20.04.21

Эйфман-style: страсть, тело, душа

В НОВАТе родные братья восстали против отца-сластолюбца — в Новосибирске побывал с гастролями знаменитый Санкт-Петербургский Театр балета Бориса Эйфмана

балет

Отчаянная пластика солиста Олега Габышева в роли Дмитрия Карамазова

Мировые турне этого театра обычно расписаны на несколько лет вперёд. Критики называют его «психологическим русским балетом», где первооснова — эмоциональные движения души, страстно и технично проявленные в физике танца. Эйфман не ставит бесчисленные «лебединые озёра» — вот уже 44 года он рвёт классические шаблоны, соединяя известные литературные сюжеты с экспрессивной пластикой на стыке contemporary dance, акробатики и знаменитого со времён Айседоры Дункан танца модерн. Эйфман-style будоражит зрителя коктейлем из страстной хореографии, отчаянно рефлексирующих героев и кристально ясных символов-смыслов. Кстати, в советское время хореографа называли балетным диссидентом, а его спектакли — откровенной порнографией, но говорят, что партийные функционеры тайком, но с удовольствием ходили на его спектакли.

балет

Когда связь с отцом — страшнее паучьих пут. Алёша Карамазов — Дмитрий Фишер. Фёдор Павлович Карамазов — Константин Савченко

В Новосибирск балет Эйфмана привёз две постановки: «По ту сторону греха» — страсть и эмоции по роману Достоевского «Братья Карамазовы» и «Анну Каренину» — балет по первоисточнику Толстого. Новосибирские балетоманы сразу встали в очередь в билетные кассы НОВАТа, потому что знали: исследовательский потенциал сценического языка Эйфмана безграничен, а все внутренние горизонты будут расширены до полного коннекта с космосом.

— Расширяя возможности языка тела как средства познания внутреннего мира человека, мы представляем своё видение основных идей романа, — говорит Борис Эйфман. — Спектакль «По ту сторону греха» не только развивает традиции психологического балетного искусства, но и стремится выполнить другую, не менее сложную творческую задачу — создать пластический эквивалент гениально раскрытой Достоевским темы мучительного бремени разрушительных страстей, дурной порочной наследственности. Это попытка исследования истоков нравственной катастрофы Карамазовых, обращение к глубинной сущности «широкой» человеческой натуры, к тайнам жизни людских сердец, где «дьявол с Богом борется». Принципиально отказавшись от переноса на балетную сцену ряда сюжетных линий романа, я сосредоточился на погружении в раздираемые противоречиями души главных героев.

балет

Все символы в постановках Эйфмана предельно ясны и не нуждаются в дополнительных объяснениях. Это тот случай, когда форма равна содержанию.

«По ту сторону греха» — это вторая версия знаменитого балета Эйфмана «Карамазовы», премьера которого прошла в 2013 году на Новой сцене Большого театра во время фестиваля «Черешневый лес». Как пишут критики, второе обращение Эйфмана к роману о братьях Карамазовых далеко не самоповтор. В варианте 1995 года хореограф сделал акцент на семейной драме Карамазовых, в нынешней — на богоискательстве. Если Бога нет, то всё дозволено? Но чтобы зритель окончательно не погрузился в теософские размышления, Эйфман цепляет его на мелодраматический крючок, когда «цыгане шумною толпой», роковая красотка, сластолюбивый папаша и три сына, борющиеся с дурной наследственностью. И совсем необязательно покупать программку, чтобы по либретто следить за сюжетными ходами — каждый жест героев красноречив и безусловен как высказывание. И он рвёт зрительскую душу на части, чтобы в финале спектакля их соединить.

Выпускник Новосибирского хореографического училища Олег Габышев исполнял роль Дмитрия Карамазова. Его танец — это квинтэссенция русской души, мятеж, буря и терзания. «Я люблю эту роль и побаиваюсь её, — рассказал Олег Габышев за кулисами. — Это физически тяжёлая партия, она насыщена акробатическими моментами. Здесь важно грамотно распределить силы. Главная тема — тема любви: на что готов герой пойти ради любви. Волна должна пойти на зрителя. Вопросы вседозволенности, преступления и наказания, даже кусок из «Бесов» — всё здесь есть, вся выжимка из Достоевского».

Работающие в НОВАТе люди рассказывают, что, когда балет Бориса Эйфмана приехал в Новосибирск на очередные гастроли, вчерашнего выпускника Олега предупредили: ну, готовься, Эйфман тебя точно заберёт — фактура ему нужная. Эйфман, конечно, Олега Габышева «забрал». Потому что у него в труппе работают олимпийские боги — высокие и очень красивые люди. «В Новосибирске я провел всё детство, у меня здесь была первая работа, первая школа, — продолжает солист. — Целый год работал в НОВАТе. Но потом судьба позвала меня в Санкт-Петербург. Сейчас возвращаюсь сюда с чувством волнения и трепета. В спектакле “По ту сторону греха” я исполняю партию Дмитрия Карамазова, старшего из братьев. Это образ сильного мужчины, готового на всё ради женщины. А в “Анне Карениной” я танцую Вронского».

балет

Роковая Грушенька в исполнении Марии Абашовой

Грушенька Бориса Эйфмана — роковая красотка как она есть: в красном платье, с красной помадой, с пластикой страстной жрицы из храма Афродиты. «Каждый взгляд, каждый жест, немножко взгляд с поволокой — она красотка и знает это, — рассказывает о своей героине прима-балерина Мария Абашова. — Но я могу сказать, что Борис Яковлевич настолько филигранно поставил хореографию, что, даже если ты, может быть, посмотришь не туда, зрителю не будет это видно, потому что по движениям, по жестам я всё равно остаюсь роковой женщиной».

В балете «Анна Каренина» Мария Абашова исполняет главную роль — женщину, у которой прервалась связь с душой. «Мне очень жаль мою Анну Каренину, — сказал в одном из интервью “Российской газете” Борис Эйфман. — Жизнь стала для неё невыносимой. Любя сына, потерять материнскую сущность — это страшно. У неё был выбор. Она прекрасно понимала, что две её любви несовместимы. И выбрала Вронского. Что сближает наше время с позапрошлым веком? Это вечные проблемы женщины, матери. Есть какие-то категории, которые всё же из института семьи не исчезли. Перешагнуть через ребёнка, перешагнуть через то, что есть божья мораль, — это всё-таки мотив, над которым не перестаёшь думать. Она погибла не потому, что потеряла мужчину. Это трагедия переродившейся женщины, ставшей существом дьявольского мира».

балет

Сцена в тюрьме. Грушенька навещает Дмитрия Карамазова.

«Со сценой Новосибирского театра я познакомилась ещё совсем юной, — продолжает разговор Мария. —  В первые годы моей работы в труппе я приехала сюда и должна была танцевать премьеру “Русского Гамлета”. Но тогда что-то случилось с партнёром, и не вышло. А сейчас мы соскучились по сцене из-за пандемии, тем более такой шикарной, большой и натанцованной. Мы счастливы здесь выступать».

балет

Три брата, три судьбы, три в одном. Дмитрий Карамазов — Олег Габышев, Алёша Карамазов — Дмитрий Фишер, Иван Карамазов — Сергей Волобуев

Алёша Карамазов в исполнении Дмитрия Фишера — это нежность, поцелуй Бога и прощение. А Иван в прочтении Сергея Волобуева — «горе от ума», путь мысли, жар отрицания и страстные поиски божественного начала в себе. «Вопросы в том, как любить и почему нужно любить, — размышляет Сергей Волобуев. — Для чего нам дана такая возможность: любить не только себя, но и своих родственников, и ближнего своего. Я думаю, что это тоже будет раскрываться в спектакле как основная тема. Я думаю, каждому будет приятно ощутить нашу любовь».

Боги танца определённо сошли на нашу сцену в эти весенние дни. Невероятный полёт духа. Страсть, любовь и поиски Бога в контексте всем известной «семейной драмы». Человеческое тело как яростное высказывание. Спасибо.

Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Виктора ДМИТРИЕВА и Густаво ЗЫРЯНОВА

back
up