26.02.21

Легко ли быть кошкой?

Детская сказка со взрослыми задачами в жанре мюзикла пополнила репертуар Новосибирского музыкального театра.

Кошка и Мальчик, их взаимоотношения — центральная линия спектакля. Алина Шайхеева и Анастасия Качалова.

Киплинг торжествует — независимые гордые кошки, гуляющие сами по себе, захватили мир, приручили пользователей соцсетей и хозяев квартир, а ещё, похоже, научили часть двуногих уважительному отношению к миру природы. Хотя проблема сосуществования и взаимопонимания человека с окружающим миром продолжает обостряться.

Премьеру мюзикла Владимира Баскина «Кошка, которая гуляла сама по себе» (6+) по мотивам рассказов Киплинга представили в Новосибирском музыкальном театре (НМТ). В фойе по этому случаю устроили потрясающую выставку детских рисунков на тему известной сказки. Премьера эта долгожданная — планировалась весной 2020 года, а состоялась 21 февраля. Поставил спектакль молодой режиссёр Василий Заржецкий, постановщик Санкт-Петербургского государственного детского музыкального театра «Зазеркалье». По замыслу режиссёра, это скорее философская повесть, чем сказка. «Конечно, детям будет интересно следить за взаимоотношениями Кошки и Мальчика, за дракой Тигра и Мужчины. Но я хотел поставить спектакль о том, чего нам всем так не хватает, — о взаимопонимании между людьми, об умении расслышать и увидеть проблему другого. Ведь сегодня главное не только обуть, одеть, накормить и занять своё дитя, нужно уметь понять, что с ним происходит, что его интересует, какие у него проблемы, и вместе, всей семьёй, попытаться их решить», — говорит режиссёр.

Декорации и видеопроекции превращают сцену то в джунгли, то в город с небоскрёбами.

Новосибирская «Кошка» — увлекательное путешествие в сказку со смыслом для всей семьи: дети заняты сюжетом и персонажами по полной программе (гаджеты отложены в сторону), тексты такие, что от души смеются и всерьёз задумываются взрослые. Семья, приручившая диких зверей, живёт то ли в зелёных джунглях, то ли в каменных. Мужчина (Никита Воробьёв/Александр Крюков) и Женщина (Наталья Данильсон/Яна Кованько), словно Адам и Ева, лет десять назад покинувшие рай. Кошка (Дарья Бочарова/Алина Шайхеева), получившая доступ в дом через дружбу с Мальчиком (Анастасия Качалова/Николай Литвинцев), не очень отличается от сегодняшних прирученных представителей семейства кошачьих. Многозначность трактовки только добавляет глубины: в городских джунглях неподдающаяся власти человека кошка — это нечто непонятное, враждебное, новое, но при добром к нему отношении и принятии способное стать «ручным». Так, обращаясь к Мальчику, поёт Кошка: «Ты думаешь, ты размышляешь! Мне нравится это в тебе! Ты мыслишь — а значит, гуляешь свободно и сам по себе! Ведь, по-моему, знаешь, по-моему, наша жизнь заключается в том, чтоб махать совершенно по-своему независимым диким хвостом!»

Весь мюзикл — череда запоминающихся номеров и музыкальных мотивов, дирижёр-постановщик спектакля Марк Певзнер расставил свои акценты в партитуре.

Декорации спектакля отсылают к картинам Анри Руссо и очень живописны.

Костюмы с непременными атрибутами вида напоминают модный показ — от полупрозрачных пластиковых костюмов людей, элегантных нарядов Кошки и Тигра до выразительных костюмов Шакала, Коня и Коровы. И как макушка айсберга цивилизации — броские вечерние наряды джаз-банды (хора) в духе золотой эпохи бродвейских мюзиклов. Художественный мир «Кошки» создавала художник-постановщик Елена Вершинина, в театре она оформила уже целый ряд спектаклей — «Ночь в Венеции», «Отпетые мошенники», «Мэри Поппинс», «Фома» и «Весёлая вдова». «Взаимодействие цивилизации и природы — одна из главных тем спектакля. Везде всё пакетируют, всё заматывают плёнкой. Вот и получается — пакетированная природа. Жизнь в современном мире — это, собственно, и есть джунгли. И это читается во взаимоотношениях между людьми и животными», — говорит Елена Вершинина.

Дикий Конь (Кирилл Бедарёв) и Дикая Корова (Марина Кокорева) снискали особую симпатию зрителей.

Достойна высокой оценки и выразительная хореография, над которой работал хореограф-постановщик Антон Дорофеев. Всё продумано до мелочей и выполнено актёрами мастерски, чего стоит брутальная осанка Тигра (Алексей Коновалов/Михаил Полубоярцев) на манер «всех порву» или грациозные повадки Кошки с прыжками-полётами. Человеку непросто овладеть повадками животных, а человеку быть интересным в окружении столь выразительных персонажей — ещё сложнее. Здесь у каждого своя неповторимая пластика. Манерный Конь (Андрей Алексеев/Кирилл Бедарёв), простоватая Корова (Елизавета Дорофеева/Марина Кокорева), изворотливый Шакал (Вадим Кириченко/Александр Лукан) и добродушный Пёс (Александр Бессонов/Александр Федотов).

На премьере новосибирского мюзикла собралась вся постановочная команда, включая композитора Владимира Баскина, известного новосибирскому зрителю по таким ярким спектаклям, как «Шведская спичка», «Одиссея капитана Блада», «Сирано де Бержерак» и «Средство Макропулоса». В основу сюжета, кроме собственно рассказа «Кошка, которая гуляла сама по себе», авторы либретто Галина Бухарина и Нонна Слепакова взяли несколько сказок Редьярда Киплинга. По их замыслу гордая независимая кошка готова поступиться своими принципами и защитить Мальчика от врагов, а люди, в свою очередь, становятся взрослей и мудрей рядом с теми, кого они приручили. История о том, как у тигра появились полоски, заимствована из рассказа «Как появился страх», а охота Тигра и Шакала за мальчиком отсылает к знаменитой «Книге джунглей». Тексты и музыкальные мотивы настолько заразительны, что, выходя из зала, зрители напевают, а дети пытаются повторить движения полюбившихся персонажей.

Марина ШАБАНОВА | Фото Дарьи ЖБАНОВОЙ

back
up