23.03.21

А ты записался на ТО?

Депутаты заксобрания акцентировали внимание на проблеме неготовности региона к прохождению техосмотра транспортных средств по новым правилам

С 1 по 15 марта технический осмотр прошли 3 911 транспортных средств.

Период с 2012 года, когда в России были изменены правила технического осмотра транспортных средств, а функцию контроля и надзора за техническим состоянием транспорта забрали у ГИБДД, полноправно можно было считать «вольницей» для владельцев личного автотранспорта. Процедура техосмотра превратилась в фикцию, а заветными диагностическими картами, без которых нельзя было получить полис обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), напропалую торговали страховые агенты. Правительство России изменило правила проведения техосмотра — обновления вступили в действие с 1 марта 2021 года.

Обязательно для всех

Главное, что нужно знать о новых правилах техосмотра, — теперь он становится обязательным для всех. По данным начальника ГИБДД ГУ МВД по Новосибирской области Андрея Маерчука, на начало 2021 года в регионе было зарегистрировано почти 1 миллион 187 тысяч автотранспортных средств, и за последние 9 лет примерно 80% из их владельцев покупали диагностические карты исключительно для оформления ОСАГО, даже не заезжая в сервис.

Также из новшеств можно отметить обязательное фотографирование автомобилей при заезде в технический сервис и выезде из него. Эти фотографии, на которых отчётливо должны быть видны марка, цвет и регистрационный номер авто, будут заноситься в электронную базу данных ЕАИСТО. Координаты автомобиля в момент съёмки обязаны совпадать с координатами пункта техосмотра из реестра аккредитованных операторов. Так проверяющая сторона сможет удостовериться, что машина действительно проходила техосмотр в указанном сервисе в указанное время. Все сделанные фотографии должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью.

Нарушителей процедуры прохождения техосмотра будут штрафовать. Водителям, купившим диагностическую карту, которая не проходит по единой автоматизированной информационной системе техосмотра (ЕАИСТО), придётся раскошелиться на 2 000 рублей, а за выдачу диагностической карты без проверки автомобиля предусмотрен штраф от 5 тысяч (для физического лица) до 300 тысяч рублей (для юридического).

Техосмотр теперь стал обязательным для всех.

Ситуация тревожная

На заседании комитета заксобрания по транспортной, промышленной и информационной политике новые правила техосмотра стали темой горячей дискуссии. Из-за коронавируса до 1 октября 2021 года продлевается действие диагностических карт, срок действия которых заканчивался с 1 февраля по 1 апреля этого года, но, по убеждению депутатов, даже эта отсрочка не сильно спасёт ситуацию. Основных причин две — традиционный «авось», а также те самые 9 лет «вольницы», которые не прошли бесследно. По словам Андрея Маерчука, в регионе существует 108 пунктов технического осмотра (ПТО), большая часть — в Новосибирске, из которых 99 лицензировано. Техосмотр автобусов можно провести в 56 ПТО, из них 48 имеют право на деятельность. При этом в 7 сельских районах области — Баганском, Болотнинском, Венгеровском, Северном, Усть-Таркском, Убинском и Каргатском — ПТО отсутствуют, а в Карасуке пункт есть, но не лицензирован на проведение техосмотра.

• С 2021 года полное освобождение от необходимости проходить технический осмотр получили автомобили младше 4 лет.
• Владельцы автомобилей в возрасте от 4 до 10 лет обязаны проходить техосмотр один раз в 2 года.
• Автомобили старше 10 лет и машины такси до 5 лет должны проходить процедуру техосмотра ежегодно — как и мотоциклы, прицепы, полуприцепы и грузовой транспорт массой до 3,5 тонны.
• Каждый год на техосмотр обязали ездить автобусы, грузовики массой свыше 3,5 тонны и учебные автомобили до 5 лет. Если возраст этих машин или автомобилей такси будет превышать 5 лет, то техосмотр им полагается проводить уже раз в полгода.

 

— Получается, что автовладельцам из Карасука нужно за 100 с лишним километров ехать либо в Купино, либо в Кочки. А какие дополнительные расходы понесёт автотранспортное предприятие — ведь автобусы, которые перевозят людей, по-прежнему должны проходить осмотр два раза в год, — отметил заместитель председателя заксобрания Валерий Ильенко. — Но это ещё полбеды: за последние годы во многих ПТО просто износилось оборудование, зачастую оно не соответствует современным стандартам. А техническое переоснащение стоит дорого. Ситуация тревожная, к концу лета она может стать взрывоопасной.

Кстати, с 1 по 15 марта, когда сотрудники ГИБДД начали работать на пунктах техосмотра, ТО прошли 3 911 транспортных средств, из которых 3 788 признано исправными. Из 30 автобусов исправны оказались 18.

В Новосибирской области работают 108 пунктов технического осмотра (ПТО), большая часть — в Новосибирске, из которых 99 лицензировано.

Что же делать?

Главное — не тянуть с прохождением техосмотра. По статистике ГИБДД видно, что за первые полмесяца в сутки осмотр проходили около 260 автотранспортных средств по всей области. А по оценке депутата Владимира Анисимова, при существующем количестве транспорта и ПТО ежедневно инструментальное обследование в течение года должны проходить в каждом из пунктов порядка 50 автомобилей в сутки. Наши расчёты показали цифры порядка 35–37 авто на один ПТО, что также очень много. В большинстве пунктов техосмотра один, максимум два стенда, полный осмотр должен занимать около полутора часов, и даже при 12-часовом режиме работы в означенные цифры не уложиться. Так что нужно заниматься этим уже сейчас, чтобы не доводить до аврала и проблем осенью.

Президент независимого некоммерческого союза «Автоэксперт» Николай Гутман считает, что сегодня готовность пунктов техосмотра к реформе довольно высока, порядка 92%, но проблемы действительно есть. Это и сложности в доступе к ЕАИСТО, и несоответствие нормам ряда помещений и оборудования, и низкая рентабельность оказания услуг. Резюмируя дискуссию, председатель комитета по транспортной, промышленной и информационной политике Майис Мамедов обозначил решение комитета:

— Предлагаем минтрансу в двухнедельный срок подготовить предложения для тех районов, где сегодня отсутствуют ПТО, после чего проведём выездное заседание комитета, чтобы на местах понять масштабы проблемы.

Виталий ЗЛОДЕЕВ | Фото Валерия ПАНОВА

 

back
up