20.05.24

Юмор, дамы и вендетта

В Новосибирском театре кукол прошла премьера необычной постановки «Былое и дамы», основанной на юмористических рассказах писательницы Надежды Тэффи

Это был не обычный спектакль и не простое чтение текстов — нечто среднее, получившее название «читакль». Надежда Тэффи (псевдоним Надежды Александровны Бучинской) была талантливой русской писательницей, известной своими юмористическими рассказами, психологическими миниатюрами, скетчами и бытовыми очерками.

В центре действия читакля — миниатюрная кукла, изображающая саму Тэффи, которая представляла зрителям героев её рассказов. Перед началом она, слегка утомлённо восседая на крышке пианино, предлагала зрительницам погадать на книгах. В полумраке, при свечах, никто не смог отказать себе в удовольствии узнать судьбу.После третьего звонка благодаря мастерству актрис начали оживать истории колоритных персонажей рассказов. Всего их было шесть.

В рассказе «Мой первый Толстой» тринадцатилетняя героиня, увлечённая чтением «Войны и мира», настолько глубоко погружается в роман, что воспринимает князя Андрея Болконского как свою первую любовь. Девочка ревнует его к однокласснице, которая также любит роман Толстого, негативно относится к солдатам, которые не спасли князя. Она отчаянно пытается влиять на ход событий в романе и надеется, что при новом прочтении Болконский окажется жив. Но этого не происходит…

Исполнительницы перевоплощались в разных дам — смешных, капризных, плаксивых, раздражённых. Рассказы Тэффи повествовали о первой юношеской любви и переживаниях, страстных романах и «Вендетте». Анета Лиросова узнаёт, что ухаживающий за ней Мишель Серебров изменяет ей с актрисой Удаль-Раздолиной. Эта ситуация неверности и обмана становится отправной точкой для раскрытия темы ревности и жажды мести. Анета хладнокровно разоблачает измену, а затем демонстративно уничтожает подарки (съедает вишню в шоколаде), предназначавшиеся любовнице. Поворотом ситуации становится тот факт, что у Анеты уже есть муж…

Финалом представления стал совет одной из героинь рассказов. Маргарита Николаевна, умная и опытная дама, даёт совет покинутой женщине, как справиться с предательством и изменой со стороны её возлюбленного. Она объясняет, что не стоит тратить время и деньги на попытки вернуть его, а лучше просто забыть о человеке, который не стоит её страданий.

Новый формат «читакля» предполагает камерную атмосферу, отсутствие «четвёртой стены» и тесное взаимодействие артистов со зрителями.

Между сценками Тэффи рассказывала истории из своей жизни, одной из которых стал выбор псевдонима. Он имел интересное происхождение:в поисках счастливого имени писательница решила использовать имя какого-нибудь дурака, ведь, как известно, дураки всегда счастливы. «И тут вспомнился мне один дурак, действительно отменный и вдобавок такой, которому везло, значит, самой судьбой за идеального дурака признанный. Звали его Степан, а домашние называли его Стэффи. Отбросив из деликатности первую букву (чтобы дурак не зазнался), я решила подписать пьеску свою “Тэффи”», — поделилась писательница.

В театрах кукол биографические спектакли и концерты становятся всё более популярными. Но обычно артист выступает как рассказчик, а куклы изображают персонажей. Здесь всё иначе — кукла ведёт вечер, представляя героев, а актрисы воплощают их образы на сцене.Новаторский формат позволил по-новому взглянуть на творчество Тэффи и окунуться в атмосферу ушедшей эпохи. Непринуждённая обстановка буфета, живая музыка и голоса актрис воссоздали дух ретро, когда под шелест страниц сборников рассказов оживали забавные истории светских львиц и их поклонников.

Елена ЯКОВЛЕВА | Фото Виктора ДМИТРИЕВА
back
up