22.09.21

Воздух белого листа

На ближайшие два месяца Новосибирск стал мировой столицей современной графики.

 

Трое молодых людей сидят перед тремя картинами

Новосибирский государственный художественный музей в третий раз проводит международную триеннале современной графики, объединяя представителей графических школ со всего мира. Многообразие техник — от ручного рисунка до печатной графики и современных визуальных приёмов. Работы 330 художников из 36 стран разместились на трёх выставочных площадках — больше 800 работ в самом НГХМ, а также в арт-центре «Красный» и ЦК19. «Мы старались уйти от культурного шовинизма, чтобы не создать выставку только для утончённых высоколобых натур. Я думаю, любой человек, независимо от его художественных пристрастий, найдёт что-то здесь для себя интересное», — говорит идеолог и координатор триеннале Владимир Назанский.

Директор НГХМ Екатерина Болдырева, куратор мексиканского проекта Юлия Ахмадеева, координатор и куратор триеннале Владимир Назанский и куратор израильского проекта Елена Шипицына.

Этот графический форум задумывался больше двадцати лет назад именно для Новосибирска — как культурного центра, занимающего срединное положение между Востоком и Западом, с их разным мировоззрением, культурой и художественными традициями. Фестиваль-конкурс проводился сначала как биеннале (раз в два года), и вот уже третий раз в формате триеннале.

Международная триеннале современной графики проводится при поддержке правительства Новосибирской области и регионального министерства культуры за счёт средств областного бюджета. Выставка будет экспонироваться до 14 ноября, увидеть её можно и по «Пушкинской карте». Выступая на открытии триеннале, губернатор Андрей Травников выразил надежду, что как можно больше новосибирцев воспользуются этим уникальным моментом и посетят выставку.

По традиции триеннале — это и фестиваль, и выставка-конкурс, который проходит по трём номинациям. В жюри вошли художники, искусствоведы и кураторы проектов, а возглавил его Дмитрий Северюхин, доктор искусствоведения, профессор Санкт-Петербургского государственного университета промышленности, технологии и дизайна, историк русской культуры. Список победителей III Новосибирской триеннале современной графики огласила Екатерина Климова, заведующая отделом гравюры XVIII–XXI веков Государственного русского музея: в номинации «традиционные технологии печатной графики» — Мария Смольянинова (Москва), «оригинальная графика» — Алиса Юфа (Санкт-Петербург), «новые технологии печатной графики» — Глеб Шутов (Германия), Гран-при конкурса присуждено Генрику Ожо (Польша). Специальные дипломы жюри вручены ещё семи художникам, среди них и новосибирцы — Ольга Посух и Анна Каширцева.

Проект Международной ассоциации по обмену выставками печатной графики «ПРИНТСАУРУС», куратор Хироаки Мияяма. У литографии Акито Танимура «Призрак Хитаками».

У каждого кураторского проекта своя особенность. Координатор триеннале и куратор проектов Андрей Мартынов, известный как крупнейший «поставщик Востока», представляет графику Тайваня, Кореи и Японии. Так в триеннале принимают участие девять художников-графиков во главе с основоположником современной тайваньской гравюры Ляо Шупином, их произведения выполнены в технике глубокой и трафаретной печати, шелкографии, литографии. Сам Ляо Шупин использует типичные для Тайваня предметы и фрагменты храмовых орнаментов, а основным объектом творчества художницы Бай Цзя-Ли стали яркие тропические цветы.

Кураторы нескольких проектов смогли приехать в Новосибирск, сдавая на каждой границе ПЦР. Самое большое расстояние преодолела куратор из Мексики Юлия Ахмадеева (на фото справа). Она представляет проект «Вымирающие животные и охраняемые виды Мексики». Оперируя большим диапазоном традиционных и новаторских графических средств, 14 авторов создали уникальный коллективный манифест в форме Красной книги с текстом-призывом к действию. Здесь и императорские дятлы на офортах, и косумельский енот в технике силиграфия, и карибские ламантины на цветной линогравюре, и аксолотль на фотолитографии.

Куратор Елена Шипицына рассказывает о художниках израильского проекта «Трудности перевода». Все они репатриировались в Израиль в разные годы, с разных континентов, с разном жизненным опытом. Так художник Узи Амрани — бывший военный фельдшер, участник событий Ливанской войны 1998 года, сегодня создаёт концептуальное фото, видео, арт-объекты на тему потери человеком своей целостности в результате участия в разрушительной войне. В фотографическом цикле «Невидимый солдат» Узи представил экипированного бойца в прозрачном обмундировании, покрытом словами молитвы. Этот образ возник у него по воспоминаниям о боевых выездах, во время которых он непрестанно пел молитвы, заглушая страх. Язык искусства помогает ему перевести боль прошлого в энергию творчества в настоящем.

Главное отличие графики — особое отношение предмета к пространству фона, или к «воздуху белого листа», как определял его известный российский график Владимир Фаворский. Современная графика — это не только новые технологии, но ещё и высказывание на актуальную тему, авторский взгляд на происходящее в мире, его боль, радость и гнев. Именно поэтому графика не может оставить равнодушным никого. Именно поэтому она обладает такой силой воздействия.

Графика давно стала основой эстетического фона нашей жизни — это и реклама, и дизайн, и плакаты, и уличные вывески. Развитием и пропагандой графического искусства занимаются всего несколько стран, все они в основном представлены на Новосибирской триеннале. И здесь заметно соревнование: с одной стороны — традиционные техники (офорт, линогравюра, меццо-тинто, ксилография), с другой — новые технологии (цифровая печать, компьютерная графика, планшетная графика), но в основе всё равно всегда лежит рисунок.

Среди 25 кураторских проектов — два сибирских. Проект красноярских художников «Молодая сибирская графика. Пути эстетического освоения действительности» размещён в арт-центре «Красный» (Красный пр., 169/2) — сборная экспозиция позволяет заглянуть в будущее этого вида искусств. А новосибирский проект можно увидеть в НГХМ, впечатляющих работ здесь много, чего стоит только «Приплытие белых китов» Сергея Беспамятных или «Побег из изоляции» Михаила Паршикова. Новосибирский проект «Прозрачность и тень» — это размышление на тему виртуального и реального, скрытого и явного. Вот как описывает его суть куратор, новосибирский художник-график Андрей Кузнецов: «Современная реальность строится на принципе информационной прозрачности. В соответствии с ним любое наше коммуникативное действие оставляет след, который можно обнаружить. Как правило, этот след цифровой, “облачный” и потому виртуальный, бесплотный. Мнимая открытость субъекта, чья свобода растворяется в “вирусном процессе неразличимости”, — одна из ключевых проблем современности».

Проект петербургской графики «Жёлтая вода на втором этаже», куратор Владимир Назанский. В нём участвуют художники разного возраста и статуса — известные графики и мастера жанра «книга художника» Алексей Парыгин и Виктор Ремишевский (дипломант премии «Инновация 2006»), молодая выпускница Репинки Виктория Бодрова, ветеран и летописец неформального искусства, абстракционист Валерий Вальран. Все они представляют свой авторский взгляд на мир. К примеру, в этих ироничных работах Андрея Андреева вирус ковида приобрёл черты человека.

Работы обладателя Гран-при Новосибирской триеннале  Генриха Ожо (Польша).

Польский проект «Люди из металла» представляет примеры углублённой гравюры на металле и знакомит с художественной школой, сложившейся на факультете печатной графики Краковской академии. Комментируя журналистам «Ведомостей» решение жюри, его председатель Дмитрий Северюхин отметил: «Новосибирская триеннале — одна из самых больших графических выставок за последние годы в России. И мы оказались в очень затруднительном положении, потому что выбрать из отличных работ отличнейшую — очень трудно. Нашими критериями были высокое качество художественной выразительности, высокое мастерство и оригинальность решения. В выборе Гран-при мы сомневались между работами двух художников, но в конце концов приняли решение. Польский зал в целом имеет очень высокий уровень».

Программа III Международной триеннале современной графики в Новосибирске во многом уникальна. Организаторы подготовили большой событийный календарь, в котором и круглый стол по проблемам восприятия современного искусства и музейной педагогике, и кураторские экскурсии, и лекции, и мастер-классы, и встречи с художниками. Подробности на сайтах триеннале и НГХМ.

Марина ШАБАНОВА | Фото Александра ГРИБАКИНА
back

Новости  [Архив новостей]

x

Сообщите вашу новость:


up
Яндекс.Метрика