09.08.21

Кино и война

Наш «человек с бульвара Капуцинов» найден поисковиками в ленинградском лесу, до войны он окончил курсы киномехаников в Новосибирске.

Мирослав Селевонюк «раскрывает» документ, пролежавший 80 лет в болоте.

Трое суток не спать

Мистер Фёст — «человек с бульвара Капуцинов» (справедливости ради, парижский бульвар назван в честь женского монастыря капуцинок), как мы знаем из одноимённого советского фильма, на рубеже ХХ века едет из Парижа в захолустный городок на Диком Западе, чтобы приобщать к синематографу ковбоев и индейцев. Нашему же герою предстояло показывать зрителям кино о Стране Советов, красивых людях и прекрасном будущем в декорациях войны…

Он лежал в канавке, присыпанный землёй, во временном, а значит, не учтённом захоронении, — одинокий человек, которого настигла смерть недалеко от штаба дивизии, где он служил. При нём нашли значок ГТО, монеты, инструкцию к киноаппарату и именной документ — удостоверение киномеханика. От высокой влажности и агрессивной среды за почти 80 лет корочки склеились, превратившись в единый монолит, так что прочитать их сразу не представлялось возможным. Поисковики, а обнаружил бойца питерский поисковый отряд «Опора», опустили документ в банку с водой, чтобы он не рассыпался в прах, и продолжили свою работу — искать, находить, поднимать и перезахоранивать тех, кто остался лежать на поле боя. В весеннюю «Вахту памяти — 2021» рядом с одиночным захоронением красноармейца отряд нашёл ещё две воронки с братскими захоронениями, так что работы предстояло немало.

Дело было в апреле, а в мае останки всех найденных бойцов передали с актами эксгумации для перезахоронения на мемориале «Синявинские высоты». И только в июле появилась возможность заняться документом, хранившимся в банке. За дело взялся поисковик отряда «Норд» Мирослав Селевонюк, имевший опыт в этом деле.

Всё, что осталось от удостоверения киномеханика П. Д. Гребен(ь)щикова.

— От корочек осталось 50 процентов с одной стороны и 20 — с другой. Я начал это всё раскручивать и разбирать иголками в воде вечером в воскресенье и только в три часа ночи смог прочитать. Проявились фамилия, номер удостоверения, когда и где выдано, — рассказывает поисковик со стажем Мирослав Селевонюк. — Квалификационное удостоверение механика Гребеньщикова П. Д. об окончании курсов киномехаников в Новосибирске в 1939 году. Дальше я стал искать информацию в интернете, нашёл фотографию этой школы — её на одном из сайтов разместила девушка в надежде найти подробности о своём родственнике. Я написал ей, и она прислала мне ещё фото, на котором также есть наш герой, — изображение размытое, побывавшее в подтоплении, но на нём чётко читались инициалы имени и отчества. В поисках мне помогали жена-историк и внук одного из бойцов, которого также нашли в весеннюю вахту. Методом отбора и работы с донесениями выяснили все данные красноармейца-киномеханика. Мы знаем его имя, отчество, фамилию — эти сведения размещены на ОБД «Мемориал». Мягкий знак после буквы «н» в удостоверении (Гребеньщиков) мог быть ошибкой, допущенной тем, кто заполнял документ. Но вряд ли в 1939 году в школе киномехаников в Новосибирске учились два человека с фамилией, отличавшейся только мягким знаком. Эта история всех нас вдохновила, я практически не спал три дня. Теперь бы ещё родственников найти.

Согласно спискам безвозвратных потерь, Гребенщиков Парфир Дмитриевич, 1907 года рождения, был призван Тогучинским РВК (Новосибирская область, Тогучинский район), последнее место службы — штаб 294-ой стрелковой дивизии; убит 3 сентября 1942 года, место захоронения — Ленинградская область, Мгинский район. В Тогучине его ждала жена — Анастасия Кондратьевна Гребенщикова. «Ведомости» уже сделали запрос в администрацию Тогучинского района — судя по возрасту, у красноармейца Гребенщикова могли быть дети. Есть надежда, что найдутся люди, которым будет важно узнать, где был найден и где похоронен их герой. Мы обратились также в Музей Новосибирска и совместными усилиями ведём поиск родственников и дополнительной информации об этом человеке. 

Праздник молодёжи и «Чапаев»

Кадр из художественного фильма «Чапаев» 1934 года.

Находка поисковиков неожиданным образом выхватила новый пласт и в истории самого Новосибирска. Школа киномехаников, действовавшая в нашем городе ещё с довоенной поры, оказалась белым пятном на плёнке времени. На ней вдруг стали проявляться подробности, лица, судьбы и шум времени — движение масс. На фотографии выпуска 1939 года в правом нижнем углу в виньетке можно увидеть портрет нашего героя с обрывком подписи: «Гребе…». Молодое красивое лицо, тёмные вихры волос, умный напряжённый взгляд. Это была уже 8-я группа курсов киномехаников звукового кино, обучались они с октября по июнь.

Парфир Гребенщиков — крайний справа во втором ряду снизу.

Новосибирская школа киномехаников начала работать в 1937 году в двухэтажном деревянном здании на ул. Журинской, 74, сообщает сайт «Новосибирск в фотозагадках». В декабре 1941-го школу потеснили курсы связи ОСО и автошкола, а с марта 1943-го здесь снова обосновались курсы киномехаников. Бессменным директором школы был Гильм Бадреевич Биходжин. Читаем в газетном объявлении 1940 года: «Новосибирские курсы механиков звукового кино производят приём на курсы подготовки киномехаников стационарных и передвижных установок от государственных, общественных и профсоюзных организаций. В основную группу с 7-месячным сроком обучения принимаются с образованием не ниже 7 классов; в подготовительную группу с 9-месячным сроком обучения — с образованием не ниже 5 классов».

Свидетельство об окончании Новосибирских курсов подготовки киномехаников, выданное Дмитрию Щепилову в октябре 1938 года. 

Интересно, что за год до основания Новосибирской школы киномехаников в стране прошёл масштабный кинофестиваль колхозной молодёжи. «Весной 1936 года деревенские юноши и девушки Российской Федерации участвовали в небывалом доселе действе — кинофестивале колхозной молодёжи. Решение об этом принял Секретариат ЦК ВЛКСМ 20 февраля 1936 года, — пишет Людмила Кузменкина, журналист и редактор сайта «Библиотека сибирского краеведения». — Впервые такое мероприятие придумала и организовала молодёжь Украины. Всем понравилось… Фестиваль колхозной молодёжи решили провести в двадцати республиках, краях и областях. В Западно-Сибирском крае намечено было охватить 35 районов».

Власти планировали решить сразу несколько задач: создать условия для широкого использования кино в целях коммунистического воспитания колхозной молодёжи; ознакомить колхозную молодёжь с лучшими кинофильмами Союза; наладить сельскую киносеть; привлечь внимание к ремонту и оборудованию сельских кинотеатров; улучшить работу кинопередвижек; укрепить лучшими комсомольскими силами состав киномехаников. Накануне фестиваля группа ответственных лиц проехала с проверкой и выяснила: кино до деревни ещё не дошло, «молодёжь находит единственный выход в пьянстве и драках». В фестивальной программе значилось 30 звуковых, 25 немых и 15 детских фильмов. Среди них: «Броненосец “Потёмкин“» (реж. Эйзенштейн), «Мать» (Пудовкин), «Обломок империи» (Эрмлер), «Семеро смелых» (Герасимов), «Юность Максима» (Козинцев и Трауберг), «Чапаев» (братья Васильевы); детские фильмы — «Будёныши» (реж. Григорович), «Разбудите Леночку» (Кудрявцева), мультипликационная звуковая комедия «Новый Гулливер» (Птушко) и другие. Копий картин катастрофически не хватало, и копировальные фабрики получили большой заказ. Попасть на кинофестиваль было непросто: собрание молодёжи в каждом колхозе выбирало самых достойных представителей — не только среди молодёжи, но и старшего поколения. Показ фильмов должен был проходить в районных центрах, где имелись звуковые кинотеатры. Фестиваль длился три-четыре дня, для людей подготовили жильё, питание, культурную программу.

Фильм «Подруги», 1935 год. После просмотра фильма на фестивале 70-летняя колхозница Ф. Н. Ламдьянова призналась: «…работала у кулака, никогда не училась и ничего не знала, посмотрев картины,… не могу успокоиться до сих пор, насколько правдиво сделано, и это надолго останется в моей памяти. Спасибо Советской власти и тов. Сталину…»

Перед началом сеансов показывали киножурналы — так жители Татарского, Тогучинского, Чановского, Чистоозёрного, Черепановского и Маслянинского районов посмотрели документальную хронику «Речь Сталина на съезде стахановцев», сельчане Купинского и Карасукского районов — научно-популярный фильм «Абиссиния», а делегаты Новосибирского района — хроникально-документальные фильмы «Речь Сталина на открытии метро» и другие. После сеансов устраивали дискуссии. Вот лишь несколько вопросов к обсуждению: «Почему есть разница между пиесой и картиной “Чапаев”?», «Были ли личные недостатки у Чапаева?», «Дойдёт ли наука до того, что будут превращать людей в невидимок?» — к фильму «Человек-невидимка».

В Новосибирске кинофестиваль колхозной молодёжи открылся 11 июня 1936 года в кинотеатре «Юнгштурм» (позже «Пионер», на левом берегу в это время уже работал первый звуковой кинотеатр «Металлист», построенный в 1934 году в форме кинокамеры). Среди гостей фестиваля были 48 стахановцев, 64 ударника, 2 орденоносца. Согласно инструкции ЦК ВЛКСМ, на кинофестиваль пригласили семерых стариков и двух старух. Кинотеатр украсили лозунгами, среди них и знаменитых ленинский: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». 65-летний колхозник из колхоза «Большевик» вспоминал: «Никогда в жизни я не видел кино. Картины… оставили неизгладимое впечатление. Теперь я понял, как неинтересно прожил свою жизнь при царе. Звуковое кино — большое достижение. Хотелось бы сейчас быть молодым и вместе с колхозной молодёжью строить наше социалистическое общество, новую колхозную счастливую жизнь».

В луче проектора

Выпуск Новосибирской школы киномехаников в 1948 году.

После такого фестиваля деятельность киноустановок и кинопередвижек в крае оживилась, появилось много энтузиастов, сама профессия киномеханика стала престижной. Не исключено, что Парфир Дмитриевич Гребенщиков был участником фестиваля, видел фильмы из списка лучших и загорелся стать одним из тех, кто несёт «волшебный мир» в массы. Иначе как объяснить, что в 31 год он решает изменить биографию, — в октябре 1938 года приезжает из Тогучина в Новосибирск и поступает на курсы киномехаников. Где он работал после окончания курсов — нам пока неизвестно, но сентябрь 1942 года киномеханик Гребенщиков встретил на подступах к осаждённому Ленинграду, в форме рядового красноармейца, в силу своей редкой профессии он наверняка был задействован по назначению — в минуты затишья показывал бойцам кино. Как писала в апреле 1945 года газета «Красное знамя»: «На войне хорошая кинокартина — большая радость, настоящий праздник для красноармейца. Полтора-два часа продолжается сеанс, а какую зарядку даёт он бойцам, какой приятный отдых приносит им».

— Служил ли наш герой при штабе стрелковой дивизии, или приехал туда на время, показывать кино, — непонятно. И вдруг их дивизию отправляют на прорыв, наперерез немцам, — говорит Андрей Федотов, аналитик организации «Помним всех поимённо», вместе с новосибирскими поисковиками он несколько лет строит часовни в самых «горячих точках» вдоль «Невского пятачка», где продолжают лежать тысячи не упокоенных бойцов. — Его нашли недалеко от штаба, в местечке Дом охраны, перед Синявинскими высотами. Это были наши тылы, откуда подвозили наши части. Он лежал один во рве, присыпанный землёй, на другой стороне дороги — две воронки: в одной 70 бойцов, в другой — 40. Почему его одного присыпали? Потому что штабной, а раз захоронение временное, значит нигде не учтено.

294-ая стрелковая дивизия в первые дни сентября 1942 года выступила с места сосредоточения и была введена в прорыв у села Гайтолово, где войска 8-й армии начинали наступление на Синявино. В тяжёлых боях дивизия несла большие потери, а затем, после попытки встать на пути наступавшей с севера группировки немецких войск, была окружена. В конце сентября остатки дивизии вышли из окружения там же, в районе Гайтолово, — из 7288 бойцов осталось 354.

Парфир Гребенщиков сгорел в пламени войны, как многие его современники, но оставался лежать там, где его настигла смерть, пока не пришли поисковики. Киноплёнка того времени была легко воспламеняющейся. С самых первых фильмов братьев Люмьер и Эдисона и до середины 1960-х её выпускали на основе нитроцеллюлозы. От любого нагрева и даже при ручной перемотке, она могла вспыхнуть, и тогда даже водой не затушить…

Луч кинопроектора выхватил из небытия историю, которая вспыхнула ярким светом, — жизнь богаче любого кино.   

Марина ШАБАНОВА
back
up