17.11.23

Позвонить нельзя написать

Существуют ли правила общения в мессенджерах и как воспитать чувство виртуального этикета?

Правило хорошего тона — сначала напиши, потом звони!

Не звони мне, не звони

Несмотря на обилие ежедневных коммуникаций, мир сворачивается «клубком», как ёж-интроверт: если ещё вчера люди спокойно звонили друг другу, то сегодня на это имеет право лишь самый близкий ваш родственный круг. Общение стремительно уходит из вербального голосового сегмента в текстовый, а случайные звонки выглядят как наглое нарушение ваших личных границ. Как рассказал на открытом уроке в школе №29 руководитель Центра цифровой трансформации Новосибирской области Евгений Попантонопуло, общение в мессенджерах обеспечивает неприкосновенность я-пространства, что очень важно при нынешнем вале информации и скоростном темпе жизни.

Психологи считают, что звонок без предупреждения — это всегда коммуникация, навязанная вам кем-то другим, а когда вас вынуждают что-то делать без вашего согласия, то это сразу вызывает отторжение. Поэтому нежелание разговаривать по телефону можно объяснить попыткой защитить себя от чужого вторжения, а также снизить количество психической нагрузки на один квадратный сантиметр мозга. И в этом случае мессенджер выступает в роли вашего личного ассистента, который защищает вас от избыточной коммуникации, а ещё хранит в своей памяти все нюансы общения с коллегами-партнёрами. Вам не надо держать в голове алгоритмы общения с конкретным человеком — это делает за вас мессенджер.

— По себе знаю, что внезапный телефонный звонок уже на физическом уровне рвёт ткань дня, — считает психолог-консультант Анна Веселина. — В моём профессиональном сообществе уже становится нормой сначала в мессенджере согласовать время звонка, а потом звонить. И это не про ритуалы, а про большее уважение к другому человеку и про изменение этикета, чьё главное предназначение — предсказуемость взаимного поведения в обществе. К тому же телефонный разговор у многих всегда вызывает некий стресс, особенно когда человеку, в силу профессиональных причин приходится общаться с малознакомыми или вообще незнакомыми людьми.

Эксперт уверен: написать текстовое сообщение в подобных случаях — избавить себя от краткосрочного, но всё же стресса. Кроме того, перед отправкой сообщение можно отредактировать, а вербальное слово, как известно, не воробей. Другое дело, что лучше пойти в соседнюю комнату и поцеловать ребёнка на ночь, чем посылать ему в мессенджере смайлики и «чмоки-чмоки». А тенденции к такому общению уже есть — российские социологи считают, что молодые люди всё больше предпочитают переписку живому разговору, потому что в мессенджере меньше шансов испытать чувство неловкости, чем в реальности. Ситуация пока не критична, но эксперты предупреждают: текстовые сообщения лишены человеческих эмоций и спонтанных реакций, которые нам необходимы в «живой жизни», — цифра убивает чувства и развивает эмоциональную отчуждённость.

— Мне кажется, что увлечение общением в мессенджерах обесценивает человеческие отношения, — рассуждает гештальт-терапевт Зоя Титкова. — Сообщение — это ограничение по знакам и эмоциям. В плане делового общения — идеально. А вот в плане личного я бы советовала живые разговоры, в том числе и по телефону. Нужно сознательно иногда выбирать более сложный формат общения, чем пара фраз в мессенджере. Многие мои клиенты, особенно после локдауна, когда весь мир общался в том числе и через текстовые сообщения, стали жаловаться, что они быстро устают от телефонных разговоров даже с очень близкими людьми. Я пока не могу утверждать однозначно, но по моим наблюдениям постоянное общение в мессенджерах приучает людей к ограниченным формам проявления своих эмоций и переживаний. Всё-таки человеческое общение — это не только обмен информацией.

ВНИМАНИЕ

Правила виртуального этикета
  • Уважайте личные границы 
    Если у человека в мессенджере стоит значок «только личные сообщения», не надо ему звонить.
  • Пишите всё в одном сообщении 
    Не надо дробить ваше сообщение на отдельные слова — это раздражает. Особенно в групповых чатах.
  • Не пишите «портянки» текста 
    Сообщения, где вы рассказываете историю «от рождества христова» читать никто не будет. Пишите порционно, выделяйте главную мысль.
  • Подражайте собеседнику
    Пишите в стиле вашего делового партнёра или руководителя. Это облегчит коммуникацию. Но это правило только для деловой переписки.
  • Не отправляйте пустое «спасибо»
    После диалога с вашим собеседником не отправляйте ему отдельным сообщением «спасибо». Добавьте свою благодарность в последнее сообщение с важной информацией.
  • Соблюдайте пунктуацию
    Не надо думать, что интернет всё спишет. Пунктуация в сообщениях поможет верно донести смысл вашего послания.
  • Учитывайте ритм жизни
    Не пишите вечером, ночью и в выходные, когда люди отдыхают. Если это не жизненно важная ситуация.
Фильтруйте контент

У молодых людей, которые сегодня играют роль амбассадоров виртуальных коммуникаций, пальцы, похоже, выполняют функции голосовых связок — с такой скоростью они набирают сообщения. Но и для них в этом пространстве много подводных камней: существует ли этикет общения в мессенджерах? Голосовое или всё-таки текст? Всероссийская акция «Уроки цифры» призвана ликвидировать безграмотность в этом вопросе — история вновь вышла на очередной спиральный виток. В нашем регионе эту просветительскую акцию поддержали министерство образования и министерство цифрового развития и связи Новосибирской области, запустив серию открытых уроков «Мессенджеры», где спикеры делятся с ребятами основами интернет-безопасности и азбукой виртуального этикета. Самый главный посыл — внимание! — всё, что вы пишете и пересылаете, хранится на серверах бессрочно! Виртуальные рукописи сегодня точно не горят, поэтому фильтруйте контент.

Главный вопрос сегодняшнего дня: может ли приличный, образованный человек отправить голосовое сообщение? Разумеется, это очень удобный, быстрый и даже живой формат общения, но он почему-то многих раздражает. Эксперты минцифры считают, что важные вещи, к примеру, в деловой сфере, лучше обозначать текстом, чем одушевлять голосом — вашему собеседнику придётся несколько раз переслушивать ваше голосовое, прежде чем он вычленит нужный фрагмент. А вы не знаменитый тенор, чтобы вызывать вас на бис, да и время это отнимает. Кстати, в групповых чатах вообще лучше отказаться от голосовых сообщений. Ещё важно помнить, что переписка в мессенджере не равна личному общению: человек не сможет считать ваш эмоциональный настрой, поэтому во время переписки держите в уме: я для собеседника — всего лишь текст. Если уж в реальной жизни мы склонны приписывать другому не свойственные ему интонации, которые вас вдруг задели, то в «ваших интернетах» вообще невозможно понять настроение виртуального визави. К примеру, в вашей личной системе коммуникационных координат короткое «Ок» означает «понял, принял, согласен, всё в порядке». А для другого это «между нами лёд», холод, отчуждение, недовольство и равнодушие.

— Мы живём в мире проекций и переносов, рассматривая других людей через оптику собственного я, — добавляет ясности в картину Зоя Титкова. — Поэтому во время виртуального общения помните о главных вещах: чаще всего люди не имели в виду то, что вам показалось. Если вы что-то не понимаете — задайте вопрос. Но и вас могут понять неправильно, поэтому старайтесь предельно чётко формулировать свою мысль. И чувство юмора тоже у каждого своё. То, что считается смешным в вашем кругу, может обидеть другого человека.

В мире переносов мессенджеры, кстати, очень важны в коммуникациях «заказчик — клиент». Дело в том, что у живого разговора есть психологическая особенность — как только он заканчивается, то остаётся только в памяти собеседников, а его интерпретации, как говорил выше эксперт, зависят от нашей оптики. Поэтому все считают «я помню, что говорил!», а в итоге вы вряд ли докажете обратное. А в мессенджере всё уже зафиксировано. Ну и напоследок — удар по самому «святому» от наших экспертов. Никогда в переписке с малознакомыми людьми не используйте виртуальные эмоции! Все эти «сердечки», «костерки», смайлики — всё то, что мы любим. Всякая попытка нашпиговать короткий текст эмоциями делает ваше сообщение запутанным и двусмысленным, не обостряйте, не надо. Всем удачных коммуникаций. «Костерок», «сердечко».

КОММЕНТАРИИ

Анна Редькина, образовательный центр РОСТ: «Предпочту, если перед созвоном спросят сообщением, удобно ли мне разговаривать, или назначат время звонка и предупредят о продолжительности разговора».

Наталья Авдеева, театр «Старый дом»: «Раздражает, когда пишут по делу не одним сообщением, а кучей по одному слову, и нужно ждать, пока телефон прокукарекается».

Юлия Кузнецова: «Из нехорошего в современной коммуникации в мессенджерах. Сообщения в рабочих группах вечером и ночью за пределами рабочего времени. Корявое и обрывочное изложение сути вопроса. Времени на разгадывание чужих ребусов, как правило, нет, желания тоже».

Сергей Владимиров, писатель: «Голосовые — верх неуважения. Особенно когда что-то действительно важное и срочное передают. Мало ли где я?! Переписка в мессенджере удобнее всего ещё потому, что сохраняется и важное не забудешь».
Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Валерия ПАНОВА
back
up