Застрой без застоя
Что делать с нежилыми долгостроями в Новосибирской области и сколько их всего, разбирались депутаты заксобрания НСО при помощи Счётной палаты
Депутаты Вадим Агеенко, Дмитрий Козловский и Ашот Рафаелян.
В пяти минутах ходьбы от заксобрания на улице Кирова уродливым скелетом возвышается многоэтажный бетонный остов постройки, которая уже должна была стать бизнес-центром. Но если это произойдёт, то нескоро: месяц назад с давно уже замершей стройплощадки исчезло последнее напоминание о «бурной деятельности» — подъёмный кран. На редкость подходящая иллюстрация к вопросу, который вызвал оживлённое обсуждение на заседании комитета по строительству, ЖКК и тарифам. Аудитор Счётной палаты Василий Круковский рассказал о том, как в регионе выглядит картина по долгостроям капстроительства.
Если по жилым долгостроям дела более-менее пошли на лад и число обманутых дольщиков медленно, но верно сокращается, то по другим объектам всё довольно печально. Счётная палата насчитала в Новосибирской области 625 строящихся объектов, работы на которых в 2022 году не велись. И по ним надо что-то решать: или достраивать, или списывать, если завершение строительства окажется менее эффективным, чем отказ от него.
А объектов, которые продолжают строиться, но отстают от графика, тоже сотни. И минтранс, и минстрой не смогли выполнить в 2022 году планы по снижению их количества — а в эти списки входят и четвёртый мост через Обь, и реконструкция участка дороги К-21 в Маслянинском районе, и многое другое. Необоснованно были списаны производственные затраты на берегоукрепление реки Каргат, строительство спорткомплекса в Убинском и других объектов в городах и сёлах области.
Депутат Евгений Смышляев задал министру строительства вопрос ребром: какие же объекты в ближайшее время будут списаны или законсервированы для достройки? Алексей Колмаков пообещал за полгода определиться с первоочередными планами на списание, затем с теми, которые будут достраивать. «Объектов очень много, бюджет всё сразу не потянет», — добавил он. Депутат Дмитрий Козловский поинтересовался объёмом средств, который нужен на экспертизу всех долгостроев в области, напомнив, что на его округе только экспертиза нового корпуса больницы №34 обойдётся в 50 млн рублей. Министр такую цифру назвать не смог, сказав, что вопрос будет решаться только при наличии финансов — объекты для экспертизы отбираются исходя из возможностей бюджета.
— Ситуация в этой сфере никого не может удовлетворить, — прокомментировал председатель комитета Олег Подойма. — Сотни миллионов рублей подвешены из-за недостроев, и людям очень интересно, по какой причине. Ведь это бюджетные деньги, которые могли бы быть задействованы в социальных проектах и вообще работать на Новосибирскую область. Мы составили чёткий критерий отнесения объектов к незавершённым — есть основа, которая позволит нам определить динамику снижения количества таких объектов и зависших на них средств.
По мнению депутата, опыт работы с обманутыми дольщиками показывает, что изменение законодательства помогает решить строительные проблемы. А значит, есть способ разобраться и с нежилыми долгостроями.

— Представьте ситуацию — к вам пришли на объект и обязались за год возвести коробку. Не сделали ничего, а потом сказали: «Нам нужен ещё год, но всё подорожало, поэтому дайте денег». Неужели нашёлся бы застройщик, который дал бы деньги? Были бы суды, нашли бы других подрядчиков. А когда дело касается государственных денег, говорят: «Молодцы, вот деньги, стройте!» Как это назвать?