15.08.25

Как прикрепиться к поликлинике?

Очередной материал в рамках совместного проекта «Имеете право» Уполномоченного по правам человека в НСО и газеты «Ведомости» посвящён новому порядку выбора поликлиники

Минздрав России утвердил новый порядок выбора медицинской организации, который вступает в силу с 1 сентября 2025 года.

Для прикрепления к поликлинике и получения медицинской помощи нужно выбрать подходящую (в том числе по территориально-участковому принципу) медорганизацию, которая участвует в региональной программе госгарантий оказания бесплатной медпомощи.

При выборе медорганизации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, представитель медорганизации (к примеру, сотрудник регистратуры поликлиники) должен ознакомить гражданина:

  • с перечнем врачей-терапевтов, врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) или фельдшеров, врачей-специалистов соответствующего профиля (при оказании первичной медико-санитарной помощи);
  • с количеством граждан, выбравших указанных медицинских работников;
  • со сведениями о территориях обслуживания (врачебных участках) указанных медицинских работников при оказании ими медицинской помощи на дому.

После выбора медорганизации необходимо подать заявление (лично или через своего представителя на бумажном носителе с предъявлением оригиналов документов или их заверенных копий либо в электронном виде через личный кабинет портала «Госуслуги», подписав простой электронной подписью).

В заявлении необходимо указать:
  • 1) наименование и фактический адрес медорганизации, принявшей заявление;
  • 2) ФИО руководителя медорганизации, принявшей заявление;
  • 3) информацию о гражданине: ФИО; пол; дату и место рождения; гражданство; СНИЛС (при наличии); реквизиты документа, удостоверяющего личность (для детей в возрасте до 14 лет — реквизиты записи акта гражданского состояния о рождении); номер полиса ОМС; адрес для оказания медпомощи на дому при вызове медицинского работника; контактную информацию;
  • 4) информацию о представителе гражданина (при необходимости): ФИО; реквизиты документа, удостоверяющего личность; реквизиты документа, подтверждающего статус и полномочия представителя; контактную информацию;
  • 5) наименование и фактический адрес медорганизации, к которой ранее был прикреплён гражданин;
  • 6) ФИО выбранного врача (при наличии);
  • 7) подтверждение факта ознакомления с информацией, представленной медорганизацией о перечне врачей, территории обслуживания и т.д.

При подаче заявления на бумажном носителе необходимо предъявить документ, удостоверяющий личность (для детей до 14 лет, являющихся гражданами РФ, — свидетельство о рождении), полис ОМС и СНИЛС (при наличии).

Медорганизация рассматривает заявление в течение двух дней и в случае принятия на обслуживание направляет информацию об этом в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС). Гражданину о принятом решении, как правило, сообщают по указанному в заявлении контактному телефону. Если ранее гражданин обслуживался в другой поликлинике, то ТФОМС сам уведомит её о снятии человека с медобслуживания.

Для прикрепления к медорганизации, расположенной вне региона проживания, действует тот же алгоритм.

Важно!
Поменять медорганизацию разрешается только раз в год. Исключение — переезд или длительное пребывание вне региона постоянной регистрации.

Если прикрепившемуся гражданину нужна плановая специализированная медпомощь (в рамках территориальной программы госгарантий), то направление на её оказание может быть выдано:

  • лечащим врачом медорганизации, к которой он прикреплён;
  • лечащим врачом медорганизации по соответствующим профилям медпомощи.
Важно!
При выдаче направления лечащий врач медорганизации обязан проинформировать гражданина о медицинских организациях, участвующих в реализации территориальной программы, в которых возможно оказание медицинской помощи с учётом сроков её ожидания. Выбор конкретного места, куда гражданин будет направлен для оказания плановой специализированной медпомощи, остаётся за гражданином.

Действующее законодательство об охране здоровья не предусматривает отказа в прикреплении пациента по таким причинам, как загруженность врачей или дефицит медицинского персонала, проживание на иной, не закреплённой за медицинской организацией, территории и т. п. Однако на практике такое случается. Чтобы узнать причину отказа, необходимо обратиться в поликлинику. Если гражданин не согласен с принятым решением, он имеет право обратиться в страховую организацию, которая оформляла полис ОМС. Там проверят правомерность отказа и расскажут о дальнейших действиях.

Фото Валерия ПАНОВА
back
up