20.09.24

Новые шахматы

Что такое киберспорт, как стать киберспортсменом и сколько на этом можно заработать?

Общий призовой фонд лиг QUAZAR.GG и «Киберпатриот» в сезоне 2024/25 составит 3,57 млн рублей. 

В последние годы киберспорт стремительно завоёвывает популярность по всему миру, становясь неотъемлемой частью современной культуры. Этот вид спорта, который включает в себя соревнования по видеоиграм, привлекает миллионы зрителей и участников, создавая новые возможности для профессионального роста и развлечений. Новосибирская область не только не игнорирует развитие современного направления, но и во многом преуспевает.

Недавно мы рассказали о том, что сборная региона стала серебряным призёром Кубка России по компьютерному спорту — новосибирцы из команды QUAZAR x 44 стали вторыми в дисциплине «тактический трёхмерный бой». Многие удивятся, узнав, что столь значимое достижение — не самая престижная точка в истории местных команд! Председатель Новосибирского областного отделения Федерации компьютерного спорта России Павел Ревердатто рассказал, о том, как живёт киберспортивное сообщество региона.

Вопреки стереотипам
ЦИФРА

30–50

тысяч рублей составляет средняя зарплата начинающего профессионального киберспортсмена..

Психолог по образованию, Павел Ревердатто долго работал в ИТ и занимался бизнесом. Со временем он понял, что хочет заниматься чем-то общественно полезным и важным. Именно эти мысли привели его в ряды тех, кто стоял у истоков киберспортивного движения в Новосибирской области. Самым сложным в начале пути было убедить людей в том, что это действительно спорт. Многие не видят различия между обычной игрой в компьютер (геймингом) и серьёзными занятиями киберспортом. Сейчас влияние стереотипов снижается, но некоторые люди до сих пор уверены, что компьютерный спорт — это всегда лишь пустая трата времени, которая, к тому же, вызывает проблемы с психикой и контролем агрессии. Разумеется, всё это далеко от истины. Стоит напомнить, что в России киберсоревнования официально признаны видом спорта с 2016 года. Этот статус сам по себе намекает на ошибочность суждений о бесполезности и вреде этого занятия. Вопреки общему мнению, занятия киберспортом подразумевают развитие дисциплины, навыков командного взаимодействия, реакции, стратегического мышления и даже физических качеств спортсменов. Действительно, матчи требуют от спортсменов собранности, ясности ума и быстрой реакции на события. Кибератлеты проводят командные тренировки с наставником по строгому расписанию, уделяя много времени тактическому анализу матчей. Игроки строго следят за режимом сна, питанием, физической формой, также стараются избегать вредных привычек, ведь непрофессиональное отношение может отразиться на их состоянии.

Боевая слава

Несмотря на официальное признание, в перспективность этого направления в качестве полноценного вида спорта верили не многие. В первое время киберспортивное движение в регионе развивалось на энтузиазме тех, кто этим «горел». Как ни странно, пандемия ковида притормозила темпы развития цифрового спорта — большинство серьёзных соревнований проводятся в очном формате. Тем не менее явным плюсом стало то, что спортсмены могли упорно тренироваться и наращивать кондиции. Первый серьёзный успех пришёл в 2022 году, когда новосибирские спортсмены завоевали Кубок России по компьютерному спорту и получили право представлять нашу страну на чемпионате мира в Индонезии. Тогда главный кубок страны в дисциплине «тактический трёхмерный бой» (игра Counter-Strike) официально проводился впервые — это сделало трофей особенно ценным. Приехав на чемпионат мира, наши спортсмены продемонстрировали высокий уровень мастерства, одержав пять побед в квалификационном турнире и войдя в восьмёрку финалистов. Затем новосибирцы обыграли Аргентину и Северную Македонию. В матче за выход в гранд-финал наши киберспортсмены уступили сборной Монголии. В дополнительном матче новосибирцы проиграли македонцам, которые в итоге и стали чемпионами, а серебро досталось сборной Монголии.

Кузница талантов

Неудивительно, что точка наивысших достижений новосибирских кибератлетов совпала с началом активной вовлечённости министерства физической культуры и спорта Новосибирской области в развитие этого направления. Яркие выступления команды QUAZAR пришлись на осень и зиму 2022 года, а в июле школа олимпийского резерва по стрелковым видам спорта открыла отделение компьютерного спорта, которое стало первым в своем роде во всей России. В региональном минспорте поняли, что занятия под руководством опытных тренеров станут хорошей альтернативой бесконтрольным играм в домашних условиях и позволят быстрее набрать навыки для достижения высоких спортивных результатов. Важно обратить внимание, что на тренировках в спортивной школе олимпийского резерва проводятся занятия по общей физической подготовке киберспортсменов. Двери секции открыты для юных атлетов с 12 лет.

Несмотря на имеющиеся успехи в популяризации киберспорта, для большинства людей он остается чем-то далёким. Если у живущих в Новосибирске ребят есть хоть какие-то шансы попасть на киберспортивное отделение ШОР, то как ребятам из небольших посёлков и деревень приобщиться к этой культуре — непонятно. Новосибирское областное отделение ФКС России ведёт планомерную работу в этом направлении!

В 10 районах и населённых пунктах Новосибирской области активно ведётся деятельность, которая со временем позволит развивать там киберспорт:
  • Бердск
  • Искитим
  • Куйбышевский район
  • Коченёвский район
  • Сузун
  • Обь
  • Краснозёрский район
  • Колыванский район
  • Кольцово
  • Убинский район

Кроме того, местная лига компьютерного спорта проводит соревнования для школьников и команд из колледжей и университетов. Это значительно расширяет доступность киберспорта в регионе и позволяет открывать новых звёзд. Интересно, что именно в Новосибирской лиге начинал свой путь Денис Сигитов, известный в киберспортивном мире под псевдонимом Larl (Ларл). Вместе с командой НГУЭУ он стал первым обладателем главного трофея лиги в игре DOTA-2. Сегодня юноша выступает за одну из сильнейших команд в мире — Team Spirit («Тим Спирит»), в составе которой в 2023 году он стал победителем самого престижного в мире турнира по киберспорту The International («Интернешнл»). По данным сайта dota2.ru, спортсмен 2002 года рождения заработал за свою карьеру 1 604 376 долларов.

Пилотом можешь ты не быть…

Павел Ревердатто уверен, что компьютерный спорт развивает у молодёжи важные черты и качества личности. Командная работа, дисциплина и самоконтроль, стремление к развитию, справедливая игра и уважение соперников, лидерство и эмоциональная устойчивость — лишь некоторые из качеств, которые в своих подопечных взращивают тренеры киберспортивных дисциплин. Главный девиз местной лиги компьютерного спорта — «Играй с честью!». Спортсмены должны не только честно добиваться победы, но и не терять лицо, когда удача отворачивается от команды. В лиге запрещены любые виды оскорблений и дискриминации. Ещё один важный шаг в укреплении положительного влияния компьютерного спорта — проект «Киберпатриот», который стал изюминкой в проведении соревнований среди учащихся школ, ссузов и вузов. Суть проекта — привнести элемент воспитания патриотизма в соревнования по компьютерному спорту. Турниры проводятся в двух дисциплинах: «боевая арена» (DOTA-2) и «тактический трёхмерный бой» (CS: GO). Каждый месяц, перед началом следующего тура, организаторы информировали участников турнира о возможности выполнения специального задания, при его успешном выполнении команда получала определённые бонусы и поощрения. К каждому туру было приурочено выполнение задания, символизирующего одно из качеств, присущих понятию «честь». Задания были самыми разнообразными — ребята называли свои команды в честь великих полководцев России, ходили на патриотические мероприятия, посещали экскурсии. Участниками проекта стали более 1 500 школьников.

Председатель Новосибирского областного отделения ФКС уверен, что, несмотря на внушительный уровень развития, киберспорт находится в начале долгого пути. Помощь правительства региона, несомненно, помогает двигаться вперёд, но своего расцвета компьютерный спорт достигнет тогда, когда родители, руководители спортивных организаций и спонсоры поймут, что «новые шахматы» пришли в нашу жизнь всерьёз и надолго.

КСТАТИ
Россия стала первой страной в мире, которая признала киберспорт. Это произошло в 2001 году, однако в 2006 году компьютерный спорт был исключён из списка официальных видов. Повторное включение компьютерного спорта в реестр произошло лишь спустя 10 лет.
Александр СОЛОМЕННЫЙ | Фото из архива лиги «QUAZAR.GG»
back
up