19.12.25

Сакральный смысл

В Новосибирском художественном музее работает выставка, похожая на театральный проект, где атмосферу таинственности поддерживают свет, звук и запах

Выставка «Сны Сибири» — это путешествие в «детскую комнату» цивилизации, где юное человечество познавало мир через космогонические образы Природы, соразмеряя свою жизнь с годовым циклом. Кому-то искусство наших сибирских пращуров может показаться наивным, но уверена, в нём больше мудрости и сакрального смысла, чем в новомодных «поделках» от ИИ. Новосибирский художественный музей вместе с Фондом развития науки и культуры «Таволга» дал возможность горожанам погрузиться в аутентичный сибирский сон, где сновидческую атмосферу поддерживает театральная сценография музейного пространства, раритетные экспонаты подсвечены таинственным светом, а ирреальность обстановки усиливается специально подобранными ароматами.

— Когда я увидела эту экспозицию в московских залах, то сразу поняла — нужно везти «Сны Сибири» в Новосибирск, — призналась директор НГХМ Екатерина Болдырева. — На меня она произвела огромное впечатление. Наш обширный край — это не только полезные ископаемые, не только торговые пути с Востока на Запад, но ещё и богатейшие история и культура. Полтора года совместно с «Таволгой» мы готовили открытие этой сложнейшей выставки, на которой впервые представлены артефакты из Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН. Этот проект впервые в России объединил историю, археологию, современное искусство и передовые экспозиционные технологии.

Хранители «детской комнаты» цивилизации — дева-скиф и медведь.

Новосибирские этнографы считают, что проекту удалось синтезировать науку и магию, когда посетитель подключается к древним скифо-сибирским пространствам, где дуют жаркие степные ветра, а кочевник-скотовод — крохотная песчинка на ладони древнего мира — вытачивает из кости оберег с ликом божества или тотемного животного. Все артефакты и этнографические материалы, поданные на выставке с театральным размахом, связаны с духовным миром наших пращуров — сейчас мы называем это пространство «архетипами» и черпаем оттуда интуитивные знания и озарения. Как считает председатель попечительского совета Фонда развития науки и культуры «Таволга» Марина Бондарева, проект «Сны Сибири» — это про мечты, про разговор с собой, про диалог с большим и очень богатым краем.

Тотемные статуэтки завораживают грацией и магией.

В экспозиции собрано около 100 оригинальных экспонатов — археологических артефактов из федеральных и региональных музеев, а акцент сделан на культуре и искусстве древних народов лесной и лесостепной зон от Приуралья до Сибири. Среди экспонатов — культовые изображения и ритуальное оружие, копии тысячелетних стел и древние личины, которые до недавнего времени не покидали своих музейных убежищ. Кураторы выставки особо подчёркивают: в экспозиции есть несколько уникальных предметов, чья таинственность может поспорить с загадочностью Принцессы Укока! К примеру, тесинская погребальная маска с уникальным сохранившимся орнаментом, созданная более двух тысяч лет назад и обнаруженная археологами в Республике Хакасия, — настоящий шедевр, созданный во II веке до нашей эры.

Дзен-буддистские герои Даши Намдакова.

— Это самая первая известная нам маска, изготовленная подобным образом с высочайшим мастерством, — рассказал старший научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН Евгений Богданов. — До нас дошёл не только облик женщины, с лица которой был сделан слепок, но и раскраска, которая является совершенно уникальной. Благодаря этому мы можем представить, как выглядела женщина в момент погребального обряда. Чаще всего находят лишь обломки масок.

В диалог с прошлым на выставке вступает и всемирно известный сибирский скульптор Даши Намдаков, который в своём самобытном творчестве обращается к культуре коренных народов Сибири. Его герои идут по своему Пути — по дзен-буддистски стоически и философски принимая эту жизнь.

СПРАВКА
Проект «Сны Сибири» длится с 2022 года, вбирая в себя всё больше и больше участников и экспонатов и превращаясь в настоящее движение.
Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Валерия ПАНОВА
back
up