19.12.23

Волонтёры науки

500 школьников Новосибирской области стали научными волонтёрами благодаря проекту фонда «Образование»

15 декабря в центре «Точка кипения — Новосибирск» прошла конференция проекта «Школьники — волонтёры науки». На ней наставники, которыми стали школьные учителя, и их подопечные представили промежуточные результаты своей работы в рамках исследования экологической устойчивости почвы. В проекте принимают участие 50 наставников и 500 школьников.

Участники обсудили дальнейшие планы по развитию проектов с экспертами, научными сотрудниками Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН, Института почвоведения и агрохимии СО РАН. А ещё школьники под руководством наставников приняли участие в постерной сессии. Сложность заключалась в том, что любой желающий мог подойти и задать вопросы по информации, представленной на стенде, а его авторы доступным языком должны были рассказать о своих научных изысканиях. 

Майя Гичгелдиева, руководитель проекта фонда  «Образование»: 

— Очные конференции и форумы — важная часть любого проекта, который мы организуем. На таких мероприятиях ребята представляют друг другу и взрослому научному сообществу свои проекты и получают обратную связь, которая даёт основу для дальнейшего развития их научных изысканий. Важно, когда школьники начинают говорить на одном языке с взрослыми. На опыте мы убедились, что подготовка наставников — самый эффективный формат, направленный на вовлечение школьников в научную деятельность. Наши проекты построены в формате научного волонтёрства, когда задачу и экспертную поддержку осуществляют учёные, а ребята на практике пробуют себя в разных областях науки. Ребята как научные волонтёры помогают большой науке, а учёные и популяризируют свою деятельность, и взращивают себе будущих коллег.

Проект «Школьники — волонтёры науки» направлен на изучение экологической устойчивости почвы. Это очень важный показатель, от которого зависят плодородные свойства почвы, а также то, насколько быстро она будет разрушать и перерабатывать такие вредоносные для человека вещества, как пестициды. Один из фокусов работы — оценка влияния различных факторов на экологическую устойчивость почв в Новосибирской области. Общую тему проекта задали эксперты, но все команды выдвинули собственные гипотезы по улучшению показателей плодородия для этих почв.

Сергей Седых, руководитель проекта «Школьники — волонтёры науки» фонда  «Образование»: 

— Участники выдвинули гипотезы, и сейчас будут подтверждать их или опровергать на практике. Для этого школьные команды получили набор реактивов для выполнения четырёх разных экспериментов, каждый из которых поможет оценить различные активности бактерий в почве. По совокупности экспериментов участники определят биологическую устойчивость конкретного образца почвы.

Очень важно, что перед этим этапом юные исследователи получили возможность пообщаться с экспертами, которые помогли выбрать и более чётко сформулировать направление дальнейшей работы. Желаем удачи и с нетерпением ждём весеннюю конференцию, когда можно будет обсудить реальные результаты экспериментов. Возможно, впереди нас ждут научные открытия.

Проект «Школьники — волонтёры науки» реализуется Фондом «Образование» в рамках Всероссийского конкурса лучших региональных практик поддержки добровольчества (волонтёрства) «Регион добрых дел» в 2022 году. Партнёры проекта: РЦ «Альтаир» (ГАУ ДО НСО «ОЦРТДиЮ»), Институт химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН, Институт почвоведения и агрохимии СО РАН, МАУ ДПО «НИСО».

Фото Дарья Матвиенко
back

Материалы по теме:

12.04.24 Охотники на микробов

Приобщиться к науке и внести свой вклад в исследования учёных — такая возможность теперь есть у школьников Новосибирской области

up