09.11.21

Крепость по вертикали

Резонансный закон, призванный укрепить вертикаль власти, 9 ноября принят Госдумой в первом чтении. Какие коррективы предлагают внести в него новосибирские депутаты?

Всё к нормам

Проект федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», внесённый в Госдуму в конце сентября, мощно встряхнул все регионы. Сейчас органы власти на местах изучают его нормы и стараются разобраться, чем для них обернётся его принятие.

Новосибирская область не исключение. Документ уже рассмотрели и предварительно поддержали на октябрьской сессии заксобрания, однако с рядом оговорок. Депутаты создали рабочую группу, чтобы выработать и направить в федеральный парламент предложения по его совершенствованию.

Законопроект определяет порядок формирования и работы законодательных органов субъектов РФ, унифицирует наименования высших должностей и законодательных органов в регионах, устанавливает количество депутатов региональных парламентов в зависимости от численности избирателей.

Документ заметно расширяет возможности влияния федерального центра на формирование структур региональной власти.

Президент страны получает полномочия отзывать глав регионов в связи с утратой доверия. Вводится механизм ответственности для региональных депутатов в виде предупреждения и освобождения от должности в законодательном органе. Кроме того, все региональные законодатели, независимо от того, являются они депутатами на профессиональной основе либо имеют основное место работы (нередко это первые лица и топ-менеджеры крупных предприятий и компаний) становятся замещающими государственные должности.

На сессии заксобрания спикер Андрей Шимкив отметил: закон действительно принципиальный и широко обсуждается во всех регионах. Он призвал всех активно включиться в работу по формированию предложений в этот документ.

В созданную для этой цели рабочую группу вошли депутаты Законодательного собрания и городского Совета Новосибирска, представители правительства области и ряда районов, а также депутат Госдумы от Новосибирской области Ренат Сулейманов. Возглавил рабочую группу первый вице-спикер заксобрания Андрей Панфёров. 1 ноября она собралась на первое заседание.

— Предлагаемый закон имеет государственное значение, так как приводит законодательство к нормам Конституции, — подчёркивает Андрей Панфёров. — После того как в неё были внесены поправки, его принятие стало необходимостью. Мы сейчас разбираемся с разграничением полномочий на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Вице-спикер заксобрания Владимир Карпов, представлявший проект закона на сессии и вошедший в рабочую группу, отмечает: новый документ шаг за шагом отменяет многие положения действующего сейчас закона о принципах организации органов власти, и депутаты очень хотели бы понимать, как будут меняться базовые нормы закона.

— У нас много вопросов к двойственности формулировок, — говорит заместитель председателя комитета заксобрания по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению Константин Антонов, также входящий в рабочую группу. — Это статус глав, депутаты-госслужащие, распределение полномочий между уровнями власти. Эти вопросы дифференцируются на более мелкие. На первой рабочей группе мы увидели противоречия между новым законом и 72-й статьёй Конституции. Замечаний будет много.

Глас свыше

Немало вопросов касается высшего должностного лица, считает Владимир Карпов:

— Тут не только унификация наименования должности — глава теперь становится не только должностным лицом субъекта РФ, но и должностным лицом РФ — что это означает на практике?

Кстати, обошедшая многие СМИ информация о том, что губернаторов в стране больше не будет, а останутся только главы регионов, оказалась фейком.

Если прочесть законопроект более внимательно, то в уточнении указано: с учётом исторических, национальных и иных традиций может быть предусмотрено дополнительное наименование высшего должностного лица. Главное здесь то, что оно не может «содержать слов и словосочетаний, составляющих наименование должности главы государства — Президента РФ». (После ряда законодательных новаций 2010-х годов ряд республик РФ поменял названия должностей высших лиц с президентов на глав, и теперь, помимо президента РФ, в стране есть только президент Татарстана.)

Владимир Карпов также с настороженностью воспринимает норму об отрешении президентом от должности высшего должностного лица региона в связи с утратой доверия. Нечто подобное существовало и раньше (и Новосибирская область знает об этом по опыту 2014 года), однако если сейчас утрату доверия нужно как-то обосновывать, то после принятия закона это станет необязательным. По мнению вице-спикера, это приведёт к тому, что глава заметно утратит самостоятельность. Кроме того, президент будет вправе вынести ему предупреждение или объявить выговор.

Вызывает вопросы у депутатов и статья, гласящая, что федеральные органы власти могут участвовать в формировании органов исполнительной власти регионов.

Положения законопроекта, вызвавшие наибольший резонанс
• Унификация названий должностей первых лиц регионов
• Унификация названий законодательных органов регионов
• Сокращение сроков рассмотрения федеральных законопроектов в регионах с 30 до 15 дней
• Расширений полномочий президента по отзыву глав регионов
• Переход всех депутатов законодательных органов в ранг замещающих государственные должности
• Расширение сферы влияния федерального центра на формирование региональных органов власти
• Федеральное регулирование полномочий органов власти региональных столиц

— Глав ряда министерств надо будет согласовывать с федеральной властью, — поясняет Владимир Карпов. — Нечто подобное есть и сейчас, но, учитывая, как меняется положение губернатора, согласования министров будут проходить совсем по-другому — он вряд ли сможет так же действенно отстаивать интересы субъекта и конкретных персон.

Константина Антонова усиление федеральной составляющей тоже настораживает:

— Есть большие опасения, что федерация превращается в унитарное государство. С одной стороны — да, происходит логическое завершение формирования единой системы публичной власти в России, но с другой — не обретёт ли этот процесс унитарный характер?

По мнению Андрея Панфёрова, укрепление вертикали власти — процесс закономерный:

— Учитывая нынешние реалии, крепость федеральной власти должна обеспечиваться безоговорочно. У нас не раз бывало, что регионы принимали решения вопреки федеральной власти. Такого в стране быть не должно. Конечно, мнения с территорий должны быть услышаны, но принимать решения надо в составе всего государства. Это не авторитарность и не диктатура, а крепость государственной власти по всей стране.

Многие депутаты пока не понимают, что для них будет значить предписываемое законопроектом замещение государственных должностей.

— Сегодня многие депутаты занимаются бизнесом, занимают руководящие посты, — комментирует это положение Владимир Карпов. — По этому закону им будет запрещено пользоваться иностранными финансовыми инструментами. Как это возможно для бизнеса в современных условиях и как это отразится на экономике?

С надеждой на лобби

Единодушно резкую критическую оценку вызвало положение законопроекта о сокращении срока предоставления отзывов регионов на рассматриваемые в Госдуме законопроекты — с 30 до 15 дней.

— За 15 дней мы ничего рассмотреть не сможем, — уверен Андрей Панфёров. — Пришлось бы комкать весь регламент работы комитетов и сессий. Нужно оставить всё как есть — каждый закон должен разбираться вдумчиво и тщательно.

Константин Антонов высказался более резко:

— Это просто уму непостижимо, никто не понимает, зачем это надо. То, что разработчики указывают на необходимость оперативного принятия законов — просто смешно: у нас некоторые законы лежат под сукном и не рассматриваются годами, другие принимаются так необдуманно, что сразу же нуждаются в доработке.

Владимира Карпова также интересует, что будет с местным самоуправлением. По его словам, положение законопроекта о том, что полномочия административных центров регионов могут регулироваться на федеральном уровне, вызывает много вопросов и у депутатов горсовета Новосибирска.

Задач перед рабочей группой стоит немало. После формирования предложений для внесения в документ корректив, они будут рассмотрены комитетом по госполитике и вынесены на ноябрьскую сессию заксобрания.

— Будем вносить предложения, которые в Думе должны рассмотреть между первым и вторым чтениями законопроекта, — пояснил Андрей Панфёров. — Подключим депутатов Госдумы от Новосибирской области, чтобы они участвовали в обсуждении наших инициатив и лоббировали их.

По данным на 8 ноября, на сайте Госдумы опубликованы отзывы на законопроект из 15 регионов. Из них 12 (включая Новосибирскую область) выражают поддержку законопроекта, однако некоторые из них — с оговорками и уточнениями. Два региона (Якутия и Ненецкий автономный округ) дали формулировку решения: «поддержать с учётом замечаний и предложений», один регион — Татарстан — единогласно выступил против, сочтя, что некоторые положения противоречат «незыблемым основам конституционного строя». Если органы власти более одной трети регионов высказываются против принятия того или иного федерального закона, по решению Госдумы создаётся согласительная комиссия.

Татьяна МАЛКОВА | Фото Валерия ПАНОВА
back

Новости  [Архив новостей]

x

Сообщите вашу новость:


up
Яндекс.Метрика