Я в доле
Что такое «гонорар успеха», каким может быть его размер и зачем клиенту делиться деньгами с адвокатом?
Год назад вступили в силу изменения в закон об адвокатской деятельности и адвокатуре, согласно которым «размер выплаты доверителем вознаграждения ставится в зависимость от результата оказания адвокатом юридической помощи». Проще говоря, если у клиента нет достаточного количества средств на судебные издержки, он может предложить адвокату защищать его интересы, чтобы тот впоследствии мог получить свою долю от выигранной по делу суммы.
У «гонораров успеха» в России репутация неоднозначная. Высшие суды государства не раз меняли свою позицию по отношению к такой форме вознаграждения, то признавая её, то отвергая.
Насколько востребована она оказалась, будучи окончательно узаконенной?
/12-kukushkina.jpg)
— Не буду отрицать, что прямое упоминание возможности получения «гонорара успеха» в законе, пусть и только в законе об адвокатуре, существенно упрощает применение этого условия, поскольку его так или иначе легализовали на законодательном уровне, — говорит начальник юридического направления компании «План Б» Елена Кукушкина. — При этом нельзя сказать, что после внесения изменений отношение к «гонорарам успеха» стало однозначным.
Эксперт отмечает, что условие о правомерности «гонорара успеха» коснулось только адвокатской деятельности. Что же касается юристов, не обладающих статусом адвоката, то этот вопрос в некоторых случаях до сих пор вызывает споры. Кроме того, при взыскании с проигравшей стороны «гонорара успеха» в качестве судебных расходов нередко возникают трудности. Есть случаи, когда суды отказывают в их взыскании по договорам, заключённым до 1 марта 2020 года.
По мнению Елены Кукушкиной, нужно отдельно говорить про отношение к «гонорарам успеха» при взыскании судебных расходов, про позицию по ним юристов и самих клиентов. В первом случае основные доводы противников «гонорара успеха» сводятся к тому, что условие договора не может ставить оплату в зависимость от решения суда: согласно Гражданскому кодексу РФ, плата по всякому возмездному договору производится за исполнение своих обязанностей.
— Однако условие о зависимости размера вознаграждения от судебного решения, на мой взгляд, изначально предвосхищает ошибочный вывод противников «гонораров успеха» об отсутствии связи между качеством, объёмом оказанных услуг и достижением определённого успеха в судебном процессе, — указывает Елена.
Юристы, отстаивающие правомерность условий о «гонорарах успеха», всегда исходили из того, что непризнание дополнительного вознаграждения в качестве суммы взыскиваемых судебных издержек означает ограничение свободы договора, отмечает эксперт. Гражданский кодекс прямо определяет, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
— Если же говорить об отношении клиентов к «гонорарам успеха», то очевидно, что наличие или отсутствие желаемого судебного решения является для них наиболее убедительной оценкой качества предоставленных услуг, — подчёркивает Елена Кукушкина. — Очень часто клиент сам заинтересован во включении этого условия, внутренне полагая, что в таком случае юрист будет больше нацелен на положительный результат.
По словам Елены Кукушкиной, чаще всего положение о «гонораре успеха» включается в соглашения по спорам, вытекающим из гражданско-правовых договоров, при оспаривании сделок, при налоговых спорах, в том числе на этапе досудебного обжалования проверок, а также по «комплексным проектам». Обобщая всё это, можно сказать, что на практике «гонорар успеха» целесообразен в тех спорах, где можно оцифровать сумму риска.
Для гарантии соблюдения прав юриста, берущегося за дело в такой ситуации, положение о «гонораре успеха» и условиях его выплаты в обязательном порядке должно включаться в договор или соглашение, заключаемые с клиентом. Главное, чтобы это положение позволяло однозначно определить размер гонорара и результат оказания услуги, который обусловливает выплату гонорара. В подобных соглашениях нельзя допускать двусмысленности, подчёркивает Елена Кукушкина: условия соглашения должны быть понятны как его сторонам, так и впоследствии суду.
Кроме того, юрист должен быть уверен в фактической возможности клиента выплатить «гонорар успеха». Поскольку, как правило, речь идёт о более крупных суммах, нежели стоимость услуг, оплачиваемых вне зависимости от результата. В этой связи соглашение может предусматривать рассрочку оплаты гонорара. Хотя адвокатские правила не предусматривают выплату «гонорара успеха» авансом, на практике подобные случаи встречаются, отмечает юрист.
Каким может быть размер такого гонорара?
— Как правило, он устанавливается в процентном соотношении от размера удовлетворённых требований клиента или от размера требований к клиенту, в удовлетворении которых было отказано, — поясняет Елена Кукушкина. — Но база для определения размера «гонорара успеха» может определяться и иным способом — главное, чтобы расчёт вознаграждения был понятен и клиенту, и юристу.
В связи с тем, что споры относительно разумности размера «гонорара успеха» не являются редкостью, юристы предупреждают клиента, что взыскание в качестве судебных издержек с другого лица «гонорара успеха» в размере, установленном договором, не может быть гарантировано.
Татьяна Малкова | Иллюстрация Александра ПАВЛОВА