Вызов принят
Предложить новую модель развития России и помочь Новосибирской области определиться со своим местом в мировой экономике намерены новосибирские учёные
Рабочая встреча губернатора Андрея Травникова и сотрудников Института экономики и организации промышленного производства СО РАН.
Научное сообщество со своим экспертным мнением будет играть всё более важную роль в развитии Новосибирской области. Об этом шла речь на рабочей встрече губернатора Андрея Травникова и сотрудников Института экономики и организации промышленного производства СО РАН.
Новосибирск всегда славился своим научным потенциалом. Причём речь идёт не только об исследованиях физиков и математиков или новых технологиях производства. Сегодня учёные разрабатывают научно-исследовательские предложения по построению эффективной организации развития экономики Новосибирской области. В новой политической и экономической ситуации взгляд экспертов, их мнения и предложения особенно важны. Именно при их поддержке органы власти смогут определить и правильно выбрать траекторию дальнейшего развития региона и укрепления экономики. Андрей Травников подчеркнул, что участие специалистов Института экономики и организации промышленного производства СО РАН необходимо при решении важнейших задач развития Новосибирской области.
России сегодня необходимы новые модели развития, отвечающие современным вызовам и угрозам, отмечают эксперты. В Институте сейчас реализуются два проекта в рамках региональных грантов РНФ — «Оценка и прогнозирование пространственного развития Новосибирской области на основе интеграции баз микроданных, геоинформационных систем и аппарата эконометрического моделирования» и «Вовлечённость молодёжи в процессы изменений в сферах образования, экономики и общества».
— Мы предлагаем пять необходимых шагов для успешной реализации целей пространственного развития России. Во-первых, это определение и реализация процедур регулирования (индикативного планирования), создания и реализации цепочек создания стоимости (социальной ценности). Во-вторых, определение состава и этапности воссоздания в экономике ключевых (импульсных) цепочек создания стоимости (социальной ценности), в том числе внутрирегиональных и межрегиональных. Формирование системы органов регулирования и реализации комплексных проектов на основе цепочек создания стоимости (социальной ценности). Важную роль играет и формирование современной информационной инфраструктуры для реализации предлагаемых проектов. И наконец, подготовка кадров, обладающих необходимыми компетенциями и навыками, — рассказал директор Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, академик Валерий Крюков.
Разворот российской экономики на Восток повышает статус Новосибирска как инфраструктурного центра. За последние годы город резко нарастил мощности по обработке грузов. Эксперты отмечают, что развитие логистических возможностей не только разошьёт узкие места в транспортной системе России, но и подтолкнёт к росту другие отрасли экономики Западной Сибири. Прекращение торговых отношений с западными странами и переориентация российской экономики на восточные направления привели к перекройке традиционных торговых потоков. И для многих компаний Новосибирск стал своеобразной точкой входа на рынки Китая, Казахстана и Центральной Азии.
— Роль Новосибирска в транспортной системе страны, как и роль логистики в экономике региона, традиционно очень велика. Новосибирский транспортный узел на протяжении порядка 100 лет является крупнейшим на востоке России, — говорит ведущий научный сотрудник Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, доктор экономических наук Владимир Клисторин.
Хотя и здесь придётся столкнуться с определёнными проблемами и вызовами, отмечает эксперт.
— Многое будет зависеть от модернизации магистральных путей, в первую очередь Транссиба. Транспортная отрасль России несколько подотстала в развитии. Образовались узкие места, которые необходимо расшивать, — считает Владимир Клисторин.
Дело в том, что для современной экономики характерны высокие транспортные издержки. Логистические проекты позволяют их снизить, а значит, и подтолкнуть к росту другие отрасли экономики. Неоспоримо, что в решении подобных вопросов важно мнение научного сообщества. И власти региона готовы к нему прислушаться и даже внести соответствующие коррективы в различные программы.
— Важна актуализация стратегии социально-экономического развития, причём не переписывание стратегии в той редакции, которая у нас есть. Понятно, что требуется актуализация показателей. Но, кроме собственно актуализации того массива прогнозных цифр и вообще информации, которая сегодня заложена в стратегии, меня больше интересуют инструменты её реализации. Важно аргументировать, доказать приоритетность некоторых направлений. Если мы говорим, что логистика для нас — приоритет, надо подвести аргументацию, что в ближайшие годы наши усилия, в том числе и бюджетные инвестиции, мы должны направлять на развитие этой инфраструктуры. Если мы говорим, что высокотехнологичный, инновационный, средний и малый бизнес для нас приоритетны, было бы здорово понять, что нужно дополнить в наших мерах поддержки, для того чтобы развивать эти направления, — отметил Андрей Травников.
Уже более 100 лет Новосибирск является крупнейшим транспортным узлом на востоке страны.
Эти задачи приобретают особую важность в связи с тем, что, по мнению многих экспертов, экспортно-сырьевая ориентация уже исчерпала себя. Поэтому нужен коренной пересмотр экономической модели с опорой на инвестиции в технологическую модернизацию. При этом обычный рост инвестиций в жилищное строительство и инфраструктуру не создаёт заделов для технологического рывка. Поэтому сейчас идёт поиск экономической модели, которая учтёт принципиально новые условия и обеспечит качественный рывок.
— Если в 2000–2007 годах вклад экспорта товаров и услуг в прирост реального ВВП России составил 41 процент, то в 2015–2022 годах — только восемь. Крайне важно учитывать резкое замедление темпов роста экономики России за этот период. Так, если в 2000–2007 годах она росла в среднем в год на 7,2 процента, экспорт — на 8,6, при этом потребление домашних хозяйств — на 10,5, а валовое накопление — и вовсе на 20,6, то в 2015–2022 годах все показатели росли в среднем околонулевыми темпами, — отметил в своём исследовании замдиректора Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН Вадим Гильмундинов.
— Я и мои коллеги заинтересованы в профессиональном, научном, экспертном взгляде на развитие области, на её место в макрорегионе в связи с тем, что идёт большая работа по реализации стратегии развития Сибирского федерального округа, — заявил Андрей Травников.
Андрей ТРАВНИКОВ, губернатор Новосибирской области:
— У нас удивительно «выстрелил» национальный проект «Производительность труда». Это было неожиданно — столько лет мы потратили на привлечение западных консультантов по бережливому производству, и вдруг наши центры компетенции за два года дали такой эффект.