30.06.21

Покой им и не снится

Восемь премьер за сезон, чат-бот про Ромео, новая площадка в памятнике архитектуры и свой уникальный зритель — чем живёт самый молодёжный «Первый театр»?

Спектакль «Мультики» по одноимёному роману Михаила Елизарова.

Судьба кочевого театра одновременно и сладка, и незавидна: публика каждый раз обновляется, есть и свой постоянный зритель, меняющаяся обстановка не даёт артистам расслабиться, а декорации в дорожном фургончике быстро теряют первородный лоск. В мистический сезон под цифрой «13» самый подвижный из новосибирских театров снова сменил площадку — обживает клуб «Пуля» в ДК «Революция». К сожалению, «Первый театр», подведомственный региональному министерству культуры, так и не открыл для зрителей уютный зал в концертном зале «Евразия».

Самый молодой театр — возраст артистов от 22 до 30 лет и один постарше (Владимир Казанцев с вечно юной душой Городовичка) — кочует все свои тринадцать лет. Назвать нынешнее помещение, освободившееся после отъезда Учебного театра НГТИ, подарком судьбы — трудно. Нужен большой ремонт с перепланировкой, чтобы создать минимальный комфорт для зрителей — гардероб, буфет, туалетные комнаты. «Первый театр» со свойственным юношеству максимализмом готов был вложить собственные средства, но не тут-то было. ДК «Революции», известный как «Кобра», в подвале которого находится теперь «Первый театр», — памятник архитектуры регионального значения, — значит, без проекта и экспертиз не обойтись, а это миллионы. Одним словом, комфорт снова отодвигается на неопределённое время.

Премьерой спектакля «Теория счастья и свободы (практики неудачников)» открывался 13-й сезон. 

Театр продолжает творить и строить планы. 29 и 30 июня на новой сцене последняя премьера сезона — «Марьино поле» по одноимённой пьесе Олега Богаева в постановке художественного руководителя «Первого театра» Павла Южакова. И теперь в репертуаре театра есть своё пронзительное высказывание на тему Великой Отечественной войны.

Всего за тринадцатый сезон театр выпустил восемь спектаклей — по премьере в месяц, и это очень плодотворная работа.

Мистическая комедия «Марьино поле» по пьесе Олега Богаева, режиссёр — Павел Южаков, художник-постановщик — Николай Чернышёв, хореограф — Андрей Короленко. 

Как принимали зрители спектакли «Первого театра»? Продолжая цикл сторителлингов («рассказывание историй»), вслед за спектаклем о знаменитых учёных и их открытиях, театр выпустил серию «Про поэтов и людей» о поэзии Серебряного века, которую показывает в кабаре-кафе «Бродячая собака» — перекличку с легендарной питерской поэтической историей оценили завсегдатаи заведения и литературная публика. К юбилею первого полёта человека в космос театр сделал сторителлинг «108 минут» — показы прошли в Большом новосибирском планетарии и были приняты на ура школьниками. Кстати, цикл сторителлингов «Первый театр» осваивал специально для сотрудничества со школами и другими образовательными учреждениями, чтобы в простой и интересной форме рассказывать о важных вещах.

Директор Молодёжного драматического театра «Первый театр» Юлия Чурилова. 

— Сезон мы открывали премьерой спектакля «Теория счастья и свободы (практики неудачников)» Александра Андрияшкина и переживали, как примут этот экспериментальный проект, рассчитанный на продвинутую аудиторию, знакомую с современным искусством? Спектакль получился совсем не «высоколобым», а очень открытым, той самой прямой коммуникацией, которую может организовать только театр как вид искусства, — рассказывает Юлия Чурилова, директор Молодёжного драматического театра «Первый театр». — У нас был интересный опыт сотрудничества с программой «Разведёнки» телеканала ОТС, на спектакль пришли участницы этого шоу — они танцевали, общались с актёрами, чувствовали себя очень открыто. Есть зрители, которые приходят в шестой раз, чтобы получить опыт и свободу, которую даёт этот спектакль. Наша октябрьская премьера — «Мультики» по роману Михаила Елизарова — показала, что в Новосибирске есть читатели и поклонники современной литературы. Спектакль собирает мужскую аудиторию, редкую в театральном зале, это такое совпадение пацанской истории Елизарова плюс лофт «Подземка», где мы играем, с его аудиторией, прокаченной концертной музыкой. Кстати, в сентябре мы будем показывать «Мультики» на фестивале «Артмиграция» в Москве.

Под Новый год театр выпустил премьеру «Незнайка. Лунный эпизод», инсценировку для которой по роману Николая Носова написала драматург Екатерина Гилёва. Большой проект удалось сделать благодаря поддержке нацпроекта «Театр — детям» и гранта Союза театральных деятелей России за премию на фестивале «Арлекин» в номинации «Лучший спектакль» (спектакль «Тоня Глиммердал»). История только кажется знакомой, от любимого детьми Незнайки не осталось и следа, спектакль со сложным текстом, как говорят сейчас, «заходит» (находит отклик) подросткам, — категория 12+.

Помимо государственной субсидии из региональной программы «Культура» театр активно работает с дополнительными источниками. Осеннюю премьеру поддержал Фонд Прохорова, а в феврале увидел свет детский мюзикл «Меня удочерила Горилла» (6+) по книге шведской писательницы Фриды Нильсон с авторской музыкой и песнями Анны Морозовой. Премьера стала продолжением сотрудничества с фондом «Культурный город» и его проектом «Детки и предки», выпускающим спектакли для детей и юношества на средства Фонда Президентских грантов.

Остросюжетный детектив «Ромео и Джульетта» в постановке Алексея Золотовицкого. 

В апреле состоялась премьера спектакля «Ромео и Джульетта», и выяснилось, что зрители в зале не всегда знают, чем закончится «самая печальная повесть на свете».

— Оказалось, что про придуманных 400 лет назад персонажей можно рассказывать так легко, весело, остроумно, с шутками про смерть, что довольно неожиданно. Посмотрели мы на реакцию зрителей и изменили возрастной ценз — с 16+ понизили до 12+, — продолжает Юлия Чурилова. — Нам казалось, все эту историю знают, но в процессе работы актёры и режиссёр проводили мини-исследование: общались в чат-боте, куда звонят люди, которые хотят просто пообщаться по видеосвязи, днём это в основном молодёжная школьная аудитория. Так вот, интервьюируемые не знали, что это за сюжет.

В мае театр проводил «Лабораторию гендерных исследований», и теперь режиссёры Ангелина Мигранова и Родион Сабиров и драматург Ольга Тараканова размышляют на тему отношений мужчины и женщины в современном обществе, смены социальных ролей, что такое любовь — химия или необъяснимая магия, — а также о том, насколько изменились мы сами, и осенью мы увидим премьеру театра на эту тему.

Свой 14-й сезон «Первый театр» планирует начать в середине августа. И уже в сентябре порадует первой премьерой — фантастической историей по повести братьев Стругацких «Парень из преисподней» (12+) в постановке режиссёра Петра Зубарева. В детской афише театра уже есть его работа — спектакль «Лёля и Минька» (6+).

Марина ШАБАНОВА | Фото Валентина КОПАЛОВА и Виктора ДМИТРИЕВА
back
up