17.07.24

Тонкая работа

Нейропсихолог Наталья ФРОММ — о том, почему в работе с психикой требуется индивидуальный подход, чем удивляет человеческий мозг и как сохранить психическое здоровье, невзирая на стрессы

ДОСЬЕ
НАТАЛЬЯ ФРОММ
В сфере нейропсихологии работает около 20 лет. Окончила Новосибирский государственный университет по специальности «психолог», Новосибирский государственный медицинский университет — «медицинский психолог», Российский университет дружбы народов по психофизиологии. Свыше 15 лет преподаёт в новосибирских вузах. Резидент Академпарка, вместе с коллегами разработала VR-тренажёр для помощи детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). 

— Расскажите, что это за профессия — нейропсихолог? Как вы стали им? Мечта такая была или само как-то сложилось?

— Нейропсихолог работает с поведенческими проявлениями мозговых нарушений. Эта наука лежит на стыке психологии, неврологии и психиатрии. Мечтать с детства стать нейропсихологом, наверное, невозможно. Ведь это очень тонкая сфера наук, о которой даже будущие психологи обычно узнают лишь на третьем курсе обучения в вузе. Активный профессиональный интерес у меня возник, когда я в первый год после окончания университета работала в психиатрической больнице. Тогда к нам поступил пациент с отсутствием 1/4 части мозга. Это был удивительный человек для меня. Нет такой огромной доли мозга — а его психические функции настолько скомпенсированы оставшейся частью, что когда он был в бейсболке, то внешний наблюдатель по общему поведению совершенно не мог заподозрить, какого колоссального объёма у него травма. С тех пор — вот уже почти 20 лет — я заинтересована вопросом о том, насколько велики компенсаторные возможности мозга и как можно в целом развивать мозг и при травмах, и в нормальном состоянии.

— Сегодня вы не только нейропсихолог, но ещё и руководитель реабилитационного центра. С чего началась его история? Как вообще возникла идея создания такого учреждения?

— Мой центр начался с того, что я ушла из другого, где работала заведующей, однако у меня не сложились отношения с собственниками, так как мне крайне не нравилось их отношение ни к своим сотрудникам, ни к клиентам. Поэтому когда я оттуда ушла, то один из малышей, которого я вела там как нейропсихолог, тоже вынужден был покинуть тот центр. Спустя некоторое время я случайно встретила маму этого ребёнка на улице, от неё узнала, что они ушли и не могут найти специалиста, который смог бы заниматься с ребёнком. «Если вы куда-то ещё устроитесь или откроете свой центр, дайте нам, пожалуйста, знать, мы хотим, чтобы вы занимались с нами», — попросила она. В итоге я продала один из своих объектов недвижимости и на эти деньги открыла свой собственный центр.

— Говорят, что детей с различными нарушениями здоровья становится всё больше. В своей работе замечаете рост? И с чем это может быть связано?

— Да, детей с различными нарушениями сейчас действительно очень и очень много. И год от года их становится всё больше. Сегодня свыше 75 процентов всех детей раннего школьного возраста имеют те или иные заболевания. Причин, по которым дети катастрофически теряют здоровье, много: начиная от экологических и заканчивая социальными и даже воспитательными. Образ жизни современного среднестатистического человека, в том числе ребёнка, совершенно не способствует сохранению тела в здоровом состоянии. Очень много есть вредного — начиная от пищи, режима сна, двигательной активности и заканчивая социально-культурными особенностями: малое количество прямого, эмоционально адаптивного общения с родителями, педагогами, сверстниками. Даже сам факт того, в каком состоянии находятся женщины, будучи беременными и вынашивая детей, имеет много моментов, которые негативно влияют на развитие ребёнка внутриутробно, когда только формируются его тело и нервная система.

— Встречал мнение, что профессиональных психологов катастрофически не хватает. Есть и те, кто говорит о том, что ими должны быть лишь люди с медицинским образованием. А как считаете вы?

— Профессиональных психологов в целом достаточно много — если говорить о психологии как о профессии, поскольку вузы готовят достаточно много таких специалистов. Другое дело, что специалистов, работающих именно в сфере медицинской психологии, действительно очень и очень немного. Как и в силу того, что именно такой специализации учит уже намного меньше вузов, так и потому, что в процессе обучения многие студенты понимают, что это очень непростая деятельность, и чтобы в ней стать признанным профессионалом, придётся пройти долгий и трудный путь. А такие перспективы отнюдь не всех радуют, поэтому, даже получив специализацию по клинической психологии, работать в эту сферу не идут, а уходят в более лёгкие направления либо вовсе в другие профессии. Так что именно клинических психологов, действительно, очень мало на рынке труда. Отмечу, что медицинский психолог — это всё-таки именно психолог, а не врач. То есть он имеет не медицинское, а именно психологическое образование. Но такая часть науки психологии, как клиническая психология, действительно связана с работой психолога именно в медицинских учреждениях, так как они владеют знаниями, лежащими на стыке психологии и медицины.

— С какими проблемами к вам чаще всего обращаются?

— В моём центре есть несколько направлений коррекции. Это и коррекция развития детей, и восстановление нарушенных функций мозга у взрослых, перенёсших травмы мозга и иные неврологические заболевания. Но эти два направления психологической коррекции относятся именно к клинической (медицинской) психологии. А есть и другое направление — оно как раз связано с психологической помощью в рамках отношений в семье, а также чисто психологическими проблемами детей и взрослых (эмоциональными, поведенческими, коммуникативными). Обращения бывают по очень разным поводам. Наиболее частыми являются, конечно, проблемы поведения.

— В конечном итоге любое лечение направлено на то, чтобы человек вылечился, стал полноценным членом общества?

— Не совсем так. Иногда лечение даже в чисто медицинском значении направлено просто на поддержание процессов жизнедеятельности. То же самое, конечно, есть и в сфере медицинской психологии: какие-то состояния, да, можно вывести путём планомерной и систематической коррекции в норму, но какие-то таковы, что нормой, в общепринятом смысле этого слова, они никогда не станут. Однако чтобы дети не стали недееспособными инвалидами, за которыми нужен постоянный присмотр и помощь в жизнедеятельности, их, конечно, нужно развивать, адаптировать к жизни в обществе и к возможности самостоятельного обслуживания себя.

— Некоторые люди просто не могут посещать врачей и ездить в Новосибирск или другой крупный город. Используются ли удалённые методы работы и вообще насколько они эффективны?

— Насколько продуктивен или нет онлайн, судить сложно, так как всё зависит от очень большого количества факторов. С точки зрения получения консультаций, он, конечно, продуктивен и даже порой не менее, чем очная живая беседа со специалистом. Что же касается коррекционных процессов, то тут живого специалиста онлайн-формат, конечно, не заменит. Никому ведь не приходит в голову пломбировать зубы или вырезать себе аппендицит по инструкции врача-хирурга, дающего консультацию онлайн. Но при этом почему-то многие думают, что с психикой работать можно и в таком формате, всё будет хорошо и благополучно.

— Если говорить о психическом здоровье людей в целом, что могли бы отметить? И как сохранять спокойствие, когда так много раздражающих факторов и нестабильности?

— Психическое, как и физическое, здоровье любого человека зависит, в первую очередь, от него самого: от его затрат на его развитие и поддержание. Как для тела существуют определённые правила его развития (хороший сон, хорошая пища, большое количество движений, помогающие организму получать полезные элементы и избавляться от вредных), так и для психики есть определённые правила поддержания её чистоты и избавления от вредных состояний. Это и развитие эмоциональной стабильности, и проработка негативных установок, и формирование оптимистичной и проактивной позиции в отношении как себя, так и окружающих. Также важно избирательное отношение к поступающей информации, участие в творческой деятельности и предоставление психике возможностей отдыха. Всё это позволяет держать себя в здоровом и плодотворном состоянии.

Василий АКИМОВ | Фото из личного архива Натальи Фромм
back
up