16.02.21

Легенда Пера Гюнта

Как один хороший спектакль, объединивший Норвегию, Италию и Сибирь, изменил театр и стал поводом для актёрского марафона и life-концерта.

Казалось бы, где Норвегия и где Сибирь?! Что общего между норвежским фольклором и российской действительностью?! История, написанная полтора столетия назад, оказывается весьма актуальной сегодня. Пер Гюнт приходит к нам, чтобы рассказать о тех путях, по которым неизбежно проходит обычный человек, встречая на перекрёстках судьбы искушения, теряя частицы своей бессмертной души или возможность остаться человеком — быть самим собой.

Время написания пьесы «Пер Гюнт» — 1867 год, место — Италия, от национального романтизма и увлечения норвежским фольклором Генрик Ибсен приходит к индивидуализму, он делает акцент на слабости и половинчатости реального человека, идущего по пути компромисса. Пер вырос на сказках матери: то ли человек, то ли персонаж, он идёт по пути своих желаний — странная личность, противопоставившая себя обществу. Но ведь никто из нас не чувствует себя частью массы, каждый ищет собственный путь. «Пер Гюнт» — история, которая неожиданным образом рассказывает человеку самое сокровенное о нём самом. Кто ты? И куда ты идёшь? Что светит тебе в дальнем лесу твоей памяти? Доволен ли ты собой, готов ли быть собой — два полюса существования. «Будь доволен собой», — убеждают Пера тролли в пещере горного Короля. «Где ты был самим собой?» — спрашивает Пуговичник, грозя «переплавить» его душу на пуговицу.

Огромная туша Оленя на сцене, из которой рождается человек — нагой, открытый миру, очарованный сознанием волшебства. Почему этот фантазёр и волшебник пускается во все тяжкие? Освобождаясь из кожи мифа, он остаётся в его плену. Скачет по отвесным скалам, пляшет в диком танце, не принятый общиной; ворует чужую невесту и изгоняется из родной деревни; покидая больную мать и возлюбленную, странствует по миру, тонет в пучине бед и возвращается, чтобы обрести наконец покой. Или нет? Пока жив человек, поиск самого себя продолжается, а значит — нет покоя и вопросы неизбежны.

Так один из путей бесконечного возвращения тысячеликого героя — история знаменитого норвежца Пера Гюнта — рисует в воображении бесчисленное множество миров. В этом магия остросюжетной пьесы Генрика Ибсена и такой узнаваемой музыки Эдварда Грига. Трудно представить, что показать это можно на небольшой сцене «Старого дома». Итальянская команда постановщиков взялась за работу над спектаклем-путешествием вслед за «Трилогией: Электра. Орест. Ифигения в Тавриде» (2012 г.) и в конце февраля 2014-го представила новосибирцам спектакль, ставший отправной точкой новой истории театра. Так был задан вектор — стремление к эксперименту и особой ансамблевой слаженности, чем сегодня известен «Старый дом».

Режиссёр Антонио Лателла пьесу Ибсена прочитал в подростковом возрасте и был очарован ей; став режиссёром, много лет мечтал поставить спектакль и, увидев в «Старом доме» Анатолия Григорьева, понял, что это и есть Пер Гюнт. Сам Григорьев признавался, что, работая над ролью, открыл в себе много общего с героем — вероятно, от того пластика, которую демонстрирует драматический актёр, становится утончённым танцем души и тела. Эта роль принесла ведущему актёру театра настоящую известность, о чудесах спектакля говорили даже далёкие от театра люди. Драматург Розалинда Далиси совместно с режиссёром, чтобы усилить впечатления от странной судьбы главного героя — его актёрской природы, — создали вариацию двух последних актов поэмы Ибсена. Миры и фантазии Пера Гюнта воплощала художник Грациелла Пепе, особую пластику актёры осваивали под руководством хореографа Франческо Манетти, ассистентом режиссёра стала наша Анна Зиновьева.

Здесь всё совершенно и оправданно: и Голос природы — персонаж с оленьими рогами (Альбина Лозовая), и искуситель-спаситель Мефистофель (Тимофей Мамлин), и бесконечные превращения матери Осе в девушку Сольвейг и обратно (Лариса Чернобаева), и общинные сборы с женскими сущностями, и качка на корабле, когда люди бьются о стены, раскачивая этот мир… За шесть лет через спектакль прошли все новобранцы труппы, лучшие задержались надолго, взяв этот профессиональный Эверест. Новосибирский «Пер Гюнт» пользуется заслуженной любовью зрителей, вошёл в список лучших спектаклей России по версии фестиваля «Золотая Маска», стал дипломантом Международного театрального фестиваля «Откровение». И если по проишествии стольких показов он продолжает оставаться мощным, живым, энергичным действием, каким же он был в начале пути?!

21 февраля Анатолий Григорьев отправится в путешествие в образе Пера Гюнта в 55-й раз, и снова артисты, пробираясь прямо по рядам, зададут зрителям такие непростые вопросы: кто ты и зачем ты здесь? Маленький, но гордый юбилей «Старый дом» отпразднует актёрским марафоном «Без дистанции»: артисты, занятые сегодня в нашумевшем «Пере Гюнте», представят публике свои творческие проекты и посвятят их любимому спектаклю.

19 февраля, в 18:30, Ян Латышев (Мас Мон и Повар) выпустит поэтический спектакль «Калейдоскопы», а в 21:00 Тимофей Мамлин (Мефистофель) представит свою пьесу «Могильщики», режиссёр читки — Олеся Соколова.

20 февраля, в 17:00, Анатолий Григорьев сыграет моноспектакль «Фраг», а в 20:00 театр приглашает на читку второй пьесы Тимофея Мамлина «Фараон мёртв» (режиссёр читки — Мария Куриленко).

В тот же день, 20 февраля, в 22:00, в завершении актёрского марафона состоится феерическое коллективное действо «Эверест 9050» — life-концерт от артистов театра «Старый дом». В музыкальной программе впервые на сцене «Старого дома» прозвучат 15 песен, которые написали и исполнят Александр Шарафутдинов, Тимофей Мамлин, Наталья Серкова, Анатолий Григорьев, Александр Вострухин и Виталий Саянок.

Марина ШАБАНОВА | Фото Фрола ПОДЛЕСНОГО

back
up