13.09.21

Утро великих

Правда ли, что самое плодотворное время — раннее утро, и кто из великих творцов следовал этому правилу? Как планировали свой день Юнг, Стравинский, Феллини? И что помогает в работе Мураками, Стингу и Вуди Аллену?

Дом Карла Юнга

Дом Карла Юнга в Боллингене, Швейцария.

Проснуться пораньше и быть бодрым — хотелось бы, но не всегда получается. Осенью природа замедляется, короче становится день, яркие краски за окном сменяет белый покров, сонливость вкрадчиво вползает наше сознание, а мозг, как известно, обманываться рад. Мотивация — вот, что поможет преодолеть осеннюю хандру, наладить режим, настроиться на новый творческий или учебный год. Когда лучше всего вставать — каждый решает сам. Однако успех знаменитых людей заставляет задуматься о пользе раннего пробуждения, чёткого графика и ясных целей.

Скажем, Харуки Мураками, книги которого пользуются популярностью во всём мире (переведены на 50 языков), когда берётся за написание очередного романа, встаёт в четыре утра и занимается сочинительством пять-шесть часов. Во второй половине дня он бегает или плавает, ходит по магазинам, читает и слушает музыку, а в девять вечера ложится спать, чтобы утром начать всё сначала. «Я придерживаюсь такого режима изо дня в день, без отклонений, — признавался писатель в интервью Paris Review в 2007 году. — Повтор сам по себе важен, он гипнотизирует и вводит в транс».

Швейцарский психиатр и психолог Карл Юнг в своей Боллингенской башне на берегу  Цюрихского озера, куда сбегал в надежде отдохнуть от городской суеты в 1930-х, поднимался в семь утра и, по словам биографа Рональда Хеймена, «подолгу возился, готовя завтрак из кофе, хлеба, масла, салями и фруктов». Затем два утренних часа знаменитый психиатр посвящал сосредоточенной работе, остальное время дня рисовал, медитировал в кабинете, подолгу гулял в горах, принимал посетителей и отвечал на огромное количество писем. В два или в три часа дня он пил чай, вечером с удовольствием готовил обильный ужин с «закатным» аперитивом, а в десять часов уже отправлялся спать. 

Композитор Пётр Чайковский, музыка которого во всём мире ассоциируется с русскими оперой и балетом, вставал не позднее восьми часов. Час на чаепитие, курение и чтение (сначала Библии, затем — философских сочинений), после композитор выходил на первую прогулку, а к работе приступал в 9:30, начиная с выполнения нелюбимых дел, и только после всецело отдавался сочинению музыки. «Где-то когда-то он вычитал, что человеку необходимы для здоровья два часа ходьбы, и соблюдал это правило с педантичностью и суеверием, будто если пяти минут недохватит, то он заболеет, произойдут какие-то невероятные несчастья», — вспоминал его брат Модест Чайковский.

Другой русский композитор с мировым именем — Игорь Стравинский поднимался в восемь утра, делал зарядку и работал без перерыва до часу дня. В интервью 1924 года композитор признавался, что для работы ему нужно уединение — он закрывал окна кабинета и мог сочинять только, если его никто не слышит. Если работа останавливалась, помогала стойка на голове — перевернутая поза, способная «дать отдых голове и прочистить мозги».

О необходимости перемены положения, чтобы запустить творческий процесс, говорит и американский режиссёр, актёр и писатель Вуди Аллен. «С годами я убедился, что любая ничтожная перемена стимулирует прилив умственной энергии. Помогает даже переход из комнаты в комнату, а уж если выйти на улицу — это просто замечательно. Встать из-за стола и принять душ — отличная вещь. Иногда я принимаю душ по несколько раз в день…».

Писатель Владимир Набоков в молодости предпочитал писать в постели, прикуривая одну сигарету от другой, но став старше, бросил курить, привычки изменились. В интервью 1964-го он рассказывал, что зимой встаёт около семи. «Некоторое время лежу в постели, обдумываю и планирую день. Около восьми — бритьё, завтрак, медитация в тронной позе, ванна — в таком вот порядке. Потом до обеда я работаю у себя в кабинете, делая перерыв для короткой прогулки с женой вдоль озера… Второй завтрак у нас около часа, и в 13:30 я вновь сижу за столом и непрерывно работаю до 18:30…»

Утро было наиболее насыщенной частью дня и для французского архитектора Ле Корбюзье. Проснувшись в шесть, он в течение 45 минут занимался ритмической гимнастикой, затем подавал своей жене Ивонне кофе, супруги вместе завтракали, после чего Корбюзье чертил, рисовал и проектировал. Рисунки не имели непосредственного отношения к архитектуре, хотя Корбюзье был уверен, что своим успехом обязан именно этим утрам, когда мог сосредоточиться на искусстве.

Американский писатель, классик жанра хоррор Стивен Кинг придерживается ежедневной нормы — 2000 слов, не делая исключений ни в праздники, ни в свой день рождения. За рабочий стол «король ужасов» садится около 8:00 — 8:30, иногда успевает сделать дневную норму к 11:30, но чаще требуется больше времени — до 13:30. Зато день и вечер свободны — можно читать, дремать, писать письма, общаться с родными и смотреть по телевизору матчи Red Sox. По его словам, работа писателя — тот же сон, требует определённого ритуала изо дня в день и полного погружения.

Подробности этих и других историй из жизни великих приводит Мейсон Карри в своей книге «Режим гения. Распорядок дня великих людей». Другое дело, что большинству из нас нужно каждое утро отправляться на работу, в офис, школьный класс или учебную аудиторию. Распространившаяся в пандемию «удалёнка» породила новый вид занятости — когда работать можно, оставаясь дома у компьютера, не снимая пижамы. В конце концов, дело не в том, где мы находимся, а как мы себя ощущаем. Попробуем же включить «режим гения» и начать управлять своим временем, жизнью и телом, — развиваться, самосовершенствоваться, творить и помогать другим.

back
up