» театра «Старый дом».Фото Виктора ДМИТРИЕВА
Специальная премия жюри присуждена спектаклю «Путешествие Нильса с дикими гусями» театра «Старый дом» с формулировкой «За создание мира волшебной сказки новыми художественными средствами». Сложно себе представить превращения Нильса и его невероятные приключения на театральной сцене. Но режиссёру Галине Ждановой, художникам и всей команде актёров удалось создать этот невероятно красивый мир. История рассказана языком метафор, мифов и легенд. Отправляясь в путешествие, Нильс встречает друзей, помощников и злодеев, и каждый из них — для него учитель. Пройдя этот путь, он ощущает себя частью этого огромного мира природы, взрослеет и становится сильным.
В состав жюри музыкального конкурса вошли известные театральные и музыкальные критики: руководитель литературно-драматургической части Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немирович-Данченко, автор газеты «Экран и сцена» Дмитрий Абаулин (Москва); музыковед, член жюри российских и международных хореографических и театральных конкурсов, эксперт и председатель экспертного совета по музыкальному театру «Золотой Маски» 2011 года Лариса Барыкина (Екатеринбург); руководитель Кабинета музыкальных театров СТД РФ, член жюри российских и международных фестивалей и конкурсов Ольга Кораблина (Москва); музыковед, кандидат искусствоведения, декан актёрско-режиссёрского факультета Новосибирского государственного театрального института и доцент кафедры истории музыки Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки Сергей Коробейников (Новосибирск).
Главного приза в музыкальном конкурсе удостоен мюзикл «Сabaret» театра «Глобус». Фото Юрия БОГОМАЗА
Конкуренция была серьёзная, на призы «Парадиза» в номинациях музыкального конкурса претендовали шесть спектаклей. Лучшим признан мюзикл «Сabaret» Дж.Мастероффа, Дж. Кандера, Ф. Эбба в постановке Алексея Франдетти, Новосибирский государственный академический молодёжный театр «Глобус». В этом же мюзикле отмечена как «лучшая мужская роль в музыкальном театре» работа Алексея Корнева, исполнившего выразительного искусителя Эмси.
«Лучшая мужская роль в музыкальном театре» — Александр Крюков за роль Фомы в рок-мюзикле «Фома».
Победителями в номинациях конкурса музыкального театра стали: «Лучшая женская роль в музыкальном театре» — Ольга Гришенкова за партию Никии в балете «Баядерка» Людвига Минкуса Новосибирского театра оперы и балета (НОВАТ);«Лучшая мужская роль в музыкальном театре» — Александр Крюков за роль Фомы в рок-мюзикле «Фома» по произведениям Юрия Шевчука Новосибирского музыкального театра; «Лучшая работа дирижёра» — Дмитрий Юровский за спектакль «Фальстаф» Джузеппе Верди в НОВАТе; «Лучшая работа художника в музыкальном театре» — Елена Вершинина за сценографию рок-мюзикла «Фома»; «Лучший дебют в музыкальном театре» — Константин Захаров за роль Каварадосси в опере «Тоска» Джакомо Пуччини НОВАТа.
«Лучшая работа режиссёра в музыкальном театре» — Вячеслав Стародубцев за постановку оперы «Фальстаф» Джузеппе Верди в НОВАТе.
Статуэтки «Парадиза» — райские яблоки — в этом году вручали только обладателям главных премий в конкурсах — лучшим спектаклям и за особые заслуги. Бронза поднялась в цене и большая часть наград представляла собой медаль. Так в дополнительном конкурсе «Лучшая театрально-критическая работа» отмечен Игорь Смольников, обозреватель портала Iskry.life, автор рецензии «Юля, выпейаду» на спектакль «Первого театра» «Ромео и Джульетта». А в номинации «Издание о театре» награды вручены авторам двух книг: театральному обозревателю газеты «Ведомости» Наталии Дмитриевой за книгу «Мир кукол. История. Сказки. Мечты», посвящённую 85-летию Новосибирского областного театра кукол, и театральному журналисту и фотографу Яне Колесинской за книгу «Звук натянутой струны. Артист театра “Красный факел” Владимир Лемешонок на сцене и за кулисами» (переработанное издание, 2021 г.).
Наталия Дмитриева во второй раз стала лауреатом премии «Парадиз».
В состав жюри конкурса «Лучшая театрально-критическая работа» вошли гуру новосибирской театральной критики: журналист, театральный критик, лауреат премии «Парадиз», заслуженный работник культуры РФ Татьяна Шипилова (председатель жюри); проректор Новосибирского театрального института, кандидат филологических наук, театральный критик Яна Глембоцкая; театровед, театральный критик, заведующая Театральным музеем Новосибирского отделения СТД, доцент НГТИ, заслуженный работник культуры РФ Галина Журавлёва. Сама Галина Константиновна Журавлёва удостоена главного приза «За выдающийся вклад в театральное искусство Новосибирской области» как собиратель и хранитель истории новосибирских театров.
«Парадиз» за выдающийся вклад в театральное искусство Новосибирской области Галине Журавлёвой вручают председатель Новосибирского отделения СТД России Сергей Афанасьев и министр культуры Наталья Ярославцева.
Материалы по теме:
В Новосибирске стартовала профессиональная театральная премия и фестиваль «Парадиз»